Школа адаптирующей педагогики Е.А. Ямбурга
Е.А. Ямбург под адаптивной школой понимает школу со смешанным контингентом детей, где учатся одаренные и обычные ученики, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении.
Адаптивная школа стремится максимально адаптироваться к учащимся и по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды. Это школа разноуровневая и многопрофильная, вк лючающая весь спектр классов: от компенсирующего обучения до лицейских и гимназических.
Главная задача школы — сохранение личности воспитанника в весьма непростых, подчас драматических обстоятельствах жизни (Е.А Ямбург).
Во главу угла адаптивная школа ставит физическое, психическое и нравственное здоровье учащихся, организуя учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы максимально снизить перегрузку учащихся, избежать неврозов, обеспечить своевременную диагностику и коррекцию, систематическую медико-психологическую помощь непосредственно в школе.
Принципы адаптивной школы:
- Равенство всех ветвей образования.
- Взаимодополнение всех ветвей образования.
- Дифференциация образования.
- Педагогическая инверсия (на разных этапах развития ребенка основное и дополнительное образование постоянно меняются местами).
Особое внимание в адаптивной школе уделяется компенсирующему обучению. В широком смысле слова под компенсирующим обучением понимается система диагностических, коррекционных, методических и организационных мер, которые предпринимает школа для оказания дифференцированной помощи нуждающимся в ней детям на протяжении всего периода обучения с целью построения индивидуальной траектории развития, учитывая психофизиологические особенности, способности и склонности, обеспечивая максимально возможную самореализацию личности.
При оказании своевременной дифференцированной помощи ребенку открывается возможность перевода из класса в класс, групп выравнивания в классы адаптации, а оттуда в общеобразовательные (рис. 11.1).
Схема образовательной модели адаптивной школы.
Основные модули:
- Детский сад и группы шестилеток.
- Начальная школа, включая пятые классы.
- Основная школа с гимназическими, общеобразовательными классами и классами педагогической поддержки (шестые – девятые классы).
- Старшая школа с лицейскими и общеобразовательными классами (девятые – одиннадцатые классы).
Сопутствующие модули:
- Центр диагностики, адаптации и развития им. Л.С. Выготского (ДАР).
- Медико-психологическая лаборатория.
- Центр развития и досуга.
- Компьютерный центр.
Каждый модуль работает в логике одной из известных образовательных моделей.
Детский сад – интегративная модель, имеет следующие отличительные черты:
- Главное внимание уделяется индивидуальному подходу, самостоятельности детей и многостороннему развитию личности.
- Программа обучения и учебный материал отличаются от традиционных, учитель адаптирует материал к потребностям каждого.
- Когнитивное развитие рассматривается как один из аспектов развития личности, не меньшее внимание уделяется другим ее сторонам: эмоциям, воле, аффекту.
- Перегруппировки детей случаются крайне редко.
Для начальной школы образовательной моделью служит модель «смешанных способностей», характеризующаяся следующими чертами:
- Изучение всех предметов происходит в группах смешанных способностей.
- Учебный материал преподноситься порционно.
- Когда закончена работа над базовой учебной единицей, с помощью диагностических тестов выявляется, насколько успешно учащиеся усвоили учебный материал.
- В «коррективный» период работа над заданиями организуется индивидуально или в группах.
- Новую базовую учебную единицу все учащиеся начинают изучать одновременно.
- Так как внутри класса происходят постоянные перегруппировки, хорошие отношения между учениками и рабочий климат становятся постоянной заботой педагога и условием эффективного обучения.
В основной или базовой школе внутренняя дифференциация заменяется внешней. В связи с этим в данном модуле решаются следующие задачи:
- Отбор, разработка и модификация содержания образования в классах повышенного уровня (гимназических).
- Углубление линии коррекционно-развивающего обучения с учетом специфики основной школы в классах педагогической поддержки.
- Углубление внутренней дифференциации обучения в общеобразовательных классах.
Старшая школа работает как «отборочно-поточная» модель. В старшую школу приходят учащиеся нацеленные на обучение в вузе, поэтому основное внимание во всех потоках обращено на когнитивные цели.
Адаптивную школу Е.А. Ямбурга можно рассматривать и как пример гуманистической воспитательной системы. Воспитательная система основывается на трех столпах: активность ребенка, критическое мышление и вера в жизнь и решает следующие воспитательные задачи: воспитание ответственного отношения к жизни через активное сострадание и милосердие (детский сад и начальная школа); формирование позитивной Я-концепции подростков; формирование критического мышления.Эти задачи реализуются посредством: І) воспитания в рамках учебных предметов, осуществляемое в учебной деятельности (классной и внеклассной); 2) специально организованной воспитательной деятельности классными руководителями и кураторами коррекционно-развивающих классов; 3) деятельности модуля «Центр развития и досуга».
- Рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса
- Типы неуспевающих школьников и индивидуальный подход в обучении
- Причины школьной неуспеваемости
- Факторы, влияющие на успешность обучения
- Факторы, влияющие на успешность школьного обучения
- Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога
- Методы и приемы педагогического воздействия на подростков, склонных к девиантному поведению
- Противоречия подросткового возраста
- Факторы и причины девиантного поведения учащихся
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу