Содержание финансовой политики в зарубежной экономической литературе

В некоторых зарубежных учебниках по теории финансов основные составляющие финансовой политики организации и домохозяйства раскрываются в ходе рассмотрения так называемых «финансовых решений», принимаемых фирмой или домохозяйством в процессе управления денежными средствами.

Так, при характеристике финансов домохозяйств в зарубежной финансовой теории принято выделять четыре типа финансовых решений. В первую очередь рассматриваются решения о потреблении и сбережении денежных средств, которые оказывают непосредственное влияние не только на уровень благосостояния членов домохозяйства в текущем и долгосрочном периоде времени, но и определенным образом воздействуют на финансовую политику организаций (фирм) и субъектов власти.

Так, если у домохозяйства наблюдается превышение доходов над текущим потреблением (Д > Рт), т.е. накапливаются сбережения, то в такой ситуации индивид, участвуя в инвестиционном процессе, оказывает влияние на инвестиционную политику организаций и в конечном итоге стимулирует развитие экономики государства.

В ситуации, когда все доходы используются исключительно на финансирование текущих потребностей домохозяйства и у большого количества домохозяйств наблюдается дефицит собственных финансовых ресурсов (Д < Рт), происходит усиление их финансовой поддержки со стороны государства, что непосредственным об- разом влияет на содержание государственной финансовой политики в социальной сфере.

Степень сбалансированности доходов и расходов домохозяйства влияет на дальнейший выбор направлений финансовой политики домохозяйства и принятие соответствующих финансовых решений. При наличии персональных накоплений у домохозяйства возникает потребность в инвестировании временно свободных денежных средств с целью их дальнейшего приумножения и максимально прибыльного использования.

В данных обстоятельствах домохозяйство разрабатывает собственную инвестиционную политику, включающую инвестиционные решения об объектах, сроках, объемах и других показателях предполагаемой инвестиционной деятельности. Напротив, в случае дефицита собственных финансовых ресурсов домохозяйство вынуждено привлекать необходимые средства из других источников, т.е. принимать решения о финансировании своих расходов с использованием заемных средств.

Однако и в случае финансирования дефицита средств домохозяйства за счет заемных источников, и при осуществлении инвестиционной деятельности домохозяйство сталкивается с определенными финансовыми рисками, для минимизации которых оно также должно принимать финансовые решения, связанные с управлением риском. Взаимосвязь и взаимообусловленность всех составляющих финансовой политики домохозяйства, рассматриваемых в зарубежной экономической литературе, представлены на рис. 8.1.

Состав финансовых решений организаций более разнообразен в виду более широкого круга видов осуществляемой финансово-хозяйственной деятельности, больших объемов и количества осуществляемых финансовых операций. Поэтому финансовая политика организации, в отличие от домохозяйства, характеризуется значительным масштабом, нацеленностью в большей степени не только на текущий, но и на долгосрочный период времени, активным использованием научных теорий финансового менеджмента в ходе ее разработки, а в крупных организациях — оформлением во внутренних документах организации.

В нашей стране длительное господство классической теории финансов, которая преобладала практически до середины 1990-х гг., объяснялось существовавшим в советское время политическим строем, типом экономического развития (централизованная плановая экономика), господствовавшей экономической теорией, которые отрицали частную собственность, рыночные механизмы регулирования экономики и предусматривали централизацию всех финансовых ресурсов на макроуровне. В этих обстоятельствах основное внимание отечественных ученых-экономистов было направлено на разработку теории и практики государственных финансов.

В советский период развития экономики нашего государства неоднократно делались попытки улучшить хозяйственный механизм на уровне предприятий. Например, в середине 1960-х гг. была сделана попытка проведения реформы финансов государственных предприятий в рамках разработанной профессором Е.Г. Либерманом экономической реформы.

Декларировалось повышение научного уровня руководства экономикой, усиление стимулирующего воздействия прибыли на развитие производства, расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Впоследствии, в конце 1970-х гг. стала внедряться модель отраслевого хозрасчета и самоокупаемости, а в 1980-х гг. проводился эксперимент по внедрению на предприятиях полного хозрасчета и самофинансирования.

Однако на практике ни реформа 1960-х гг., ни последующие преобразования в сфере финансов предприятий не были полностью реализованы, поскольку, по мнению большинства ученых-экономистов, в условиях господства государственной формы собственности и слабой разработанности прикладных аспектов теории финансов предприятий невозможно было достичь оптимального сочетания централизованного управления, основанного на бюджетном перераспределении основного объема финансовых ресурсов, с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий.

Начавшийся в середине 1980-х гг. переход нашего государства к рыночному типу экономического развития, обусловивший развитие частного сектора экономики, становление национального финансового рынка, усиление значимости финансов организаций и домохозяйств в развитии национальной экономики, выявил необходимость активного использования основных концепций зарубежной теории финансов для грамотного построения и организации финансовых отношений в частном и государственном секторах экономики.

В результате в настоящее время можно говорить о существенном влиянии на развитие современной российской финансовой науки основных зарубежных концепций и теорий финансов и финансового менеджмента.

Следствием активного использования положений зарубежной финансовой школы в отечественной финансовой науке стало расширение объектов ее изучения, что применительно к финансовой политике проявляется в расширении состава субъектов финансовой политики. Так, наряду с изучением финансовой политики государства в настоящее время уделяется отдельное внимание рассмотрению особенностей разработки финансовой политики коммерческих и некоммерческих организаций и домохозяйств.

При этом главная роль в обеспечении устойчивости финансовой системы страны, интеграции национальной экономики в мировое хозяйство, достижении конкурентных преимуществ национальных производителей и обеспечении роста благосостояния населения принадлежит финансовой политике государства и его территориальных образований.

Отсюда можно сделать вывод, что финансовая политика государства имеет приоритетное значение для стабильного экономического развития, оказывает непосредственное влияние на цели и задачи финансовой политики как организаций, так и домохозяйств, и именно ей отводится главная роль при рассмотрении финансовой политики каждого из экономических субъектов. Взаимосвязь между финансовой политикой государства, финансовой политикой субъектов хозяйствования и финансовой политикой домохозяйств представлена на рис. 8.2.

Финансовая политика государства оказывает определенное влияние на содержание финансовой политики организации в части оптимизации налоговых платежей, а также политики привлечения финансовых ресурсов из бюджетов разных уровней, строящейся с учетом форм и условий предоставления бюджетных средств. Кроме того, цели и задачи финансовой политики государства влияют на экономические условия функционирования организации, также учитываемые при формировании ее финансовой политики.

Среди всех субъектов хозяйствования наибольшее воздействие финансовая политика государства оказывает на политику тех организаций, учредителем которых являются соответствующие субъекты власти (в Российской Федерации — это органы государственной власти и органы местного самоуправления), поскольку их основная деятельность полностью или частично финансируется из бюджета соответствующего уровня бюджетной системы.

Финансовая политика государства, особенно в социальной сфере, непосредственным образом воздействует на финансовую политику домохозяйств как в части формирования их доходов, так и при определении направлений использования средств домохозяйства.

В отличие от финансовой политики государства, непосредственно влияющей на финансовую политику организаций и домохозяйств, последние имеют лишь косвенное воздействие на государственную финансовую политику. Так, от финансовой политики домохозяйства и организации зависит объем средств, поступающих в экономику государства в форме инвестиций, налоговых и неналоговых платежей, дополнительных отчислений денежных средств в государственные пенсионные программы, что влияет на цели и задачи финансовой политики государства и его территориальных образований в экономической и социальной сферах.

Существует также определенная взаимосвязь между финансовой политикой организации и финансовой политикой домохозяйства. Например, политика экономически активного населения в области доходов в определенной степени зависит от политики организации в вопросах оплаты труда и материального поощрения работников, дивидендной политики, и напротив, политика домохозяйства в части использования собственных сбережений влияет на инвестиционную политику организации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)