Система образования

В общем смысле термин «система» (от греческого «systema») понимается как «план, порядок расположения частей целого, предначертанное устройство, ход чего-либо, в последовательном связном порядке».

В толковом словаре русского языка термин «система» понимается, в том числе, как «форма организации чего-либо, совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединенных в одно целое».

В широком смысле «система» – это порядок, планомерность, правильность в расположении частей; связанное целое; совокупность взаимодействующих элементов (составных частей).

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об образовании в РФ» система образования включает в себя:

  • ФГОС и федеральные государственные требования, образовательные стандарты;
  • образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности;
  • организации, осуществляющие образовательную деятельность;
  • педагогических работников;
  • обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
  • федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие
    государственное управление в сфере образования;
  • органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
  • организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности;
  • оценку качества образования;
  • объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование объединено под единым понятием «общее образование». Ранее именуемые «ступени общего образования» стали «уровнями общего образования». Дошкольное образование – это первый уровень общего образования (ст. 63 Федерального закона «Об образовании в РФ»). При этом дошкольное образование, в отличие от начального общего, основного общего, среднего общего образования, не предполагает проведение промежуточной и итоговой аттестации воспитанников по образовательным программам дошкольного образования (ст. 11, 58, 59 и 64 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Интересно
В рамках образовательных программ среднего профессионального образования выделены две программы – подготовка квалифицированных рабочих, служащих и подготовка специалистов среднего звена (ст. 12 Федерального закона «Об образовании в РФ»). Начальное профессиональное образование приравнено к уровню среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) (ч. 1 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Таким образом, обучающиеся, которые приняты на обучение по образовательным программам начального профессионального образования до 1 сентября 2013 года, считаются принятыми на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования.

На данных обучающихся распространяются права и обязанности обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования (ч. 3 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в РФ»).
«Послевузовское профессиональное образование» стало уровнем высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации. «Докторантура» регламентируется не в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», а Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Федеральный закон «Об образовании в РФ» изменил систему образовательных программ. Согласно ст. 12 Федерального закона «Об образовании в РФ» в Российской Федерации по уровням образования реализуются следующие образовательные программы.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)