Организационно-управленческие факторы повышения эффективности деятельности органов прокуратуры

Внедрение современных форм и методов организации труда и управления является мощным стимулом повышения эффективности деятельности органов прокуратуры. Различные организационно-управленческие факторы значимо влияют также на качество труда прокуроров и следователей, их удовлетворенность работой, социально-психологический климат в коллективах и психологическое самочувствие сотрудников.

Каждому руководителю органов прокуратуры следует знать, как прокурорские работники воспринимают и оценивают влияние различных организационно-управленческих факторов и использовать эти знания в своей практической работе, при взаимодействии с подчиненными. Учет профессионального мнения сотрудников прокуратуры позволит руководителю любого уровня более четко определить приоритеты в своей работе и спланировать деятельность подразделения, наладить конструктивное сотрудничество с подчиненными, организовать эффективную работу коллектива с учетом потребностей и запросов его членов.

Как показали результаты проведенного исследования, от 30 до 40% опрошенных сотрудников негативно оценили различные аспекты организации работы в органах прокуратуры. Так, неудовлетворенность работников вызывает чрезвычайно высокий уровень производственной нагрузки, слишком большой объем работы при остром дефиците времени, бесконечные перегрузки, значительное число внеплановых заданий, в том числе не связанных с их основными функциями.

Высокий уровень бюрократизации в деятельности прокуратуры (засилье формализма, рутины, канцелярщины) – еще одна важнейшая причина, снижающая удовлетворенность трудом. Принятые формы статистической отчетности оцениваются как формальные показатели, не учитывающие специфику, сложность и реальный объем работы.

Вызывают претензии сотрудников формы и методы материального и морального поощрения.

Более трети сотрудников не удовлетворены объемом и качеством информации, поступающей к ним из других подразделений данного органа прокуратуры. Естественно, что проблемы внутриорганизационного взаимодействия, оптимизации информационных потоков и документооборота менее остро стоят в небольших по численности прокуратурах районного и городского звеньев. Однако они сохраняют свою актуальность для всего ведомства в целом. Так, существенные нарекания вызывают объем и качество информации, поступающей из вышестоящих органов прокуратуры. Аналогичная картина складывается и при изучении мнений обследованных относительно организации документооборота (он не устраивает более четверти сотрудников).

Наконец, каждый пятый опрошенный сотрудник прокуратуры негативно оценивает возможности практической реализации результатов своего труда.

В целом выделяются следующие основные проблемы и недостатки организационно-управленческого плана, снижающие эффективность деятельности органов прокуратуры, вызывающие недовольство работников. Крайне негативно сказываются на социально-психологическом самочувствии многих прокурорских работников, состоянии их здоровья, на качестве труда постоянные перегрузки, огромный объем выполняемой работы, острый недостаток свободного времени. Нецелесообразно надеяться на увеличение штатной численности органов прокуратуры, рост аппарата как на основной способ решения данной проблемы.

Интересно
Возможные варианты облегчения ситуации с производственной нагрузкой: пересмотр приоритетов в работе; сосредоточение основных усилий на важнейших стратегических направлениях деятельност;, освобождение прокурорских работников от несвойственных им функций, излишней канцелярщины, равномерное распределение производственной нагрузки между сотрудниками с учетом способностей и возможностей каждого работника; а также более рациональное использование штатной численности прокуратур.

Генеральной прокуратуре РФ и прокурорам субъектов Федерации следует предоставить большую самостоятельность горрайпрокуратурам в решении оперативных вопросов, определении приоритетов в работе с учетом местной специфики. Необходимо также устранить дублирование ведомственных нормативных актов, когда приказы и распоряжения Генерального прокурора РФ, обязательные для исполнения всеми сотрудниками органов прокуратуры, дословно повторяются на местах в приказах руководителей областных и приравненных к ним прокуратур и не дополняются необходимыми указаниями с учетом местных условий.

В организационном плане чрезмерная формализация, бюрократизация работы проявляется:

  • в чрезмерно усложненном документообороте, порядке подготовки и принятия решений, согласования и утверждения приказов, распоряжений, иных нормативных документов;
  • в жесткой структуре “вертикальных” связей руководства – подчинения внутри ведомства и слабости “горизонтальных” связей и взаимодействия между подразделениями и отдельными органами прокуратуры;
  • в искаженной структуре информационных потоков, недостаточной информированности сотрудников о работе соседей, при которой дефицит сведений из официальных источников компенсируется различного рода слухами;
  • в нерациональной организационной структуре;
  • в ориентации лишь на количественные, зачастую формальные показатели при оценке работников и целых подразделений.

В психологическом плане бюрократизация реализуется:

  • в повышенной секретности, кулуарности при подготовке важнейших управленческих решений;
  • в особом стиле работы, характеризующемся жесткой регламентацией в отношениях, подчеркнутой субординацией, чинопочитанием, и одновременно высокомерным, пренебрежительным отношением к подчиненным;
  • в авторитарном стиле управления;
  • в повышенном внимании к чисто внешним, формальным аспектам деятельности.

Бюрократическая структура, как правило, чрезвычайно устойчива и крайне плохо реформируется, подобный стиль работы имеет тенденцию к самораспространению, им легко “заражаются” новые генерации сотрудников организации, такой стиль быстро становится привычным, воспринимается как нормальный.

Бюрократизация крайне негативно сказывается и на результативности деятельности сотрудников прокуратуры. Поэтому важнейшим направлением в ломке бюрократических стереотипов в работе, во взаимодействии с подчиненными принадлежит в первую очередь руководителям, поскольку именно они, как правило, формируют стиль взаимоотношений в коллективе, правила и нормы поведения. Для большинства сотрудников, особенно молодых, опытный руководитель является не только авторитетом, но и образцом для подражания, они вольно или невольно копируют его стиль поведения, манеру общения и т.д.

Важнейшим направлением усилий руководителей всех уровней по совершенствованию деятельности органов прокуратуры должно стать повышение продуктивности работы, ее нацеленности на конечный практический результат.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)