Синодальный религиозный тип личности

Синодальный (государственный, цезарепапистский) тип благочестия стал ассоциироваться после петровских преобразований в России с тем, что Церковь стала атрибутом русской великодержавной государственности с неизбежным подтекстом великодержавной русской идеи и верностям традиции и заветам прошлого. Духовная жизнь при этом типе благочестия уходит на второй план. Благочестие и религиозное рвение здесь есть некоторая государственная добродетель, нужная лишь в меру государственной потребности в благочестивых людях.

Священник же выполняет функцию надсмотрщика над правильностью отправления религиозной функции верноподданного человека. Он ассоциируется у верующего с государственным чиновником, блюдущего общественный порядок, военную мощь, финансы и т.д. В церкви при этом царит атмосфера казенщины и формального отношения к делу.

Такая Церковь воспитывает «теплохладную» паству, в которой верующие умеют мерить свой религиозный порыв, умеют вводить запросы души в систему государственных ценностей. Высшим нравственным идеалом для них становятся законопослушность, порядок, известная срединность и вместе с тем довольно ярко выраженное чувство долга, уважение к старшим, снисходительная забота о младших, любовь к родине, почитание власти и т.д. Эта церковь не терпит никакой формы подвижничества или творчества. В ней царит застой, спокойная деловитость «прекрасных администраторов и организаторов, хозяйственников церковного имущества, чиновников синодального ведомства» и т.п., старающиеся обставить службу более пышно и торжественно, наподобие пышных и запротоколированных светских раутов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)