Реорганизация образовательного учреждения

Реорганизация образовательного учреждения – это прекращение и (или) изменение организационно-правовой формы или правового статуса учреждения при сохранении правопреемственности. Реорганизовать организацию означает ее преобразовать, переустроить структуру, управление при сохранении основных средств, производственного потенциала предприятия.

Реорганизация юридического лица (ст. 57–60 ГК РФ) связана с правопреемством реорганизованного юридического лица и необходимостью его соответствующего надлежащего правового оформления (наличие передаточного акта и разделительного баланса, государственная регистрация вновь возникшего юридического лица либо внесение изменений в учредительные документы существующих юридических лиц и т.д.).

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица как единое целое (универсальное правопреемство) в соответствии с передаточным актом (ст. 59 ГК РФ).

Следует отметить, что переходят права и обязанности, которые не только признаются или оспариваются сторонами, но и те, которые на момент реорганизации не выявлены, но существуют независимо от указания на них в передаточном акте.

В частности, ст. 75 ТК РФ устанавливается, что при реорганизации образовательного учреждения к вновь возникшим юридическим лицам
переходят трудовые обязательства перед работниками и обязательства по обеспечению реализации права граждан на бесплатное и общедоступное образование.

Реорганизация образовательного учреждения может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (п. 1 ст. 57 ГК РФ). Основаниями для проведения реорганизации являются, например, невыполнение уставных целей и задач; изменение контингента обучающихся, проживающих на территории, обслуживаемой образовательным учреждением; изменение образовательных запросов населения.

Согласно п. 2.1 ст. 16 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и ст. 18 Федерального закона «Об автономных учреждениях», принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных или казенных учреждений, если иное не установлено актом Правительства Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном:

  • Правительством Российской Федерации – в отношении федеральных учреждений;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации – в отношении учреждений субъекта Российской Федерации;
  • местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных учреждений.

Так, решение о реорганизации федерального учреждения в форме разделения, выделения, слияния (если возникшее при слиянии юридическое лицо является федеральным казенным учреждением) или присоединения (в случае присоединения федерального бюджетного или автономного учреждения к казенному учреждению) принимается Правительством Российской Федерации, а решение о реорганизации федерального учреждения в форме слияния или присоединения – Министерством образования и науки Российской Федерации.

ГК РФ предусмотрено пять форм реорганизации образовательного учреждения: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. При реорганизации в форме слияния одного юридического лица с другим создается новое юридическое лицо, к которому по передаточному акту переходят все имущественные права и обязанности каждой из реорганизованных организаций.

Реорганизуемые учреждения при слиянии прекращают свою деятельность как самостоятельные юридические лица. Капитал нового юридического лица, образовавшегося в результате слияния организаций, равен сумме активов и пассивов всех слившихся юридических лиц.

При реорганизации в форме присоединения одного юридического к другому юридическому лицу по передаточному акту к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного юридического лица. Свое существование прекращает та организация, которая была присоединена. Соответственно, присоединившееся образовательное учреждение теряет свой государственный статус и самостоятельность как юридическое лицо.

При реорганизации в форме разделения создается два или более новых юридических лица, а прежнее учреждение прекращает свое существование. При разделении образовательного учреждения его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При реорганизации в форме выделения юридическое лицо продолжает функционировать в прежнем своем качестве, но отдельные его структуры или подразделения обособляются, на их базе создается одно или несколько новых юридических лиц. К каждому из юридических лиц переходят по разделительному балансу или акту в соответствующих частях права и обязанности реорганизованного юридического лица.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)