Содержание воспитательного процесса в образовательном учреждении

В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь указывается, что содержание воспитания основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.

Процесс воспитали можно рассматривать как присвоение системы общечеловеческих и национальных ценностей, а сами ценностные ориентиры считать содержанием воспитания. Содержание воспитания, в основе которого лежат разные уровни культуры личности (нравственной, эстетической, гендерной, семейной, гражданской, правовой и т.д.), подводит ребенка к жизненному самоопределению и жизнеспособности (В.Т. Кабуш).

По существу, содержанием воспитания выступает вся культура, в процессе вхождения в которую человек становится личностью и членом общества.

Приоритетом государственной политики в современном образовании выступает стратегия развития и обогащения интеллектуального потенциала нации в условиях формирования единого идеологически ценностного пространства, как образовательных учреждений, так и всего общества.

В связи с этим актуальной педагогической задачей является разработка эффективной, целостной, научно обоснованной системы идеологической и идейно-воспитательной работы, обеспечивающей параметры культуры: среды, отношений, деятельности.

Идеологическая и идейно-воспитательная работа образовательного учреждения понимается как одна из основных функций системы образования.

Интересно
В мае 2003 г. Министерство образования Республики Беларусь направило в учебные заведения «Концептуальные основы идейно-воспитательной работы с детьми, учащейся и студенческой молодежью» для организации идеологической и идейно-воспитательной работы.

В данном документе актуализирована проблема идеологического воспитания подрастающего поколения с точки зрения возможности создания базиса личности, формирования направленности, определяющей отношения человека к происходящим событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям.

Государство выступает тем социальным институтом, в котором осваиваются нормы поведения и деятельности, осознаются права и обязанности, происходит социализация личности.

Любое государство сильно своими законами, стратегией развития, определенной идеологией. Идеология способна объединить общество и способствовать гражданскому согласию, если в ее основе лежат общечеловеческие ценности и национальные интересы.

Принципами идеологической и идейно-воспитательной работы в условиях общего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования выступают:

  • принцип профессионализма и компетентности, предполагающий подготовку компетентных специалистов в области идеологической и идейно-воспитательной работы;
  • принцип преемственности, означающий постепенное и поэтапное ознакомление учащихся с основами научных знаний и последовательное формирование на их основе научного мировоззрения, постепенное формирование идеалов, ценностей, убеждений в конкретной деятельности, поведении, поступках и отношениях;
  • принцип целостности и системности, предполагающий как активное включение в идейно-нравственную работу всех субъектов педагогического процесса, так и сотрудничество всех государственных, общественных организаций и объединений, где учащиеся могут получить навыки проявления социальной активности, общения, выражения социальноприемлемых форм поведения;
  • принцип деятельности, означающий необходимость приблизить идейно-воспитательную работу к конкретным делам, поступкам, акциям, действиям, максимум активности в планировании, проектировании организации дел со стороны учащихся и минимум со стороны взрослых.

Целью идеологической и идейно-воспитательной работы со школьниками, учащейся и студенческой молодежью в современных условиях является привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности и формирование активной гражданской и личной позиции молодежи в становлении сильного и авторитетного государства.

К основным направлениям идейно-воспитательной работы в учебном заведении относятся:

Идеологическое воспитание, которое должно быть ориентировано на познание и принятие личностью основ государственной идеологии, осознание основных идей и принципов, на которых строиться идеология суверенной Беларуси, принятие национальной идеи, формирование мировоззрения, стремление к качественным преобразованиям в обществе и др.

Идейно-политическое воспитание, которое должно быть ориентировано на осмысление молодежью проводимой Республикой Беларусь политики устойчивого экономического и социально-политического развития, позволяющего занять достойное место в сообществе других государств, учет интересов независимости и безопасности государства, ознакомление и аргументированную оценку деятельности партий и движений, воспитание молодежи на принципах консолидации, политического плюрализма и гражданского согласия, формирование политических взглядов и убеждений, основанных на принципах демократии, социальной справедливости и защиты, заботы государства о каждом человеке.

Интересно
Гражданско-патриотическое воспитание, которое ориентировано на формирование чувства любви и уважения к своей Родине, чувства гордости за достижения Беларуси, приумножение авторитета страны через собственные достижения в обучении, труде, спорте, общественной жизни, формирование гражданской позиции, уважение Конституции Республики Беларусь, осознание роли государства и общества как гарантов максимального развития интересов и способностей человека, повышения уровня и качества жизни граждан на основе стимулирования их трудовой и социальной активности и др.

Идейно-нравственное воспитание, которое призвано формировать у подрастающего поколения моральные качества: нравственность, коллективизм, трудолюбие, уважение к традициям и общественным нормам, направлено на освоение личностью базовых компонентов культуры, творческого и инициативного отношения к труду, на развитие навыков межличностного общения и др.

Национальное и интернациональное воспитание учащихся, которое способствует осознанию ими белорусской государственности и особенностей становления белорусской науки и производства, ознакомлению с традициями, идеям и культурой белорусов, приобщению их к национальному наследию.

Интернациональность сегодня – это уважение интересов других наций, терпимое отношение к другой позиции и другому мнению, вера в общечеловеческий разум и возможность мирного урегулирования конфликтов.

Нравственная культура характеризует степень освоения обучающимся морального опыта общества, меру воплощения этого опыта в поведении и в отношении с другими людьми.

Воспитание нравственной культуры предполагает приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным моральным ценностям, потребность в нравственном самосовершенствовании.

Содержание воспитательной работы по формированию нравственной культуры личности включает в себя создание у обучающихся представления и понимания нравственных основ общества, развитие нравственных чувств (совестливости, сопереживания, честности), воспитание высоких моральных качеств (доброты, милосердия и др.), формирование норм поведения (вежливости, тактичности, соблюдение правил этикета и др.).

Формирование опыта нравственного поведения личности будет успешным, если создается совокупность следующих педагогических условий (КВ. Гавриловец):

  • в учебно-воспитательном процессе будут использоваться технологии удовлетворения потребностей в переживании чувства личностного достоинства, ситуаций успеха, творческой самореализации, формирования оценочных суждений, аналитических и рефлексивных умений, обеспечивающих воспитаннику возможность нравственного самоопределения, осмысленной инициативы в ситуациях морального выбора;
  • в содержание образования будут вводиться различные курсы и спецкурсы, развивающие этическое видение мира и закладывающие фундамент этических знаний, умений, переживаний, самостоятельного мышления в сфере морали;
  • будут найдены эффективные средства сотрудничества и коррекции опыта нравственного поведения школьников.

Нравственность как личностное образование может выполнить своя регулятивную функции только при условии ее эмоционально-нравствелятъ не единичные акции, а являться составной частью долгосрочных программ, направленных на формирование безопасного и ответственного поведения подрастающего поколения.

Составными элементами таких профилактических программ могут быть всевозможные виды деятельности: разовые мероприятия, акции, Интернет – конференции, информационные кампании, театрализованные представления, тематические дискотеки, конкурсы, спортивные мероприятия, разработка и издание буклетов, журналов, видеоматериалов, социальной рекламы, направленной на профилактику употребления психоактивных веществ.

Таким образом, для организации и проведения воспитательной работы в образовательном учреждении необходимо понимать под содержанием воспитания элементы базовой культуры (О.С. Газман), освоение которых служит формированию личности школьника.

Воспитание направлено на формирование базовой культуры личности, которую можно определить как систему норм, убеждений, ценностей, стиля жизни, поведения.

Базовая культура личности, по мнению О.С. Газмана, является основой для определения и описания содержания воспитания и включает в себя совокупность «культур»: культуру жизненного, учебного и профессионального самоопределения, политическую и правовую культуру, экономическую и трудовую культуру, интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую, а также культуру семейных отношений и общения и др.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)