История возникновения института интеллектуальной собственности

Творческий труд существовал испокон веков, как и информация. Однако основы их правовой регламентации только формируются, внимание к интеллектуальной собственности со стороны законодателей все больше возрастает, что доказывает ее необходимость и актуальность. Уже в Древней Греции появилось понятие интеллектуальной собственности, в частности авторского права.

Интересно
Законотворец признавал политическое, экономическое и социальное значение произведений литературы и искусства. Произведения писателей и поэтов должны были доводиться до публики в неискаженном виде. Римскому праву были уже известны понятие гонорара как формы оплаты творческого труда, особенности права собственности на произведения искусства.

Однако результаты интеллектуальной деятельности распространялись вне рынка, не являясь объектами экономического оборота, рыночных отношений. Правовое оформление экономической стороны творчества долгое время не осуществлялось. Потребность торговать ими возникла значительно позднее.

Оратор Цицерон, летописец Нестор, философ Спиноза и другие, как правило, зарабатывали деятельностью, не связанной с их творчеством. Их благополучие целиком зависело от благосклонности правителей.

Леонардо да Винчи вынужден был признавать: «Служу тому, кто мне платит».

Моцарт и Сальери были придворными музыкантами. Появлению большинства шедевров способствовали частная финансовая поддержка и «внерыночное обеспечение» вплоть до конца XVIII в. Однако не может быть культуры без творчества, а творчества без творцов, способных прокормить себя своим трудом. Первоначально охрана интересов авторов и их правопреемников обеспечивалась с помощью системы привилегий, выдаваемых милостью монарха.

Власть государства всегда поддерживала отдельных издателей и владельцев мануфактур. Впервые патент на изобретение был выдан в 1421 г. городской управой Флоренции на имя Филиппо Брунеллески, который изобрел корабельный поворотный кран. В Англии древнейший из всех патентов был пожалован Генрихом VI в 1449 г. выходцу из Фламандии Джону из Ютимана на изготовление цветного стекла для окон Итонского колледжа.

В период бурного развития экономических отношений и расширения влияния представителей капитала система привилегий сменяется нормами права, признающими за авторами и их правопреемниками право на монопольное использование в течение установленного срока принадлежащих им произведений и технических новинок. Право изобретателей было впервые упомянуто в хартии от 19.03.1474 в Венеции, в которой стало признаваться их моральное право и исключительное право на использование в течение ограниченного периода времени своего изобретения.

Первый авторский закон появился в 1710 г. в Англии, известный под названием «Статут королевы Великобритании и Ирландии Анны Стюарт» и содержавший один из важнейших принципов авторского права – принцип «копирайт» – право на охрану опубликованного произведения, запрет тиражирования произведения без согласия.

Автору предоставлялось исключительное право на публикацию произведения в течение 14 лет с момента его создания, а также была дана возможность продления этого срока еще на 14 лет при его жизни, а автору опубликованного произведения исключительное право разрешать его переиздание в течение 21 года с момента вступления статута в силу.

Интересно
Согласно статуту незаконная перепечатка книг наказывалась уничтожением неправомерно напечатанных экземпляров и штрафом. Статутом охранялись только книги, и в нем ничего не говорилось о других произведениях. Обязательным условием принятия произведения под охрану являлась его регистрация в реестре компании книгоиздателей.

Затем авторские и патентные законы были приняты в США, во Франции и других европейских странах. Предметом купли-продажи стали права на издания произведений литературы, постановку различных произведений театрального искусства. В результате этого торговля книгами и авторскими правами приобрела во многих странах массовый характер.

Создание авторского и патентного права явилось одним из значительнейших достижений человечества. Абсолютное право закреплялось и на способы индивидуализации участников экономического оборота – фирменные наименования и товарные знаки. Но названные правовые институты были обособлены друг от друга, не образовывали единой системы, не имели общих положений.

Вся диалектика развития правового закрепления результатов творческого труда человека подводила к созданию термина интеллектуальная собственность. Впервые данный термин просматривается в французском законодательстве конца XVIII в. Первоначально считалось, что патент или исключительное право на использование произведения представляют собой договор между обществом и изобретателем (автором): общество защищает правообладателя, гарантируя ему вознаграждение за обнародование изобретения (произведения искусства) и соглашаясь обеспечивать его беспрепятственное и преимущественное использование в промышленных или коммерческих целях.

На основании данной доктрины право создателя любого творческого результата, литературного произведения или изобретения является его неотъемлемым, природным правом (возникает из самой природы творческой деятельности и существует независимо от признания этого права государственной властью). Возникающее у творца право на полученный им результат представлялось аналогичным праву собственности, возникающему у лица, трудом которого создана материальная вещь.

Во Франции до Революции 1789 г. за автором было окончательно признано право на литературные произведения, однако декретом Учредительного собрания 1789 г. было провозглашено, что все, что автор открывает для публики, становится общественной собственностью. Правда, вскоре даже новый режим пересмотрел свое решение. Законы 1791 и 1793 гг. гарантировали защиту всех форм творчества (литературного, драматического, музыкального, изобразительного) при воспроизведении всеми известными тогда методами, что в истории встречается впервые.

В вводной части патентного закона Франции 1791 г. говорилось, что «всякая новая идея, провозглашение и осуществление которой может быть полезным для общества, принадлежит тому, кто ее создал, и было бы ограничением прав человека не рассматривать новое промышленное изобретение как собственность его творца». Следствием такого подхода стало закрепление во французском законодательстве понятий литературной и промышленной собственности.

Чуть раньше идея об авторском праве как самом «священном» виде собственности была воплощена в законах нескольких штатов США. Так, в законе штата Массачусетс 1789 г. указывалось, что «нет собственности, принадлежащей человеку более, чем та, которая является результатом его умственного труда».

И такие конструкции были закреплены в законодательстве многих стран. С тех пор законодательство многих стран в вопросах регулирования объектов интеллектуальной собственности развивалось постепенно. В большей степени динамичны изменения в авторском праве, а регулированию патентных отношений характерен консерватизм. В ФРГ до настоящего времени действует Закон о патентах 1877 г., правда, с определенными изменениями и дополнениями.

Законодательство многих стран континентальной Европы в сфере авторского права на протяжении XIX в. и большей части XX в. выстраивается на основе модели французского образца. Данное влияние сохранилось и в послевоенном обустройстве мира, что нашло отражение во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.: «Каждый имеет право на защиту его моральных прав и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является».

Определенными вехами в развитии права интеллектуальной собственности становятся конвенции, принимаемые государствами в рамках международного сотрудничества для унификации и гармонизации в защите прав обладателей интеллектуальных прав. В 1886 г. была принята Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, позже – другие международные договоры (конвенции), регулирующие сферу интеллектуальной собственности.

Интересно
В ХХ в. под воздействием принятых международных норм ряду стран пришлось пересмотреть свое законодательство об авторском праве в целях защиты неимущественных прав создателей интеллектуальных творений. Постепенно начали признаваться не без влияния развивающихся национальных правосистем личные неимущественные права авторов в качестве предмета правовой охраны.

Само понятие интеллектуальная собственность появилось не сразу. Изначально в подобном значении в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 г. использовался термин «результаты интеллектуального творчества». Интеллектуальная собственность как понятие было введено в международно-правовые документы в 1967 г. Стокгольмской конвенцией, целью которой было учредить Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС).

В соответствии со ст. 2 данной конвенции интеллектуальная собственность включает в себя все права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях. Отсюда следует, что основу интеллектуальной собственности составляли авторское право, но оно не исчерпывало это понятие, поскольку сюда же относилось право на промышленные образцы, фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, ноу-хау.

Под исключительными правами понимались только имущественные права, а сам термин заимствован из Средневековья, когда отдельным лицам в исключение из общего правила предоставлялись некие определенные права. В период провозглашения и развития прав человека, идей всеобщего равенства и братства само понятие исключительного права было отменено, но в настоящее время применительно к объектам интеллектуальной деятельности оно возродилось.

Термин «промышленная собственность» впервые обозначен в тексте ст. 1 Парижской конвенции об охране промышленной собственности на Гаагской конференции 1925 г.

Предшествующие тексты Парижской конвенции также перечисляли многочисленные объекты промышленной собственности, но не раскрывали самого понятия. Для объектов права промышленной собственности характерно наличие территориального принципа охраны, который заключается в том, что исключительное право на такой объект действует только в пределах того государства, где это право было получено. Исключительное право на объекты промышленной собственности основывается на специальном охранном документе, выданном компетентным органом (патентным ведомством).

В России также параллельно с западноевропейскими странами по мере развития рыночных механизмов хозяйствования идет процесс формирования института интеллектуальной собственности. Так, с принятием Новоторгового устава в 1667 г. связано появление первого товарного знака на изделиях ремесленников – клейма. А указ об обязательном клеймении всех русских товаров особыми фабричными знаками относится к 1774 г. Закон о привилегиях на изобретения, художества и ремесла был впервые принят в 1812 г. В 1896 г. было принято Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования, действовавшее до 1917 г.

В начале XX в. Россия имела в целом сформировавшийся институт интеллектуальной собственности, сыгравший неоценимую роль в экономическом и культурном развитии страны.

После революционных преобразований 1917 г. сформировавшийся институт интеллектуальной собственности в России был практически полностью ликвидирован. Изменившееся отношение общества к собственности не могло не отразиться и на отношении к интеллектуальной собственности. Сначала в 1918 г. был принят декрет, которым национализировались объекты авторского права (литературные, научные и др. произведения), затем в середине 1919 г. декретом национализировались объекты промышленной собственности, в том числе изобретения.

Результаты интеллектуальной деятельности объявлялись всенародным достоянием и поступали в распоряжение государства. Результат интеллектуальной деятельности перестал быть конкурентоспособным товаром, а его создатель становился простым работником у государства, получающим за свой труд нормируемую заработную плату.

Система общественных отношений, просуществовавшая почти семь десятилетий, закрепляла продукт интеллектуального труда создателя к достижениям советского общества. Установление государственной монополии на продукты интеллектуального труда позволяли, с одной стороны, направлять интеллектуальную деятельность общества на развитие социалистической общественной системы, с другой – в отсутствии рыночных механизмов стимулирования творческого труда ослабили конкурентную среду среди авторов и изобретателей. Интеллектуальный труд, как и любой другой, в своей массе оплачивался на усредненном уровне, отвечающем общественным представлениям справедливости, и был экономически зависим от государства.

В какой-то степени происходило обезличивание интеллектуального труда и его продукта. Если в области литературы и искусства сохранялось авторство произведений, то в отношении изобретательской деятельности ее результаты в большей части обезличивались.

Был значительно изменен мотивационный механизм интеллектуального труда и ослаблена система стимулирования, но результаты труда шли на пользу всего общества. Главным мотиватором эффективного интеллектуального труда в данных условиях являлся сам труд как творческий процесс и его результат, а также осознание его востребованности обществом.

Свойство творческих работников быть увлеченными своим трудом независимо от страны, где живешь, национальности и т. д. – характерная черта вообще творческой личности, а осознание значения своего труда для общества говорит о высокой культуре творца.

Происшедшие в 1990-е гг. преобразования экономических отношений в России в результате слома общественного устройства, формирование рыночных основ экономики, возврат к формированию собственника и частной собственности выдвинули проблему становления новой системы отношений интеллектуальной собственности, определяющей права производителей интеллектуального продукта, защиту этих прав и стимулирование интеллектуального труда в новых условиях общежития.

С самого начала существования нового государства началось формирование института интеллектуальной собственности. В начале 1990-х гг. был принят ряд законов об охране промышленной собственности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков), основанных на правовых принципах, действующих в странах с рыночной экономикой.

Так, в 1992 г. были приняты: Патентный закон Российской Федерации от 23.09.1992 № 3517-11, законы Российской Федерации от 23.09.1992 № 3523-1 «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных», от 23.09.1992 № 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем», от 23.09.1992 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», от 23.09.1992 № 3523-1 «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных». Затем в 1993 г. были приняты законы Российской Федерации от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» и от 06.08.1993 № 5605-1 «О селекционных достижениях».

Указанные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности того времени, образовали четыре относительно самостоятельных группы интеллектуальных прав, опосредующих отношения в областях авторского и смежных прав, патентного права, правовой охраны и использования средств индивидуализации, правовой охраны и использования нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Данная система запечатлена и в современном основном нормативном правовом акте Российской Федерации об интеллектуальной собственности – части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы России являются и нормы международного права. Так, Советский Союз стал участником Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1882 г., Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г., а Россия, являясь правопреемницей СССР, взяла на себя обязательства их выполнять.

В 1995 г. Россия присоединилась к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (в ред. 1971 г.), устанавливающей более высокий уровень охраны авторских прав по сравнению с указанной выше Всемирной конвенцией. Кроме того, Россия совместно со странами – участницами СНГ активно работала над созданием в рамках региональной кооперации соглашений в области интеллектуальной собственности.

Одним из первых в 1993 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторских и смежных прав. В настоящий момент рассматриваемые отношения регулирует целый ряд модельных законов, в том числе Модельный кодекс интеллектуальной собственности для государств – участников СНГ 2010 г. С 14 августа 2011 г. вступило в силу

Соглашение о сотрудничестве в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности 2010 г.

Исторически основными факторами, способствовавшими формированию института интеллектуальной собственности, явились разделение труда, обособление интеллектуального труда в особый вид деятельности, превращение продуктов интеллектуального труда в товары, вовлечение их в рыночный товарооборот. Подчеркнем, что интеллектуальная деятельность была присуща человечеству с момента появления первых разумных существ. Однако в экономическом обороте результаты интеллектуальной деятельности стали участвовать только с конца XVIII в.

Первое упоминание об интеллектуальной собственности встречается во времена Великой французской революции XVIII в., когда получила распространение теория естественного права. Суть этой теории состояла в том, что все созданное человеком, будь то материальные объекты или результаты творческого труда, признается его собственностью. Следовательно, создатель результатов творческого труда имел исключительное право распоряжаться ими.

С тех пор права творца на результаты интеллектуальной деятельности находятся под охраной практически во всех правовых системах, защищены нормами международного права, являются объектом пристального внимания со стороны организаций международного сотрудничества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)