Школа-коммуна А.С. Макаренко

Особенности социокультурной ситуации 20-х гг. XX в. привели к тому, что в вопросе об организации образовательных учреждений многие теоретики и практики утверждали, что детский дом должен вытеснить традиционную школу. Будущее школьной практики виделось за школой-коммуной.

А.С. Макаренко писал, что правильно организованный и оборудованный детский дом может дать ребенку больше, чем самая лучшая семья, именно ему, а не школе принадлежит будущее.

Антон Семенович Макаренко (1888 – 1939) – педагог и русский писатель. По окончании Кременчугского горного училища и педагогических курсов при нем в 1905 г. учительствовал в пос. Крюков и на ст. Долинская (1911 – 1914 гг.) на Украине. Окончив Полтавский учительский институт (1917 г.), заведовал училищем в Крюкове и городским училищем в Полтаве.

А.С. Макаренко был автором и организатором ппсол-коммун. В 1920 г. принял руководство колонией для несовершеннолетних правонарушителей под Полтавой, а в 1928 – 1935 гг. работал в детской коммуне имени Дзержинского в Харькове.

В 1935 г. начальник, в 1937г. заместитель начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР. Осенью 1936 г. возглавил колонию для несовершеннолетних № 5 в Броварах под Киевом. В 1937 г. переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно-педагогической деятельности.

АС. Макаренко прошел сложный путь, наполненный стремлением создать нового совершенного человека, постоянным педагогическим трудом и полемикой с противниками его теории, верой в светлое будущее и разочарованиями. Обладая мышлением педагога-теоретика и экспериментаторским талантом, он всю свою научную деятельность связал с воспитательной практикой.

Глубокое знание отечественного педагогического наследия и собственный педагогический опыт позволили ему уже в 20-е гг. подойти к разработке системы воспитания, которая, по его мысли, должна была отвечать задачам строительства нового общества.

Он начинал работу в колонии в труднейших условиях хозяйственной разрухи, сознавая, что ему предстоит преодолеть дистанцию между идеалом человека коммунистического будущего и реальным бытием педагогически запущенных, социально и морально искалеченных детей – жертв войн и социальных потрясений.

Интересно
Он разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, взаимоотношений с личностью ребенка и связи с другими коллективами; методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций, которые он рассматривал в единстве с многосторонней жизнедеятельностью детей.

Основные положения: концепции детского коллектива А. С. Макаренко (в контексте проблем развития школы – коммуны): Только длительно сохраняющийся коллектив создает множество крепких и оригинальных связей. А.С. Макаренко определил три стадии развития коллектива: его создание, становление и сплочение в единую организацию с системой самоуправления и сложившимися традициями.

Остановка процесса совершенствования коллектива может привести к скрытым вначале процессам обратного движения, например к появлению формализма, исчезновению у учащихся интереса к общественным делам.

Учение АС. Макаренко называют «педагогикой событий», т.е. организацией воспитательных ситуаций в жизни ребенка, имеющих поворотное значение для его развития. Он считал, что в коллективе, в котором внешне ничего не происходит, в действительности идет скрытое накопление воздействий, грозящих возникновением не предусмотренных педагогом событий.

Цель воспитательной деятельности в школе-коммуне – определенный набор проектируемых качеств личности воспитанника: дисциплинированность, чувство долга, честность, он должен уметь быть вежливым, суровым, добрым и беспощадным – в зависимости от условий его жизни и борьбы, подчиняться интересам коллектива, должен быть активным организатором, настойчив, закален, владеть собой и влиять на других, быть веселым, добрым, подтянутым, способным жить и любить, быть счастлив.

Особое значение А. С. Макаренко придавал развитию качеств хозяина и организатора. Проектирование личности как продукта воспитания должно осуществляться на основе заказа общества. Дели воспитательной работы должны бьть выражены в реальных качествах людей, которые будут сформированы в педагогическом производстве. Он выделяет общие и индивидуальные черты личности.

Объектом воспитания является не отдельная личность, а коллектив в целом, коллектив является воспитателем личности. Он следующим образом сформулировал педагогическую установку коммуны: создание правильного коллектива и создание правильного влияния коллектива на личность.

Детский коллектив – это реальная ячейка современного общества, он не живет подготовительной жизнью к какой-то будущей взрослой жизни, это не чисто педагогическое явление, а прежде всего социальное, в связи с этим формулируется принцип — коллектив детей не готовиться к будущей жизни, а уже живет.

А.С. Макаренко установил, что именно разрыв социальных связей наносит взрослеющему человеку вред, а их восстановление выправляет его развитие. Суть воспитания состоит в завязывании и укреплении правильных отношений между подрастающим человеком и обществом, создании благоприятного морального климата.

Воспитательный коллектив является органичной частью общества и в специфической форме воспроизводит общественные отношения, активно включает в них детей. Социально значимая задача, стоящая перед коллективом, позволяет каждому его члену ощущать себя участником общего дела, пробуждает гражданские чувства.

Позиция личности в процессе воспитания – личность не объект воспитательного влияния, а его носитель – субъект, но субъектом она становится только выражая интересы всего коллектива.

Роль традиций в формировании и развитии коллектива, ничто так не укрепляет коллектив как традиция. В создании традиций нужно использовать консерватизм, доверие ко вчерашнему дню, в котором появилась какая-то ценность.

Среди традиций А.С. Макаренко особо ценил игровую военизацию: военная терминология (например «командир отряда»), рапорта, знамя коллектива, определенная форма и т.п.

Проблема дисциплины и наказания. Необходимо достигать сознательной дисциплины разными способами. Например, введение в цикл школьных предметов теории морали. Сдержанность, уважение к женщине, ребенку, к старику, уважение к себе – вся теория поступков может быть предложена ученикам. Цель дисциплины нужно ставить прямо, ясно и определенно.

Сущность наказания состоит в том, что человек переживает свои ошибки, осуждение коллектива и отрешение от него. Наказывать может либо весь коллектив, его общее собрание, либо один человек, представляющий интересы коллектива, в наказании должны быть традиции и нормы.

В отношениях с воспитанниками А-С. Макаренко опирался на принцип: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему». Восприятие воспитателями детей как существ, нуждающихся в постоянном «укрощении», он называл главным «педагогическим пороком».

В его трактовке, дети – прекрасные и живые жизни, поэтому нужно видеть в них товарищей и граждан, уважать их права и обязанности, в т. ч. право на радость и обязанность ответственности.

Стиль детского коллектива, его признаки:

  • Мажор, т.е. постоянная бодрость, никаких сумрачных лиц, кислых выражений, постоянная готовность к действию, веселое, бодрое настроение.
  • Ощущение собственного достоинства.
  • Красота, эстетика жизни и быта, чистота окружающей среды.
  • Игра.

А.С. Макаренко много места отводил эмоциональному настрою воспитанников, мажорному тону их жизни, которые сплачивали детей, создавали оптимистическую атмосферу в коллективе. Им сформулирован «метод параллельного педагогического действия».

В противовес «парному воспитанию» (взаимодействие одного наставника и одного ребенка) он включал в процесс воспитания, как педагогов, так и воспитанников. Критерием оценки поведения учащихся становится не только личное мнение педагога, но и интересы коллектива.

А.С. Макаренко утверждал, что человек не может быть воспитан влиянием одной личности, какими бы качествами она ни обладала.

Детское самоуправление, организационно-педагогические находки А.С. Макаренко – разновозрастные отряды, советы командиров, общее собрание, самоуправление – были привлекательны для воспитанников.

Осуществляемые творчески и неформально эти формы дают значительный воспитательный эффект, что подтвердила методика коммунарского воспитания И.П. Иванова.

А. С. Макаренко стремился к тому, чтобы сделать радость ребенка ответственной, человечески значимой и нравственной, а его ответственность — радостью, доставляющей нравственное удовлетворение. Эту диалектическую задачу он разрешал с помощью метода «перспективных линий» в детской жизни.

Он показал, что воспитывать человека — значит воспитывать умение находить перспективные пути, на которых его ждет «завтрашняя радость». С изменением образа жизни коллектива, его развитием выдвигаются новые условия, близкие и дальние цели.

Этот процесс создает новый уровень отношений и деятельности. На смену требованию педагога приходит общественная требовательность, которая затем перерастает в требование личности к себе самой.

Педагогический опыт АС. Макаренко, его педагогические взгляды отражены в художественном творчестве. Деятельность колонии им. М. Горького описана в «Педагогической поэме», коммуны им. Ф.Э. Дзержинского – в повести «Флаги на башнях».

При жизни А.С. Макаренко подвергалсякри тике справа и слева. В 20-е гт. ему ставили в вину стремление к утверждению «авторитаризма», дисциплины, наказаний. Деятельность А.С. Макаренко в коммуне им. Ф.Э. Дзержинского совпала с дискуссией в стране по основным проблемам педагогики (1928 – 1931 гг.). В 1928 г. он вступил в конфликт с НИИ педагогики Наркомпроса Украины, о практике АС.

Макаренко негативно высказывались Н. К Крупская (выступление на VIII съезде комсомола, 1928 г.), АВ. Луначарский и др.

В 30-е гг. А. С. Макаренко критиковали за отступление от партийных постановлений по школе и приверженность Декларации о единой трудовой школе (1918), за демократизм и внедрение самоуправления.

Интересно
К 1932 г. он пришел к выводу, что труд, являясь нейтральным процессом, сам по себе, без нравственного воспитания, не может сформировать личность, что было воспринято как нарушение основных принципов трудового воспитания в советской педагогике.

Преследования критиков продолжились после публикации «Педагогической поэмы». В 1938 г. против него развернулась кампания по обвинению в намерении исказить революционную действительность, педагогическом непрофессионализме и некомпетентности.

С середины 80-х гг. с открытием доступа к документам и архивам появилась возможность дать объективную оценку педагогическим начинаниям А. С. Макаренко, в связи с чем вновь повысился интерес к его педагогической системе.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)