Система источников интеллектуального права

Источниками права интеллектуальной собственности являются нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, и общепризнанные принципы и нормы международного права. Источники правового регулирования в области интеллектуальных прав традиционно подразделяются на национальные и международные.

На национальном уровне в России правовое регулирование интеллектуальной собственности составляет предмет ведения федерации, поскольку интеллектуальное право является подотраслью гражданского права, регулирование которого отнесено ст. 71 Конституции Российской Федерации только к ведению Российской Федерации.

Таким образом, ни законы субъектов Российской Федерации, ни муниципально-правовые акты источником права интеллектуальной собственности не являются. Конституция Российской Федерации – Основной закон российского государства, который устанавливает начала правового регулирования. В соответствии со ст. 44 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Данная гарантия опирается на другие положения Конституции – о защите интеллектуальной собственности, защите от недобросовестной конкуренции, свободе информации, мысли и слова, а также на общепризнанные принципы и нормы международного права. Так, согласно Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах участвующие в нем государства обязуются уважать свободу, безусловно необходимую для научных исследований и творческой деятельности. Гражданский кодекс Российской Федерации в настоящее время является основным источником норм права интеллектуальной собственности.

Гражданский кодекс Российской Федерации содержит нормы о регулировании интеллектуальной собственности в части первой: в ст. 8 (создание результатов интеллектуальной деятельности), ст. 128 (отнесение результата интеллектуальной деятельности к объектам гражданских прав), ст. 138 (понятие исключительного права). Четвертая часть ГК РФ была принята в 2006 г., вступила в силу с 01.01.20081 и посвящена исключительно регулированию интеллектуальной собственности, до принятия которой действовали отдельные законы, регулировавшие отношения в сфере авторского права и смежных прав, патентного права и т. п.

Данная часть ГК РФ состоит из разд. VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» и объединяет следующие главы:

  • гл. 69 (общие положения),
  • гл. 70 (авторское право),
  • гл. 71 (права, смежные с авторскими),
  • гл. 72 (патентное право),
  • гл. 73 (право на селекционное достижение),
  • гл. 74 (право на топологии интегральных микросхем),
  • гл. 75 (право на секрет производства – ноу-хау),
  • гл. 76 (право на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий),
  • гл. 77 (право на использование результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии).

В ГК РФ действуют общие положения, которые касаются вопросов охраны, защиты интеллектуальной собственности, договоров в этой сфере, регистрации объектов, регламентируются конкретные группы объектов авторского права, смежных прав, патентных прав, а также нетрадиционных объектов и т. д.

Отдельные главы посвящены соответственно четырем видам средств индивидуализации: фирменному наименованию, товарному знаку или знаку обслуживания, наименованию места происхождения товара и коммерческому обозначению, которые приравнены по способам охраны к результатам творческой деятельности.

Таким образом, часть четвертая ГК РФ является основным кодифицированным актом внутригосударственного регулирования права интеллектуальной собственности. Все иные законы, регулирующие отношения в сфере гражданского права, должны соответствовать ГК РФ (ст. 3).

Так, в Российской Федерации наряду с ГК РФ в области регулирования отдельных вопросов интеллектуального права действуют следующие федеральные законы:

  • от 30.12.2008 № 316-ФЗ «О патентных поверенных» (определяет требования к патентным поверенным, устанавливает порядок их аттестации и регистрации, а также определяет их права, обязанности и ответственность патентных поверенных);
  • от 25.12.2008 № 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии» (регулирует отношения по распоряжению правами на единые технологии гражданского, военного, специального или двойного назначения, которые принадлежат Российской Федерации или субъекту Российской Федерации либо совместно Российской Федерации или субъекту Российской Федерации и иным лицам, путем их передачи на основе проведения конкурсов или аукционов, а также порядок передачи прав на единые технологии без проведения конкурсов или аукционов);
  • от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применение информационных технологий, обеспечение защиты информации).

Также отдельные положения, связанные с правом интеллектуальной собственности, содержатся в других отраслях права и в соответствующих нормативных актах:

  • в налоговом законодательстве. Глава 25 НК РФ «Государственная пошлина» устанавливает пошлины за регистрацию прав интеллектуальной собственности);
  • уголовном законодательстве (ст. 146 УК РФ «Нарушение авторских и смежных прав», ст. 147 УК РФ «Нарушение изобретательских и патентных прав», ст. 180 УК РФ «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)»;
  • административном законодательстве (ст. 7.12. КоАП РФ «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав»);
  • процессуальном законодательстве (ч. 4 ст. 34 АПК РФ «Подсудность дел арбитражным судам» определяет подсудность дел суду по интеллектуальным правам).

В 2011 г. были также приняты Федеральный конституционный закон от 06.12.2011 № 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон “О судебной системе Российской Федерации” и Федеральный конституционный закон “Об арбитражных судах в Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам”» и Федеральный закон от 08.12.2011 № 422-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам», заложившие основу создания в Российской Федерации специализированного судебного органа – Суда по интеллектуальным правам, который образуется в системе арбитражных судов. К подведомственности этого суда как по первой инстанции, так и в порядке кассационного производства отнесены дела, связанные с установлением, осуществлением и защитой интеллектуальных прав.

На уровне подзаконных актов в сфере регулирования вопросов интеллектуальной собственности необходимо отметить следующие указы Президента Российской Федерации:

  • от 24.05.2011 № 673 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» (переименовал Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам в Федеральную службу по интеллектуальной собственности);
  • от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти (извлечения)».

К подзаконным актам, регулирующим отдельные вопросы права интеллектуальной собственности, также относятся постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации:

  • от 21.03.2012 № 218 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности», которым было утверждено Положение о Федеральной службе по интеллектуальной собственности и детально определен ее статус и порядок работы;
  • от 24.12.2007 № 928 «О порядке проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну»;
  • от 17.11.2005 № 685 «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности» (утвердило положение о закреплении и передаче хозяйствующим субъектам прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета);
  • от 12.03.2005 № 257-р «О назначении полномочного представителя Российской Федерации и заместителя полномочного представителя Российской Федерации в Межгосударственном совете по вопросам охраны промышленной собственности». Далее в числе подзаконных (ведомственных) нормативных актов необходимо рассмотреть приказы Минэкономразвития России, в подчинении которого находится в настоящее время Федеральная служба по интеллектуальной собственности:
  • от 01.10.2018 № 527 «О внесении изменений в Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации изобретений, и их формы и Требования к документам заявки на выдачу патента на изобретение, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 25 мая 2016 г. № 316»;
  • от 25.05.2016 № 316 «Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации изобретений, и их форм, Требований к документам заявки на выдачу патента на изобретение…»;
  • от 25.05.2016 № 315 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации изобретения и выдаче патента на изобретение, его дубликата» и др.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) – федеральный орган исполнительной власти, служба, осуществляющая функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов, товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот, соблюдения интересов Российской Федерации, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе создаваемые в рамках международного научно-технического сотрудничества.

Роспатент также осуществляет ведомственное нормативное регулирование в форме издания приказов Роспатента, например:

  • 01.04.2019 № 48 «Об утверждении Плана деятельности Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) на 2019–2024 годы»;
  • от 25.12.2018 № 231 «Об организации в Роспатенте системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства»;
  • от 24.07.2018 № 127 «Об утверждении Руководства по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации промышленного образца и выдаче патента на промышленный образец, его дубликата» и др.

Также необходимо отметить государственные стандарты в области интеллектуальной собственности, утверждаемые приказами Роспатента, в частности:

  • ГОСТ Р 55386-2012 «Интеллектуальная собственность. Термины и определения»;
  • ГОСТ Р 55385-2012 «Интеллектуальная собственность. Научные произведения»;
  • ГОСТ Р 55384-2012 «Интеллектуальная собственность. Научные открытия»;
  • ГОСТ Р 56823-2015 «Интеллектуальная собственность. Служебные результаты интеллектуальной деятельности»;
  • ГОСТ Р 56824-2015 «Интеллектуальная собственность. Использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в сети Интернет»;
  • ГОСТ Р 56825-2015 «Интеллектуальная собственность. Управление в государственной академии наук»;
  • ГОСТ Р 56826-2015 «Интеллектуальная собственность. Таможенная защита».

При рассмотрении источников интеллектуального права большое значение имеют постановления Конституционного Суда Российской Федерации. Так, например, в 2016 г. КС РФ признал неконституционными положения ГК РФ, касающиеся минимального размера компенсации за нарушение интеллектуальных прав (см. Постановление КС от 13.12.2016). Правда, вопрос о том, входят ли акты КС РФ в источники права, спорный. Что касается актов толкования норм права, то они источниками права (в том числе и интеллектуального) не являются. Однако их значение велико, так как они существенно влияют на формирование судебной практики.

Судебные прецеденты по делам, вытекающим из авторских и патентных споров, играют важную роль в деятельности судов, функционировании законодательства и развитии юридической науки. Их место и роль в системе правового регулирования определяются необходимостью конкретизации правовых норм в процессе их применения, а также восполнения пробелов в праве, которые неизбежно появляются.

Таким образом, постановления Пленума и Президиума Верховного Суда Российской Федерации и постановления Пленума и Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (в той части, в которой они продолжают действовать) являются актами официального толкования правовых норм.

К таким постановлениям относятся, например, следующие:

  • Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»;
  • Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2014 № 50 «О примирении сторон в арбитражном процессе»;
  • Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 60 (ред. от 02.07.2013) «О некоторых вопросах, возникших в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам»;
  • Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2013 № 5793/134 (согласно данному постановлению ответчик не использовал свой товарный знак и не представил судам доказательств, что неиспользование произошло по не зависящим от него обстоятельствам, что в соответствии с гражданским законодательством является основанием для досрочного прекращения правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования, суд установил, что требования истца подлежат удовлетворению);
  • Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2013 № 2050/135 (суд отменил постановления арбитражного апелляционного суда и арбитражного суда округа и оставил без изменения решение арбитражного суда г. Москвы об отказе в государственной регистрации товарного знака, поскольку регистрация спорного товарного знака на имя предприятия направлена на неправомерное получение коммерческих выгод и преимуществ за счет продукции общества и способна привести к возникновению у потребителя представления о принадлежности товаров известной продукции общества);
  • Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» (п. 83–94);
  • Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.03.2009 № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Важное значение для формирования единообразной судебной практики по делам, связанным с применением законодательства об интеллектуальной собственности, имеют также информационные письма и обзоры судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (а ранее и Высшего Арбитражного Суда).

В частности следующие:

  • информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2007 № 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности»;
  • обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016) (п. 21 и 22);
  • обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.09.2015).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)