Соблюдение законов об охране труда

Вопросы охраны труда работников регулируются следующими основными нормативными правовыми актами.

К ним относятся:

  • Конституция Российской Федерации (ст.37);
  • Трудовой кодекс РФ (главы 33 – 36);
  • Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г.;
  • Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г.;
  • постановление Правительства РФ «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда» от 9 сентября 1999 г.;
  • Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г.;
  • постановление Правительства РФ «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» от 23 мая 2000 г.;
  • Положение о Федеральной инспекции труда, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 г.;
  • Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе федеральных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.

Профессиональные союзы в лице соответствующих органов имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.

Осуществляя надзор за исполнением законов, прокуроры руководствуются приказом Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от 22 мая 1996 г. № 30: «При проверках на предприятиях и в организациях анализировать выполнение работодателями обязанностей по созданию работникам безопасных условий труда» (п. 10.1) и указанием «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности» от 6 июля 2000 г. № 107/7: «Обеспечить своевременную и тщательную проверку каждого случая производственного травматизма на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности».

При проверке прокурор обращает внимание на следующие основные вопросы:

  • разработаны ли на предприятии меры, направленные на обеспечение здоровых и безопасных условий труда, включены ли конкретные вопросы охраны труда в коллективный договор; как осуществляется контроль за их реализацией; какие меры и по чьей вине не приняты;
  • соблюдаются ли работодателями нормативные требования, направленные на предотвращение несчастных случаев на производстве, в том числе своевременность проведения инструктажей по вопросам техники безопасности, производственной санитарии и других правил; обеспечиваются ли соответствующие категории работников специальной одеждой и другими средствами индивидуальной защиты; проводятся ли в необходимых случаях обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников;
  • используются ли по прямому назначению средства и материалы, выделенные для проведения мероприятий по охране труда, не было ли случаев расходования этих средств на другие цели;
  • выполняются ли работодателями требования закона по сокращению и ликвидации профессий с тяжелыми и вредными условиями труда, устранению запыленности и загазованности производственных помещений, шума и вибрации, по предупреждению заболеваний на производстве;
  • не нарушаются ли нормы об охране труда женщин и несовершеннолетних; а также действующие на предприятиях правила и инструкции по охране труда и технике безопасности, производственной санитарии, по гигиене труда и противопожарной безопасности;
  • каково состояние производственного травматизма на предприятии, его уровень и динамика; расследовались ли работодателем причины несчастных случаев, какие меры приняты по их устранению.

Анализируя состояние производственного травматизма, прокурор изучает:

  • годовые статистические отчеты территориальных органов Государственного комитета РФ по статистике о производственном травматизме (форма № 7 – «Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях» с указаниями по заполнению – введена постановлением Госкомстата России «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения на 2001 год» от 20 октября 2000 г.);
  • отчеты предприятий и приложения к отчетам, содержащие анализ причин несчастных случаев на производстве;
  • материалы проверок, проводившихся вышестоящими органами управления юридического лица;
  • акты проверок соблюдения коллективного договора о фактическом выполнении указанных в нем мероприятий по охране труда;
  • материалы проверок государственных инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда;
  • предписания соответствующих государственных надзорно-контрольных органов об устранении допущенных нарушений и недостатков, а также документы работодателя об их исполнении.

На выявленные нарушения закона прокурор реагирует путем:

  • предъявления соответствующих регрессных исков о возмещении ущерба, причиненного предприятию выплатой определенных сумм рабочим и служащим в связи с увечьем или иным повреждением здоровья;
  • возбуждения уголовного дела или производства об административном правонарушении, внесения представления или других актов.

Особое внимание при проверке обращается на соблюдение установленного постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве» от 11 марта 1999 г. № 279 (в редакции от 24 мая 2000 г.) порядка учета несчастных случаев на производстве. С этой целью изучаются: акты по форме Н-I; сведения о нетрудоспособности; записи в журналах здравпунктов предприятий; данные травматологических пунктов; данные из журналов регистрации групповых, тяжелых, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)