Системная теория лидерства

Важный теоретический подход в понимании происхождения лидерства представлен в системной теории лидерства, согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – как субъект управления этим процессом.

Согласно данному подходу, лидерство интерпретируется как специфическая функция группы, и изучать его следует с точки зрения целей и задач социальной группы, длительности ее существования, хотя и психологическая структура личности лидеров тоже принимается во внимание.

Связь качеств руководителя с определяющими эти качества факторами можно представить в виде описательной модели:

К= F {G, W, S, P, D},

где
К — система качеств лидера;
G — статические и динамические характеристики группы;
W — характеристики вида деятельности группы;
S — характеристики ситуации, в которой находится группа, и которая определяет необходимость и характер перемен;
Р — личностные особенности человека, претендующего на роль лидера;
D — процесс взаимодействия претендента и группы, ход развития ситуации.

В 50-е гг. XX в. Р. Бейлзу и Ф. Слейтору удалось выявить феномен ролевой дифференциации лидерства (рис. 2.4). Исследователи отмечают наличие двух фундаментальных ролей лидера в социальной группе: роль инструментального лидера и роль эмоционального лидера.

Системная теория лидерства

Эти роли связаны с разными аспектами групповой динамики: роль инструментального лидера включает действия, направленные преимущественно на решение поставленной перед группой задачи, а роль эмоционального лидера предполагает действия, относящиеся в основном к сфере внутренней интеграции группы.

Интересно
В соответствии с этим в социальной группе могут быть одновременно два лидера: инструментальный (деловой), нацеленный на задачу и обеспечивающий группе успех, достижение; эмоциональный (экспрессивный), нацеленный на интеграцию межличностных отношений и обеспечивающий в группе благоприятный социально- психологический климат.

Каждый из этих лидеров обладает преимущественной ориентацией: в первом случае – на «дело», во втором случае – на членов группы. В разных ситуациях групповой жизни один из этих типов лидеров может быть востребован больше.

Одним из критериев эффективности лидерства выступает степень авторитета лидера. В управленческой и психологической литературе выделяют две формы авторитета: формальный и психологический авторитет (рис. 2.5).

Системная теория лидерства

Формальный авторитет обусловлен специфическим набором властных полномочий и прав, которые дает лидеру занимаемый им пост.

Формальный, должностной авторитет способен обеспечить не более 65% влияния лидера на своих подчиненных. Стопроцентную отдачу от работника лидер может получить, лишь опираясь еще дополнительно и на свой психологический авторитет.

Психологический авторитет, в свою очередь, состоит из морального и функционального авторитета

Моральный авторитет зависит от нравственных качеств лидера, таких, как ответственность, самостоятельность, справедливость и др.

Функциональный авторитет определяется компетентностью лидера, его деловыми качествами и отношением к своей профессиональной деятельности.

Низкий функциональный авторитет лидера приводит, как правило, к потере его влияния на подчиненных, что вызывает в качестве компенсаторной агрессивную реакцию со стороны субъекта власти по отношению к подчиненным, ухудшение социально-психологического климата, снижение результатов деятельности группы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)