Смыслы государственного образования

Иногда для обозначения этой педагогической действительности используется понятие «школьной педагогики».

Однако, это не вполне точно: во-первых, сама сфера образования несколько шире представлений о педагогике, как науке или профессии.

Во-вторых, система государственного образования включает не только детей школьного возраста, но и дошкольников, и взрослых (например, государственные учреждения повышения квалификации и переподготовки обучают специалистов, уже имеющих дипломы о профессиональном образовании и опыт профессиональной деятельности).

Между тем, при всем разнообразии государственных образовательных учреждений, программ и форм обучения, нас будет интересовать внутренняя смысловая сторона этой реальности.

Прежде всего, попытаемся ответить на простейший вопрос, который обычно задают дети родителям: зачем мне учиться? Надо сказать, разные родители отвечают на этот вопрос по-разному, однако существует универсальный ответ со стороны государства: для того, чтобы стать гражданином.

До тех пор, пока человек существовал в условиях изолированной общины, обучение не носило специального характера, и не было обязательным.

Однако, по мере того, как человек переходит от простейших видов деятельности (охота, собирательство, земледелие) ко все более сложным ремеслам, а ранее изолированные общины соединяются и образуют поселения, постепенно трансформирующиеся в города, возникает проблема: полноценная жизнь в условиях поселения (и, тем более, крупного государства) требует от человека соблюдения определенных правил и норм общественного поведения, а также – владения большим количеством умений и навыков, которые не могут быть сформированы в семье (участие в выборах, ответственность в суде и др.).

Интересно
Наибольших успехов в городском (и, соответственно, государственном) строительстве достигли Древняя Греция и Древний Рим, и именно в этих государствах-империях сложилась модель государственного образования, с незначительными изменениями существующая по сей день.

Ниже мы приведем основные особенности системы образования во взаимосвязи с породившей их государственно-политической потребностью.

Связь образования и гражданства. До сих пор, образование остается одной из основных практик воспроизводства общественного уклада и государственного строя.

В этой связи, образование предназначено только для граждан (детей граждан), получение образования является необходимым условием вступления молодого человека в гражданские права, а сама система образования финансируется из налогов граждан. Возможность получения образования лицами без гражданства (таковыми в древнем мире были рабы), либо же гражданам других государств оставалось темой серьезных дискуссий на протяжении столетий.

Обязательность обучения чтению и письму.

Одним из обязательных признаков развитого государства является правовая система, утверждающая взаимные права, обязанности всех граждан и обеспечивающая управление обществом посредством издания и применения законов.

Культурной первоосновой этой государственной практики является всеобщая грамотность – каждый гражданин должен уметь читать, понимать и исполнять государственные законы, а наиболее разумные и справедливые – участвовать в их создании и принятии. Эта установка имеет множество следствий: во-первых, само понятие языковой нормы и литературного языка возникает только в условиях крупного государства-империи, во-вторых, утверждение правового статуса образования (в частности, придание ему всеобщего и обязательного характера) также находится в компетенции государства.

Связь государственной и образовательной иерархии. По мере распространения образования, возникает проблема взаимоотношений между правителями и образованными людьми.

С одной стороны, должности правителей, нередко передающиеся по наследственному признаку, не обязательно требовали образованности от кандидата на власть; с другой стороны, высокий уровень образования у человека, не обладающего знатным происхождением, не гарантировал занятия высокой должности. Со временем, эта проблема приобрела чрезвычайную важность для античной философии (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.).

Общий вывод, содержащийся в большинстве их трактатов, заключается в необходимости сочетания индивидуальных добродетелей, высокого образования и политической власти, как одно из условий общественного благоденствия.

Главенствующая роль школы в системе государственного образования. Несмотря на то, что формы образования варьировались в значительных пределах (так, например, Сократ учил на площади, а Аристотель – прогуливаясь по дорожкам сада), основной формой образования оставалась школа.

Среди причины подобной устойчивости школы можно выделить:

  • в основе школьного уклада находится общепризнанный, но практически недостижимый гармоничного человека, в котором сочетаются умственное, нравственное и физическое развитие;
  • школа обеспечивает сохранение и накопление общественной традиции, передачу знаний от поколения – к поколению, а условия школьного обучения способствуют формированию патриотизма, чувства национально-государственного единства;
  • в школе дети приучаются действовать совместно, руководствоваться в своей жизни и деятельности общепризнанными правилами и нормами, при этом, школа может создать условия для индивидуализации обучения, стимулировать учащихся к достижению социальной и культурной компетентности, развитию способностей и сил;
  • школа позволяет в некоторых случаях исправить недостатки и ошибки семейного воспитания, скорректировать жизненную траекторию ребенка из неблагополучной семьи;
  • в многонациональном и поликультурном обществе государственная школа позволяет сгладить межнациональные различия, обеспечить гармонизацию межэтнического взаимодействия.

Следует отметить, что эти и многие другие идеи, объединенные в понятие «классической педагогики» являются в современном образовании предметом критической переоценки.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)