Сикурель и теоретическая основа методики

Аарон В. Сикурель относится, как и Гарфинкель, к кругу Калифорнийского университета начала шестидесятых годов нашего века. Он упоминает Гарфинкеля во введении к своей книге «Метод и измерения в социологии» как лицо, ознакомившее его с миром идей Шюца.

Интерес Сикуреля к изучению отношений здравого смысла с традиционными социологическими методами был пробужден также лекциями У. С. Робинсона по методике в том же университете.

При обычном подходе к проблемам, которые нужно было решить, чтобы сделать действенными социологические исследования и вернуть им значимость, Робинсон подчеркивал, что исследователь должен положиться на разговорные выражения интервьюируемого, на то, что выявлено кодировавшим и, наконец, на свои собственные личные толкования данных, все это с целью представить систематические и значительные результаты.

Ремесло социолога, — систематизация и создание осмысленных сочетаний из фрагментированного социального мира, имело много общего с работой неспециалистов.

Из этого вырастали критические настроения поотношению к социологическим теориям и к их во многом еще более неясному отношению к языку «здравого смысла» и мышлению исследуемых и ученого.

Сикурель хотел создать теоретические основы для создания методологических приемов. Эту работу он начал в начале шестидесятых и все еще трудится над ее решением.

Как и Гарфинкель, Сикурель поначалу изучал логику социологов и процесс принятия решений специалистами при помощи «фактов».

Когда Сикурель начинает переносить свои идеи в эмпирические исследования, он часто переходит все границы и манипулирует с антропологическими, лингвистическими и психологическими теориями и методами.

Тем он создает свою когнитивную социологию, в которой речь идет о способности применять язык как то, что делает окружающее узнаваемым, осмысленным и «действительным».

Кроме феноменологии и этнометодологии, Сикурель приобрел знание психо- и социолингвистики, машинного программирования и математических моделей, человеческой памяти и ее функций, искусственного разума и информационных систем, социальной биологии. С начала шестидесятых годов он систематически надо всем этим работал.

С осени 1989 г. он является одним из руководителей новообразованной Кафедры когнитивной ‘науки, где происходят встречи работающих на стыке наук обществоведов, гуманитариев и естествоиспытателей.

В «Методе и измерении в социологии» Сикурель анализирует ремесло социолога как конструктивный процесс. Как явствует из названия, в книге говорится о «измерительной проблематике».

Способ, при помощи которого. Сикурель разрабатывает этот вопрос, показывает нам ту тему, которая затем пройдет красной нитью через все его сочинения — это соотношение между уровнями действительности и знаний.

В «Методе и измерении» он высказывает свой взгляд на часто встречающееся в социологии разделение общества аналитически на разные уровни, с социальным порядком как целым от суммы различных социальных институтов, к примеру, родство и религия,— как один уровень; и уровень индивидов, со встречами между людьми — как второй уровень.

Он говорит:

Социолог тяготеет к фокусированию понятийно и аналитически на одном из уровней. Анализ же требует, однако, обоих, но мало сделано, чтобы показать, как они сочетаются.

Способ продемонстрировать эти соотношения — это описать проблему измерений, которую нужно решить, если теоретические вопросы требуют эмпирических данных с обоих уровней анализа.

Сикурель изучает саму процедуру измерения, то, как мы придаем свойствам социальных процессов числовые значения.

Он показывает, что это часто предусматривает наличие логических связей, которые редко встречаются. Исходя, в частности, из текстов Пола Лазарсфельда, Сикурель показывает как неточность здесь оказывается очевидной при рассмотрении в понятиях социологических измерений.

Свойства называют аспектами вместо переменных, а набор методов называют то описаниями, то классификациями, и много реже —измерениями.

Шаг за шагом Сикурель показывает зависимость науки от здравого смысла. Он полагает, что социология часто жертвует своими теориями, чтобы выиграть в точности, которую, как считают, придают цифры.

Затем он направляет свой анализ на обыденный язык и его варьирующее значение в различных культурных контекстах и при создании систематически создаваемых научных связей.

Сикурель подробно рассматривает такие разные социологические методы, как соучаствующее наблюдение и использование демографического и исторического материала.

В заключение он переходит к классическим социологическим вопросам социального порядка, структуры и действия, которые поднимали, в частности, Вебер, Парсонс и Гарфинкель. Наконец, его интерес фокусируется на_.языке как средстве в социологических исследованиях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)