Реализация и управление авторскими правами

В результате создания объектов интеллектуальной собственности (произведения науки, литературы и искусства) автор приобретает ряд субъективных авторских прав как личного неимущественного, так и имущественного характера – исключительные права. Действующее законодательство закрепляет за создателями произведений достаточно много конкретных субъективных прав, и они не исчерпывают собой все правовые возможности правообладателей.

Так, например, в соответствии с п. 1 ст. 1270 ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом. И перечень способов использования произведения, закрепленный п. 2 ст. 1270 ГК РФ, носит лишь примерный характер. Вместе с тем следует четко отграничивать декларируемые в ГК РФ и иных источниках авторского права и предоставляемые конкретные способы их реализации.

На данный момент возможно выделить несколько способов реализации имущественных и неимущественных прав авторов и иных правообладателей. Среди них:

1. Договорные:

  • договорно-правовое регулирование распоряжения исключительным правом (часть четвертая ГК РФ);
  • полиотраслевые договоры;
  • авторский договор заказа;
  • договор об отчуждении авторского права;
  • лицензионные авторские договоры.

2. Свободные лицензии. Переходя непосредственно к вопросу о содержании механизма реализации авторских прав и прав изобретателей, следует в первую очередь остановиться на вопросах теории, которая представляет собой необходимый базис, на котором и выстраиваются все способы реализации названных выше прав.

В настоящее время следует говорить о двух основных теориях: теории разрешения и теории уступки, которые нашли свое закрепление в Бернской конвенции (ст. 6, 8–9). Теория уступки. Под уступкой права будем понимать транслятивное правопреемство, при котором правообладатель передает принадлежащее ему право правоприобретателю.

В юридической литературе существует две трактовки понятия уступки:

  1. Передача не только всех исключительных прав на весь срок их действия, но и передачу только некоторых прав на определенный в договоре срок.
  2. В свою очередь уступка в узком смысле означает только передачу определенных прав на определенный срок.

Признаки уступки исключительного права:

  • правообладатель целиком и полностью отказывается от возможности действовать в отношении произведения определенным образом;
  • правообладатель отказывается от возможности запрещать третьим лицам осуществлять отчужденные субъективные права;
  • при прекращении у правообладателя вышеуказанных прав тождественные права появляются у лица, которому эти права передаются.

Теория разрешения . В соответствии с данной теорией автор является правообладателем неотчуждаемого авторского права и может только разрешать третьим лицам использовать данное право, но не уступать его. Теория разрешения изначально основывалась на том, что право использования результата интеллектуальной деятельности имеет личный неимущественный характер и, следовательно, не может быть передано другому лицу. Факт же возникновения у пользователя определенных прав в отношении такого результата интеллектуальной деятельности объяснялся тем, что автор реализует свое личное неимущественное право путем выдачи разрешения пользователю на использование его произведения.

В рамках договорного способа регулирования процесса реализации авторских прав необходимо рассмотреть нормы части четвертой ГК РФ. Согласно ст. 1229 ГК РФ правообладатель имеет право использовать результат интеллектуальной деятельности либо средство индивидуализации любым не противоречащим закону способом. Также стало возможным отчуждение исключительного права в полном объеме. В то время как ранее законодательство требовало указывать в авторском договоре конкретные виды прав, способы использования, сроки, территорию, возможность дальнейшей передачи прав и т. д.

Полиотраслевые договоры. Частноправовое соглашение может содержать условия, относящиеся к разным отраслям права. Смешанные договоры некоторые авторы предлагают именовать полиотраслевыми, то есть разноотраслевыми, многоотраслевыми. К примеру, это договоры, включающие в себя условия гражданского и трудового договора, в частности соглашения в области права интеллектуальной собственности применительно к ГК РФ. Сюда можно отнести служебные произведения, созданные в рамках трудовых отношений между работником и работодателем. Как известно, все имущественные права принадлежат работодателю, если иное не установлено договором.

Служебные произведения делятся на две группы:

  • созданные в порядке выполнения служебных обязанностей,
  • созданные в порядке служебного задания.

При выполнении служебного задания работнику давалось прямое указание о создании определенного произведения, причем такое задание могло и не вытекать из его служебных обязанностей, а, напротив, выходить за пределы таких обязанностей. В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) под трудовым договором понимается соглашение между работодателем и работником, на основании которого работодатель обязуется предоставить работу по обусловленной трудовой функции, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию. Однако следует заметить, что в ТК РФ нет никаких указаний на служебные произведения. Отсюда следует, что объектом трудового договора являются сами трудовые отношения между работодателем и работником, а не результат выполнения работником своих обязанностей.

Работодателю принадлежит только имущественное право использовать служебное произведение способами, указанными в п. 2 ст. 1270 ГК РФ. Следовательно, личные неимущественные права принадлежат автору, то есть работнику. В случае, если в процессе трудовой деятельности работником созданы произведения, выходящие за рамки его служебных обязанностей, такие произведения не приобретают статус служебных, их использование регулируется гражданско-правовыми договорами.

Авторский договор заказа. В соответствии со ст. 1288 ГК РФ по договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме. Предметом договора авторского заказа является произведение, которое еще только предстоит создать автору в будущем. Договор авторского заказа содержит обязательство по отчуждению в пользу заказчика исключительного права на результат либо предоставление заказчику права на его использование.

Договор об отчуждении исключительного авторского права. По договору отчуждения исключительного права правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право в полном объеме приобретателю такого права.

При этом автор лишается возможности самостоятельного использования своего произведения, распоряжения им, а также права разрешать использование этого произведения другим лицам на весь срок действия исключительного права. Все права переходят к приобретателю исключительного права по договору.

В соответствии с подп. 1, 2 п. 3 ст. 1211 ГК РФ стороной, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора, признается сторона, являющаяся продавцом в договоре купли-продажи. Это правило является универсальным для всех внешнеэкономических сделок по договорам отчуждения исключительных прав, в частности авторских договоров.

Лицензионные авторские договоры. В соответствии с подп. 19 п. 3 ст. 1211 ГК РФ при отсутствии соглашения сторон о применимом праве в отношении лицензионных договоров стороной, осуществляющей решающее исполнение, является лицензиар.

Интересно
В отличие от договоров об отчуждении исключительного права договоры о предоставлении правомочий использования произведения на основании специального разрешения (лицензии) являются самостоятельным видом гражданско-правовых договоров. В соответствии с частью четвертой ГК РФ лицензионные авторские договоры регулируются положениями ст. 1235– 1239, 1286, 1287 ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 1286 ГК РФ под лицензионным авторским договором понимается договор, по которому одна сторона – автор или иной правообладатель (лицензиар) – предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования произведения в установленных договором пределах. Сторона, передающая права, именуется лицензиаром, а сторона, получающая права, – лицензиатом.

Правила части четвертой ГК РФ предусматривают две основные разновидности лицензионного договора: исключительную и неисключительную. В соответствии со ст. 1236 ГК РФ под исключительным лицензионным договором следует понимать договор, по которому автор лишается права на выдачу лицензий другим лицам.

Лицензия, сохраняющая за автором такое право, является неисключительной. Пункт 3 ст. 1236 ГК РФ позволяет заключать и так называемую «смешанную» лицензию, которая предусматривает возможность заключения такого лицензионного договора, в соответствии с которым одни способы использования произведения оформлены по принципу простой лицензии, а другие – по принципу исключительной.

Суть свободных лицензий состоит в том, что они позволяют осуществлять использование авторского права для снятия ограничений на распространение копий либо переработанных версий произведения третьим лицам и требуют сохранения таких же прав на переработанные версии. Свободные лицензии могут быть использованы на компьютерные программы, документы, музыкальные и художественные произведения. Данные механизмы реализации авторских прав получили свое широкое распространение в США, Европе, Китае, Канаде, Малайзии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

В нашей стране на правовом постсоветском пространстве и в рамках созданных международных союзов (ШОС, БРИКС) данный вид правового регулирования вопросов реализации авторских прав находится в стадии становления и требует дополнительного изучения и проработки.

1. Организационно-правовые формы коллективного управления исключительными правами авторов и иных правообладателей. Как следует из п. 1 ст. 1229 ГК РФ, использование результата интеллектуальной деятельности возможно только с разрешения правообладателя, если иное не предусмотрено самим кодексом. В этом заключается сама суть исключительного права: никто не вправе использовать результат интеллектуальной деятельности без согласия автора или иного лица, обладающего таким правом на этот результат.

Такое согласие правообладатель предоставляет, как правило, путем заключения соответствующих договоров с лицами, намеревающимися использовать результат интеллектуальной деятельности.

Однако в условиях, когда использование авторских произведений и объектов смежных прав осуществляется широким и заранее не определенным кругом лиц (в чем по общему правилу заинтересованы и правообладатели), а некоторые сферы деятельности (например, радиовещание) предполагают постоянное использование таких объектов, заключение соответствующих договоров представляется довольно затруднительным, а порой и просто невозможным.

В такой ситуации оптимальным выходом является создание специально уполномоченных правообладателями структур, обеспечивающих заключение с пользователями соглашений от имени всех или большинства соответствующих правообладателей, а также распределение между ними собранных с пользователей средств.

Идея объединения усилий в целях эффективной защиты авторских прав восходит к XIX в., когда стали появляться союзы авторов, направленные на отстаивание своих законных интересов, а не только в целях творческого общения. Известен случай во Франции, когда несколько авторов отказались заплатить в ресторане, в котором исполнялись их музыкальные произведения, без выплаты им авторского вознаграждения. Однако первые союзы авторов XIX в. имеют мало общего с современными организациями по коллективному управлению авторскими правами, так как бремя защиты и осуществления в них все равно лежало на самих авторах.

Организации по коллективному управлению исключительными правами создаются в случаях, когда такие права практически невозможно осуществить в индивидуальном порядке. Сущность системы коллективного управления исключительными правами заключается в том, что создаются специальные организации, осуществляющие и охраняющие права авторов и других правообладателей, когда такие права трудно или невозможно осуществить в индивидуальном порядке.

Авторы передают таким организациям полномочия на выдачу разрешений иным лицам на право оговоренного использования их произведений. Организация в соответствии с поручениями авторов и действующим законодательством заключает договоры с пользователями произведений, которые выплачивают организации установленное вознаграждение, полученное и распределенное вознаграждение организации передают авторам или иным правообладателям. Деятельность организаций по коллективному управлению осуществляется за счет части средств, полученных от плательщиков.

Организации по коллективному управлению исключительными правами имеют статус естественных монополий. В каждой стране, как правило, только одна организация имеет право управлять одной или несколькими категориями исключительных прав. В соответствии с п. 1 ст. 1242 ГК РФ организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами могут быть только основанные на членстве (корпоративные) некоммерческие юридические лица.

Интересно
Как правило, такие организации создаются в правовой форме общественной организации, хотя не исключен и вариант с ассоциациями (союзами), включая некоммерческие партнерства. При этом активно обсуждаются изменения законодательства, которые позволят создавать организации в форме коммерческих юридических лиц.

В ГК РФ положения о таких организациях размещены в гл. 69, регулирующей общие вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Объясняется это тем, что положения об авторском праве и смежных правах рассредоточены по двум главам кодекса – 70 и 71.

Поэтому нормы о коллективном управлении должны были либо найти отражение в каждой из указанных глав (что бессмысленно, учитывая отсутствие каких-либо существенных отличий данных норм в отношении авторского права в сравнении с правами смежными), либо получить закрепление в общих положениях (что и было сделано, несмотря на то, что данные положения относятся далеко не ко всем объектам интеллектуальной собственности и результатам интеллектуальной деятельности).

К наиболее известным российским организациям коллективного управления авторскими правами относятся: Профессиональный союз деятелей культуры «Российское авторское общество» (далее – РАО), Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская организация интеллектуальной собственности» (далее – ВОИС) и «Российский союз правообладателей» (далее – РСП).

Российское авторское общество (РАО) – это негосударственная некоммерческая организация, созданная авторами и иными правообладателями для осуществления управления авторскими правами на коллективной основе.

РАО на протяжении всей истории своего существования содействовало и продолжает содействовать стимулированию творческой активности, развитию образования, культуры и искусства. Обеспечивает авторов возможностью получать экономическую выгоду от использования своих произведений, а также служит достижению гармоничного баланса между исключительными имущественными правами авторов и интересами общества.

На основании договоров с авторами, государственной аккредитации, а также договоров о взаимном представительстве интересов с иностранными авторско-правовыми организациями сегодня РАО представляет интересы более 26 тыс. российских и 2 млн иностранных авторов и правообладателей.

Основными функциями РАО являются сбор, распределение и выплата авторского вознаграждения за различные способы использования произведений. Основная задача общества – управление правами авторов на коллективной основе в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно.

В соответствии с договорами, заключенными с авторами и иными правообладателями, РАО предоставляет пользователям лицензии на использование произведений в сферах публичного исполнения, при сообщении в эфир и по кабелю, воспроизведении путем механической и магнитной записи, тиражировании произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства в промышленности и в иных сферах.

Основной целью общества является формирование эффективной системы защиты авторских прав путем осуществления управления правами на коллективной основе для достижения коллективных интересов и общественных благ в данной области. Предмет деятельности общества составляет управление правами на коллективной основе в сферах коллективного управления, указанных в уставе РАО.

РАО оказывает содействие авторам и иным правообладателям в передаче прав на использование произведений науки, литературы и искусства на индивидуальной основе. РАО представляет законные интересы авторов и иных правообладателей в государственных и общественных организациях, а также в соответствии с соглашениями о взаимном представительстве интересов с иностранными авторско-правовыми организациями – партнерами РАО за рубежом. Как полноправный член организация принимает активное участие в работе Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (СИЗАК).

Российский союз правообладателей (РСП). Основная цель деятельности – реализация права всех тех, кто участвует в создании фонограмм и аудиовизуальных произведений, на получение вознаграждения за свободное воспроизведение их работ в личных целях. Основная задача – формирование правовой культуры на российском музыкальном рынке, поддержка развития отечественного кинематографа и музыкальной индустрии.

Президент совета РСП – Никита Сергеевич Михалков. Цели деятельности РСП:

  • достижение коллективных интересов и общественных благ в области формирования эффективной системы правовой защиты авторских и смежных прав путем осуществления деятельности по управлению правами на коллективной основе в соответствии и в порядке, установленном действующим законодательством;
  • содействие в сохранении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и иных объектов, являющихся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

Предмет деятельности РСП:

  • управление правами на коллективной основе (осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях);
  • оказание помощи правообладателям в реализации и защите их интеллектуальных прав на договорной основе, в том числе на основе полномочий, предоставляемых другими российскими и иностранными организациями по управлению правами на коллективной основе.

Функции РСП:

  • заключать с обладателями авторских и/или смежных прав договоры о передаче полномочий по управлению правами;
  • заключать соглашения о взаимном представительстве интересов с иностранными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность по управлению авторскими и/или смежными правами на коллективной основе;
  • заключать с пользователями, продавцами, иными плательщиками договоры о выплате причитающегося правообладателям вознаграждения, собирать, распределять и выплачивать это вознаграждение;
  • истребовать и получать от пользователей и/или других плательщиков отчеты об использовании объектов соответствующих авторских и/или смежных прав, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения;
  • взаимодействовать с федеральными органами исполнительной власти для участия в реализации государственной политики в сфере защиты интеллектуальной собственности;
  • предъявлять требования в суде от имени неопределенного круга лиц для защиты прав, управление которыми осуществляет РСП;
  • принимать участие в работе международных организаций по вопросам авторских и/или смежных прав и коллективного управления правами;
  • принимать в свои члены всех правообладателей, имеющих право на получение собираемого РСП вознаграждения, за исключением тех случаев, когда принятие правообладателя в члены организации противоречит закону, в частности если принятие правообладателя в члены РСП невозможно в связи с особенностями организационно-правовой формы РСП;
  • наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми РСП заключила договоры, осуществлять также управление правами тех правообладателей, с которыми у РСП такие договоры не заключены в установленном законом порядке.

Сфера коллективного управления:

  • РСП является аккредитованной организацией в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 18.09.2015 № 2440 и имеет право осуществлять деятельность в сфере коллективного управления сроком на 10 лет;
  • осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (подп. 4 п. 1 ст. 1244 ГК РФ). Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС).

Основные цели:

  • достижение коллективных интересов и общественных благ в области формирования эффективной системы правовой защиты авторских и смежных прав путем осуществления деятельности по управлению правами на коллективной основе;
  • оказание помощи правообладателям в реализации и защите их интеллектуальных прав, в том числе на основе полномочий, предоставляемых другими российскими и иностранными организациями по управлению правами на коллективной основе.

Предмет деятельности:

  • осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях;
  • осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.
    Функции:
  • сбор вознаграждения с пользователей музыки в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм;
  • распределение и выплата вознаграждения российским и зарубежным правообладателям;
  • представительство интересов российских правообладателей за рубежом в рамках международной системы коллективного управления смежными правами.

ВОИС является аккредитованной организацией с 2009 г. Приказами Министерства культуры Российской Федерации от 21.07.2014 № 1273 и № 1274 государственная аккредитация ВОИС в следующих сферах коллективного управления продлена на 10 лет:

  • на осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (подп. 5 п. 1 ст. 1244 ГК РФ);
  • осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (подп. 6 п. 1 ст. 1244 ГК РФ).

Основные принципы работы:

  • открытость и подконтрольность правообладателям;
  • эффективность и направленная функциональность;
  • оперативность и конструктивность.

В деятельности организаций по коллективному управлению можно выделить три основных стадии:

  1. Приобретение полномочий по управлению авторскими и смежными правами.
    Полномочия могут быть приобретены на основании договора с правообладателем и на основании государственной аккредитации. При этом договор о передаче полномочий по управлению является обязательным для заключения организацией вне зависимости от того, является ли правообладатель ее членом. Договор о передаче полномочий в соответствии с практикой суда по интеллектуальным правам не является видом договора доверительного управления имуществом. Государственная аккредитация позволяет осуществлять коллективное управление авторскими и смежными правами даже теми объектами, которые не переданы правообладателями, причем в каждой из шести сфер, перечисленных в п. 1 ст. 1244 ГК РФ, государственную аккредитацию может получить только одна организация коллективного управления авторскими правами.
  2. Осуществление и защита авторских и смежных прав. Осуществление интеллектуальных прав, переданных в коллективное управление, предполагает заключение договоров с пользователями и сбор с них вознаграждения. В зависимости от объекта авторских прав и способа использования организации коллективного управления авторскими правами заключают либо лицензионные договоры о предоставлении простой (неисключительной) лицензии, либо непоименованные в ГК РФ договоры о выплате вознаграждения. Второй вариант распространяется только на случаи, когда использование интеллектуальной собственности допускается без разрешения правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения (например, п. 1 ст. 1326 ГК РФ позволяет публично исполнять фонограммы, опубликованные в коммерческих целях). Защита авторских прав в тех случаях, когда третье лицо использовало управляемое произведение без заключения лицензионного договора, возможно путем предъявления организацией по управлению правами на коллективной основе в суд иска от своего имени или от имени правообладателя. При этом в любом случае такой иск предъявляется в интересах правообладателя, поэтому он при желании может вступить в процесс.
  3. Выплата вознаграждения авторам и правообладателям. Собранные с пользователей суммы подлежат перечислению авторам и правообладателям за вычетом расходов организации коллективного управления авторскими правами (своего рода комиссии). Размер такой комиссии регулируется локальными документами организации, и, как правило, ни пользователи, ни правообладатели на него повлиять не могут. Кроме того, на практике организации не всегда могут достоверно установить правообладателя и выплатить ему вознаграждение, что особенно часто происходит с иностранными правообладателями. Из-за этого основанное на государственной аккредитации коллективное управление авторскими правами подвергается серьезной критике.

Организации по коллективному управлению имеют право собирать авторское вознаграждение для национальных авторов, которые еще не передали ей соответствующих полномочий. Соответствующие положения обычно закрепляются в законодательстве. В соответствии со ст. 1244 ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию, вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которым у нее такие договоры не заключены.

Организации по коллективному управлению могут иметь любую форму собственности. В законодательстве большинства стран существуют нормы, в соответствии с которыми организации по коллективному управлению исключительными правами являются некоммерческими. Такая норма установлена и в ст. 1242 ГК РФ.

Организации по управлению исключительными правами не имеют права пользовать объекты авторского права или смежных прав. Такое положение установлено в ст. 1242 ГК РФ. Организации по коллективному управлению могут представлять в суде интересы правообладателей, которые передали соответствующие полномочия, а также совершать иные юридические действия для защиты нарушенных прав.

В ст. 1242 ГК РФ установлена норма, позволяющая организации по коллективному управлению от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных ей в управление. Кроме того, аккредитованная организация вправе от имени неопределенного круга правообладателей предъявлять требования в суде, необходимые для защиты прав, управление которыми осуществляет такая организация.

В мире сложились вполне определенные нормативы, в соответствии с которыми весьма ограниченная часть (обычно не более 25 %) собранного авторского вознаграждения используется на осуществление деятельности по коллективному управлению, а остальная часть выплачивается авторам. Деятельность организаций по коллективному управлению подлежит контролю со стороны специально уполномоченного государственного органа.

В ст. 1244 ГК РФ установлены нормы контроля за деятельностью организаций по коллективному управлению: «Аккредитованные организации осуществляют свою деятельность под контролем уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Аккредитованные организации обязаны ежегодно предоставлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчет о своей деятельности, а также публиковать его в общероссийском средстве массовой информации».

Традиционно задачей указанных выше организаций является представительство прав обладателей в тех сферах использования объектов авторских и смежных прав, где осуществление прав в индивидуальном порядке затруднено или невозможно. Однако в тех сферах, где осуществление авторских или смежных прав в индивидуальном порядке крайне затруднительно, возможно не только коллективное управление этими правами, но и другая форма их осуществления, в принципе нежелательная для правообладателей, но допускаемая законом в исключительных случаях, – использование объектов авторского права и смежных прав без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения за такое использование. Такие случаи закон вынужден допускать только тогда, когда осуществление авторских или смежных прав не только в индивидуальном порядке, но и на коллективной основе, то есть через заключение организацией соответствующих соглашений с правообладателями и пользователями, чрезвычайно затруднено.

Во избежание нарушения прав авторов и иных правообладателей в соответствии с п. 1 ст. 1242 ГК РФ сферами деятельности организаций по управлению авторскими правами признаются лишь строго исключительные основания:

  • в сферах, где осуществление авторских и смежных прав в индивидуальном порядке затруднено;
  • в случаях, когда ГК РФ допускается использование объектов этих прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой вознаграждения.

Анализ п. 1 ст. 1242 и ст. 1244 ГК РФ показывает, что законодатель не устанавливает исчерпывающий перечень сфер коллективного управления. Им предусмотрен исчерпывающий перечень лишь тех сфер, где действуют аккредитованные организации. Но само коллективное управление может возникнуть и развиваться в любой сфере, где затруднено осуществление авторских и смежных прав в индивидуальном порядке.

Сферами, в которых в соответствии с ГК РФ могут действовать только аккредитованные организации, являются такие, где сама необходимость коллективного управления доказана многолетней практикой и иностранным опытом.

2. Международный опыт коллективного управления авторскими правами.

Коллективное управление во всем мире строится по одной из двух основных систем:

  • на основе представительства уполномочивших организациями правообладателей (далее – ограниченное представительство);
  • на основе представительства также и тех правообладателей, которые не наделили организации соответствующими полномочиями (далее – расширенное представительство).

Первое означает, что организация представляет в своих взаимоотношениях с пользователями только тех правообладателей, которые передали ей полномочия и имеют с ней соответствующие договоры. Система расширенного представительства предполагает, что организация представляет в своих взаимоотношениях с пользователями всех правообладателей соответствующей категории. Каждая из этих систем имеет свои преимущества и недостатки.

Система расширенного представительства выгодна пользователям, поскольку наличие одного лицензионного соглашения с одной организацией означает возможность пользоваться практически всеми соответствующими объектами, правами на которые осуществляется управление.

Причем как отечественными, так и зарубежными, поскольку в задачи управления входит представительство не только отечественных, но и зарубежных правообладателей на основе соглашений с такими же организациями в других странах. Но расширенное управление (представительство) может негативно отразиться на интересах правообладателей, особенно тогда, когда деятельность соответствующей ОКУ их не устраивает. Отсутствие выбора в такой ситуации невольно заставляет правообладателей заключать соглашения только с той организацией, которая имеется.

Коллективное управление авторскими и смежными правами с помощью организаций, осуществляющих представительство только своих членов, выгодно правообладателям, поскольку позволяет им выбирать соответствующую ОКУ или даже создавать новую ОКУ, отвечающую их чаяниям. Однако для пользователей такая ситуация не всегда приемлема. Взаимоотношения с множеством ОКУ во многом лишают смысла само коллективное управление.

3. Проблемы коллективного управления авторскими правами. Деятельность организаций по коллективному управлению авторскими правами, особенно тех, которые имеют государственную аккредитацию, подвергается обоснованной критике.

Существует ряд проблем:

  1. Порядок распределения авторского вознаграждения между правообладателями. Пункт 5 ст. 1244 ГК РФ возлагает на аккредитованные организации обязанность принимать лишь разумные и достаточные меры по установлению лиц, имеющих право на вознаграждение. Фактически найти правообладателя, пока он сам не заявит о себе, сложнее, чем собрать вознаграждение с пользователей, в результате чего разница между собранным и распределенным вознаграждением может составлять сотни миллионов рублей, которые остаются на счетах организаций коллективного управления. Отчеты о результатах распределения вознаграждения доступны на официальных сайтах организаций.
  2. Неравенство переговорных возможностей между крупными организациями коллективного управления авторскими и смежными правами и авторами и пользователями. В результате авторы фактически не могут влиять на размер комиссии организаций, а пользователи – на ставки вознаграждения за использование объектов авторских прав. В итоге на практике складывается ситуация, когда посредник диктует условия лицам, в интересах которых он действует.
  3. Государственная аккредитация приводит к появлению легальной монополии, так как в каждой из сфер управления может существовать только одна аккредитованная организация. Объективно говоря, другие организации также можно создавать, но составить серьезную конкуренцию уже аккредитованным они не могут, так как вынуждены бороться за каждого правообладателя, когда как аккредитованная организация управляет интеллектуальными правами по умолчанию.
  4. Деятельность ведущих активистов организаций не всегда создает положительную репутацию коллективному управлению авторскими правами.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)