Система управления затратами на предприятии

Система управления затратами как инструмент оптимизации всех затрат является составной частью системы управления деятельностью предприятия, что отражено на рис. 1.5.

Система управления затратами на предприятии

Управление затратами не является самоцелью, а абсолютно необходимо для достижения планируемых экономических параметров деятельности предприятия.

Функции управления затратами первичны по отношению к производству, то есть для достижения заданного производственного, экономического, технического или другого результата деятельности предприятия сначала нужно осуществить соответствующие затраты.

Другими словами, назначение управления затратами заключается в достижении планируемых результатов деятельности предприятия с наименьшими затратами ресурсов (наиболее экономичным способом).

Предметом управления затратами являются затраты предприятия во всем их многообразии.

При организации эффективной системы управления затратами на предприятии необходимо принимать во внимание следующие ключевые особенности затрат:

  • многообразие, требующее детальной классификации затрат и применение обширного комплекса разнообразных приемов и методов управления, подбор которых возможен на основе:
  • выявления характера и степени влияния отдельных видов затрат на результаты деятельности;
  • оценки возможности воздействия на уровень отдельных видов затрат;
  • правильного отнесения затрат на продукцию, подразделения, виды деятельности;
  • трудности и трудоемкость измерения, учета, анализа и оценки, поскольку все методы измерения и учета затрат имеют свои ограничения;
  • динамизм (изменчивость), поскольку:
  • постоянно изменяются цены на сырье и материалы, комплектующие, тарифы на энергоносители и услуги (связь, транспорт и т. д.);
  • пересматриваются нормы расхода производственных ресурсов в связи с совершенствованием продукции, применением прогрессивного оборудования, разработкой новых видов продукции;
  • сложность и противоречивость влияния отдельных видов затрат на экономический результат деятельности предприятия.

Условия организации системы управления затратами на предприятии представлены на рис. 1.6.

Управление затратами на предприятии представляет собой реализацию всего комплекса функций управленческого цикла, направленных на снижение всех видов затрат с целью повышения эффективности использования всех видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, нематериальных, информационных) на предприятии.

Управление затратами на предприятии является ключевой составляющей управленческой деятельности на предприятии.

Цель управления затратами на предприятии заключается в снижении (оптимизации) всех видов затрат.

Система управления затратами на предприятии

Задачами управления затратами на предприятии являются:

  • определение затрат по основным (всем) функциям управления;
  • формирование методологии управления затратами на предприятии и отражение в учетной политике и методических документах предприятия, а также постоянная адаптация средств автоматизации учетно-расчетных операций;
  • формирование системы управленческого (производственного) учета;
  • применение технических способов и средств измерения и контроля затрат;
  • расчет затрат по экономическим элементам, отдельным видам продукции, подразделениям предприятия;
  • разработка и применение системы нормирования затрат;
  • калькулирование себестоимости продукции/ работ/ услуг;
  • подготовка информационной базы о составе, структуре, объеме, уровне затрат для разработки и принятия эффективных обоснованных управленческих решений;
  • поиск резервов снижения затрат на всех этапах производственного процесса и во всех подразделениях предприятия;
  • принятие решений по качеству и ассортименту продукции, запуску в производство новых образцов продукции;
  • формирование и совершенствование системы управления затратами, соответствующей специфике и условиям деятельности предприятия;
  • формирование информационной базы для разработки и реализации политики ценообразования;
  • выявление взаимосвязи «объем-затраты-прибыль» с целью управления безубыточностью как производства отдельных видов продукции, так и предприятия в целом.

Основные принципы управления затратами на предприятии:

  • системность, предполагающая комплексное исследование всех элементов системы управления затратами как целостной системы взаимосвязанных элементов (объект, субъект, механизм);
  • методическое единство, основывающееся на единстве концепций, подходов, методов, информационного обеспечения во всех сферах (планирование, учет, анализ, оптимизация) и на всех уровнях управления затратами;
  • динамичность, заключающаяся в осуществлении всего комплекса мер по управлению затратами на всех стадиях жизненного цикла продукции – от разработки до утилизации;
  • сбалансированность качества и стоимости, предполагающая органичное сочетание снижения затрат с заданным уровнем качества;
  • контроллинг, состоящий в постоянном учете, контроле и анализе затрат с целью предотвращения образования их перерасхода, недопущения непроизводительных затрат. Ведение постоянного поиска резервов и комплексное внедрение эффективных методов снижения затрат;
  • информированность, основывающаяся на формировании и постоянном совершенствовании информационно-аналитического обеспечения управления затратами;
  • учет отраслевой и региональный специфики предприятия, особенностей организации производственного, снабженческо-сбытового, учетно-аналитического процессов на предприятии;
  • вовлеченность, заключающаяся в усилении заинтересованности работников всех подразделений предприятия в снижении, оптимизации затрат предприятия.

Управление затратами на предприятии представляет собой процесс планомерного целенаправленного воздействия субъектов управления на объекты в ходе реализации политики управления затратами (как части финансовой политики предприятия) в рамках функционирования финансового механизма предприятия (рис. 1.7).

Система управления затратами на предприятии

Во-первых, объектами управления выступают все виды затраты на разработку, производство, реализацию, эксплуатацию (использование) и утилизацию продукции/ работ/ услуг, производимые, как отдельными подразделениями, так и предприятием в целом.

Во-вторых, субъектами управления затратами на предприятии являются высшее руководство и руководители среднего звена, специалисты учетно-аналитических отделов и производственных подразделений. Отдельные функции и элементы управления затратами выполняются служащими предприятия при выполнении своих прямых производственных обязанностей.

В-третьих, сам процесс управленческого воздействия субъекта на объект осуществляется посредством механизма управления затратами (как части финансового механизма предприятия), представляющего собой совокупность различных способов, методов и инструментов управления затратами предприятия, а также нормативно-правового и методического обеспечения.

Механизм управления затратами представляет собой систему организации планирования и использования ресурсов предприятия.  Механизм управления затратами имеет сложную структуру, объединяющую различные взаимосвязанные элементы, соответствующие разнообразию затрат предприятия.

Элементы механизма управления затратами предприятия представлены на рис. 1.8.

Система управления затратами на предприятии

Метод – это способ управленческого воздействия на учетно-аналитический процесс формирования и списания различных видов затрат.

Управление затратами на предприятии осуществляется посредством широкого спектра методов учета, анализа и оптимизации различных видов затрат и расходов, а также калькулирования себестоимости производимой продукции/ работ/ услуг. Выделяют значительное разнообразие методов управления затратами.

Инструмент – прием (способ) действия метода. Можно выделить значительное количество инструментов управления затратами. Это: учетная запись; счет; классификация; группировка; калькуляции; форма; карточка; наряд на выполнение работ; смета затрат; бюджет.

По сути, с помощью инструментов происходит: планирование, учет, мониторинг, контроль, анализ различных затрат на предприятии.

Правовое обеспечение охватывает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы.

Нормативные требования устанавливают единые правила организации и ведения учетного процесса.

Правовое обеспечение функционирования механизма управления затратами на предприятии включает в себя:

  • кодексы (ГК РФ, НК РФ, ТК РФ);
  • федеральные законы;
  • Постановления Правительства РФ;
  • Приказы и Письма Министерств и ведомств;
  • Устав и лицензии предприятия.

Нормативное обеспечение функционирования механизма управления затратами на предприятии охватывает всю нормативную документацию деятельности каждого субъекта и включает в себя следующие:

  • инструкции;
  • методические указания;
  • учетную политику;
  • амортизационную политику;
  • нормы и нормативы расхода ресурсов;
  • другую нормативную документацию.

Информационное обеспечение функционирования механизма управления затратами на предприятии включает в себя возможную релевантную для принятия финансово-управленческих решений информацию.

Интересно
Техническое и программное обеспечение функционирования механизма управления затратами на предприятии охватывает весь
спектр применяемых в управленческой деятельности технических средств и программных продуктов. Использование современного обеспечения позволяет автоматизировать рутинные управленческие операции по сбору, учету, группировке, мониторингу, контролю, анализу и моделированию постоянно увеличивающихся баз данных.

В-четвертых, целью и одновременного планируемым результатом осуществления указанного воздействия выступает политика управления затратами, а точнее, достижение зафиксированных в данной политике параметров различных видов затрат. Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью механизма управления затратами.

Другими словами, конструкция механизма управления затратами приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, то есть принятия политики управления затратами на предприятии. Детально проработанная политика управления затратами обеспечивает как избежание и предотвращение ошибочных, неэффективных действий в области затрат, так и сокращение вероятности неиспользования перспективных возможностей в бизнесе.

Содержание системы управления затратами как составной части системы управления деятельностью предприятия проявляется в реализуемых управленческих функциях:

  • прогнозирование и планирование затрат и определяющих их факторов;
  • организация и координация деятельности по управлению затратами;
  • организация учета затрат по объектам учета и по центрам ответственности;
  • регулирование затрат при изменении условий деятельности;
  • мотивация персонала, стимулирование экономии и установление форм ответственности за нерациональное использование ресурсов;
  • анализ затрат и определяющих их факторов;
  • контроль;
  • поиск резервов и путей снижения затрат;
  • оценка и повышение эффективности функционирования системы управления затратами.

Таким образом, система управления затратами выступает одной из основных составляющих системы управления на предприятии в целом. При этом детально проработанная политика управления затратами позволит избежать и предотвратить ошибочные, неэффективные действия в области использования ограниченных ресурсов предприятия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)