Школа самоопределения А.Н. Тубельского

Александр Наумович Тубельский был одним из тех людей, которые радикально трансформируют педагогическую мысль своей практикой. В 1985 году начиная работу директором школы № 734 г. Москвы, он предложил три главных педагогических принципа: общественно-полезную направленность как стержень всей деятельности коллектива; взаимодействие старших и младших, формирование опыта совместной работы; сотрудничество учителей и детей, полное равноправие между ними, взаимное обучение, совместный рост.

В своей школе он соединил находки западного свободного образования с гуманистическими традициями русской школы и с технологическими изобретениями советской воспитательной системы.

Ключевой чертой его школы стал процесс самоопределения. Способность к самоопределению выражается в «умении и желании личности управлять собой, растить себя, отвечать за себя».

А.Н. Тубельский был одной из ключевых фигур движения авторских школ, он стал одним из основателей и первым президентом Ассоциации инновационных школ и центров. Проект школы самоопределения А.Н. Тубельского прошел три тура Всесоюзного конкурса «Учительской газеты» в 1987 – 1988 гг. и разрабатывался в сотрудничестве с лабораторией психологических проблем управления (руководитель Ю.В. Громыко) НИИ УЭНО Академии педагогических наук СССР.

С именем А.Н. Тубельского связано новое направление в развитии не только российской, но и мировой педагогики – педагогика самоопределения, ориентированная на создание условий для развития индивидуальности ребенка. Он впервые начал серьезно разрабатывать проблемы, связанные с переориентацией всей школы на выращивание у детей универсальных умений и способов деятельности как главного содержания образования.

«Школа самоопределения», которую он создал, утверждала приоритет ребенка в образовательной среде, в ней ученик действительно стал субъектом своего образования.

Сам А.Н. Тубельский, характеризуя особенности экспериментальной работы своего коллектива, выделил три отличительные черты школы самоопределения:

  • коллективный характер выработки концепции школы, «учителя, ученики, родители, выпускники школы, научные работники на многочисленных собраниях, деловых и организационно-деятельностных играх, в проблемных группах создавали, обсуждали и конструировали основные идеи, средства и технологии новой школы»
  • саморазвивающийся характер, вслед за разработкой и применением новых педагогических средств и технологий следует анализ изменившейся ситуации и выдвигаются новые идеи;
  • комплексный характер экспериментальной работы, требующий построения принципиально нового учебно-воспитательного процесса, охватывающего все стороны жизнедеятельности школьного коллектива.

В школе самоопределения АН. Тубельского разработана концепция образования, ориентированного на сохранение индивидуальности человека, становление его самосознания и самодеятельности (представлена методологом школы Д.И. Ивановым).

Каждый человек изначально имеет некоторую предрасположенность к осуществлению определенной деятельности (политика, наука, искусство, философия, управление, религия, военное дело, торговля, педагогика и т.д.). Внешние условия жизни и образование не могут изменить этой предрасположенности. Человек может оказаться мастером своего дела или только хорошим исполнителем. Кроме того, много людей в жизни вообще занимаются не своим делом.

Задача образования – помочь человеку разобраться, в чем состоит его призвание, его индивидуальность, помочь определиться в выборе деятельности, т. е. подготовить его к жизни. Главный момент всякого образования – выращивание таких форм мышления, которые позволяют человеку осуществлять личностный рост, самостроительство.

Принципы образования, которые реализуются в школе самоопределения:

  1. Человек рождается с определенной предзаданностью к осуществлению типа деятельности.
  2. Поэтому необходимо определить, в чем состоит суть данной индивидуальности, ее предназначение, а, следовательно, понять возможные пути вхождения в мир деятельности.
  3. В процессе начального образования должны закладываться основания для понимания своей индивидуальности, для своего личностного роста.
  4. В процессе начального образования должны развиваться следующие базовые, универсальные способности: самооценка, рефлексия, виды понимания, разумная речь.
  5. Необходимые способности целенаправленно складываются в процессе начального образования на базе и при учете качественных особенностей данного возраста.
  6. Образование должно строиться не на сообщении сведений (знаний), а на организации, инициации активности, деятельности самого ребенка в меру его индивидуальных переживаний, опыта и возрастных оссобеностей.

В школе А.Н. Тубельского реализуется принцип свободы выбора содержания обучения, работают лаборатории, где каждый исследует любую волнующую его проблему (от космической до политической), а школа помогает найти специалиста-консультанта.

В школе разрушено, по словам А.Н. Тубельского, «крепостное право»: полная зависимость ученика от предмета, который дан в строго определенных рамках; от учителя, которого он не выбирает; обязательность одного и того же класса, в котором он учится; обязательность дел, поручений.

Одним из важнейших способов самоопределения в школе АН. Тубельского выступает погружение, которое автор описывает в своих книгах «Школа самоопределения: первые шаги». В школе самоопределения используется погружение на уроках и в дни самоопределения, или декада самоопределения в начале учебного года.

Дни самоопределения – это 10 дней в начале учебного года, в рамках которых дети совершают свой образовательный выбор. Каждый день в школе становится тематическим, например, «Знакомство», «Драма идей», «День экологии и культуры», «Я – Мы – Земля – Вселенная», «День техники», «Твои возможности человек» и др.

К концу декады ребенок должен самоопределиться с предметами, которые ему особенно интересны, должен составить свой учебный план и свой образовательный план.

А потом происходит возвращение к обычному режиму работы. В дни самоопределения погружение дает возможность педагогам и ученикам создать условия для организации образовательной деятельности, активно использовать совместный анализ, рефлексию образовательной деятельности.

В школе самоопределения применяется качественно-содержательная характеристика учебной деятельности как форма оценивания результатов обучения. Такая характеристика содержит продвижение ученика в предмете, недостатки в деятельности, рекомендации по повышению эффективности учения.

Учебный год завершается творческим экзаменом с защитой самостоятельной работы, над которой учащиеся работают весь год. Защита проводится в присутствии приглашенных учениками родителей, товарищей и является показателем индивидуальных достижений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)