Школа адаптирующей педагогики Е.А. Ямбурга

Е.А. Ямбург под адаптивной школой понимает школу со смешанным контингентом детей, где учатся одаренные и обычные ученики, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении.

Адаптивная школа – есть массовая общеобразовательная школа, где должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизиологических особенностей, возможностей, склонностей.

Адаптивная школа стремится максимально адаптироваться к учащимся и по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды. Это школа разноуровневая и многопрофильная, вк лючающая весь спектр классов: от компенсирующего обучения до лицейских и гимназических.

Главная задача школы — сохранение личности воспитанника в весьма непростых, подчас драматических обстоятельствах жизни (Е.А Ямбург).

Во главу угла адаптивная школа ставит физическое, психическое и нравственное здоровье учащихся, организуя учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы максимально снизить перегрузку учащихся, избежать неврозов, обеспечить своевременную диагностику и коррекцию, систематическую медико-психологическую помощь непосредственно в школе.

Принципы адаптивной школы:

  • Равенство всех ветвей образования.
  • Взаимодополнение всех ветвей образования.
  • Дифференциация образования.
  • Педагогическая инверсия (на разных этапах развития ребенка основное и дополнительное образование постоянно меняются местами).

Особое внимание в адаптивной школе уделяется компенсирующему обучению. В широком смысле слова под компенсирующим обучением понимается система диагностических, коррекционных, методических и организационных мер, которые предпринимает школа для оказания дифференцированной помощи нуждающимся в ней детям на протяжении всего периода обучения с целью построения индивидуальной траектории развития, учитывая психофизиологические особенности, способности и склонности, обеспечивая максимально возможную самореализацию личности.

В узком смысле слова под компенсирующим обучением понимается организация дифференцированной помощи учащимся на тех возрастных этапах, от 3 до 10 лет, когда с помощью различных технологий обучения, ранней диагностики и коррекции действительно возможны серьезная эффективная компенсация, социальная реабилитация и адаптация.

При оказании своевременной дифференцированной помощи ребенку открывается возможность перевода из класса в класс, групп выравнивания в классы адаптации, а оттуда в общеобразовательные (рис. 11.1).

Схема образовательной модели адаптивной школы.

Основные модули:

  • Детский сад и группы шестилеток.
  • Начальная школа, включая пятые классы.
  • Основная школа с гимназическими, общеобразовательными классами и классами педагогической поддержки (шестые – девятые классы).
  • Старшая школа с лицейскими и общеобразовательными классами (девятые – одиннадцатые классы).

Сопутствующие модули:

  • Центр диагностики, адаптации и развития им. Л.С. Выготского (ДАР).
  • Медико-психологическая лаборатория.
  • Центр развития и досуга.
  • Компьютерный центр.

Каждый модуль работает в логике одной из известных образовательных моделей.

Детский сад – интегративная модель, имеет следующие отличительные черты:

  • Главное внимание уделяется индивидуальному подходу, самостоятельности детей и многостороннему развитию личности.
  • Программа обучения и учебный материал отличаются от традиционных, учитель адаптирует материал к потребностям каждого.
  • Когнитивное развитие рассматривается как один из аспектов развития личности, не меньшее внимание уделяется другим ее сторонам: эмоциям, воле, аффекту.
  • Перегруппировки детей случаются крайне редко.

Для начальной школы образовательной моделью служит модель «смешанных способностей», характеризующаяся следующими чертами:

  • Изучение всех предметов происходит в группах смешанных способностей.
  • Учебный материал преподноситься порционно.
  • Когда закончена работа над базовой учебной единицей, с помощью диагностических тестов выявляется, насколько успешно учащиеся усвоили учебный материал.
  • В «коррективный» период работа над заданиями организуется индивидуально или в группах.
  • Новую базовую учебную единицу все учащиеся начинают изучать одновременно.
  • Так как внутри класса происходят постоянные перегруппировки, хорошие отношения между учениками и рабочий климат становятся постоянной заботой педагога и условием эффективного обучения.
Основная школа базируется на модифицированной постановочной модели. Главная цель этого модуля — создать систему разноуровневого дифференцированного обучения.

В основной или базовой школе внутренняя дифференциация заменяется внешней. В связи с этим в данном модуле решаются следующие задачи:

  • Отбор, разработка и модификация содержания образования в классах повышенного уровня (гимназических).
  • Углубление линии коррекционно-развивающего обучения с учетом специфики основной школы в классах педагогической поддержки.
  • Углубление внутренней дифференциации обучения в общеобразовательных классах.

Старшая школа работает как «отборочно-поточная» модель. В старшую школу приходят учащиеся нацеленные на обучение в вузе, поэтому основное внимание во всех потоках обращено на когнитивные цели.

Адаптивную школу Е.А. Ямбурга можно рассматривать и как пример гуманистической воспитательной системы. Воспитательная система основывается на трех столпах: активность ребенка, критическое мышление и вера в жизнь и решает следующие воспитательные задачи: воспитание ответственного отношения к жизни через активное сострадание и милосердие (детский сад и начальная школа); формирование позитивной Я-концепции подростков; формирование критического мышления.

Эти задачи реализуются посредством: І) воспитания в рамках учебных предметов, осуществляемое в учебной деятельности (классной и внеклассной); 2) специально организованной воспитательной деятельности классными руководителями и кураторами коррекционно-развивающих классов; 3) деятельности модуля «Центр развития и досуга».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)