Этапы развития воспитательной системы

Первый этап развития воспитательной системы – этап становления. В.А. Караковский выделяет следующие черты воспитательной системы на этом этапе.

Несмотря на то, что создание воспитательной системы начинается с целеполагания, цели на этом этапе все-таки носят достаточно аморфный характер, нередко представлены в виде пожеланий, формируются через отрицание существующих целей: «не должно быть…», «нельзя чтобы…», «не имеет смысла..», а не через конструктивные, конкретные предложения.

На этом этапе нередко обнаруживается расхождение между замыслом и его реальным воплощением. Но это расхождение не всегда означает ошибочность, просчет в построении модели.

Просто система пока не набрала силу, ее компоненты работают как бы порознь. Именно поэтому у некоторых педагогов приподнятое, оптимистическое настроение может смениться апатией, подавленностью. Начинает оформляться системообразующая деятельность, которая может быть различного вида.

Общешкольный коллектив еще не сложился. В педагогической среде резко обозначаются лидеры, актив, группы, между которыми возникают ситуации напряжения, порой даже конфликты. Идет довольно болезненный процесс переоценки прошлого, пересмотра педагогических позиций.

Некоторые педагоги не воспринимают новых идей, целей, другие хотят, но не умеют работать в новых условиях. Атмосфера исканий, острых дискуссий охватывает и ученическую среду.

В ней довольно быстро выделяются те, кто тяготеет к коллективной деятельности и обладает организаторскими способностями; они начинают стягиваться в ядро будущего коллектива, берут на себя ответственность за жизнь школы.

Этот факт не всегда вызывает у остальных учащихся положительную реакцию. Может наступить период разобщенности, однако это временная дисгармония на пути общей гармонизации системы.

На этом этапе главенствуют эмоционально-психологические отношения, как во взрослой, так и детской среде.

Взаимодействие с окружающей средой у системы на этом этапе носит стихийный характер, осознанного, целенаправленного освоения окружающей среды еще не сложилось.

В целом система характеризуется недостаточной прочностью внутренних связей. Некоторые ее компоненты могут выступать автономно и отрабатываться отдельно.

На этом этапе особое внимание необходимо уделить:

  • формированию концепции воспитательной системы школы как совокупности основных педагогических идей;
  • выделению системообразующей деятельности, которая отражала бы коллективные потребности и детей, и взрослых, была бы значима и престижна в их глазах, естественна для данной школы;
  • необходимо создание «опережающих ситуаций», моделирующих будущую систему в наиболее существенных моментах.

Второй этап развития воспитательной системы связан с отработкой содержания деятельности и структуры системы. На этом этапе окончательно утверждаются системообразующая деятельность, приоритетные направления функционирования  системы.

Деятельность усложняется, устанавливаются связи между различными ее видами. Интенсивно идут процессы коллективообразования в среде школьников и педагогов. Этот этап характеризуется бурным развитием общешкольного коллектива, развитием межвозрастного общения.

В школе в рамках основного коллектива возникают различные временные коллективы и одновозрастные и межвозрастные объединения, что создает необходимость организации взаимодействия между ними в целях устойчивого и стабильного развития системы.

Усложняется деятельность школьников в сфере самоуправления, развиваются инициатива и самодеятельность, создаются предпосылки для коллективного творчества. Идет ярко выраженный процесс массового воспитания через коллектив. Рождаются коллективные традиции.

Возникает сориентированность деловых функциональных отношений и эмоционально-психологических отношений как в детской, так и во взрослой среде.

Управление воспитательной системой происходит как на организационно-педагогическом, так и на психолого-педагогическом уровне. Отсюда потребность в социально-психологической службе.

Третий этап развития воспитательной системы является завершающим. Система окончательно оформляется: каждый компонент занимает свое место, системные связи крепнут, жизнь школы упорядочивается, воспитательная система работает в заданном режиме. Усиливаются интеграционные процессы, они проникают в учебно-познавательную деятельность, органически связывая ее с воспитанием.

Школьный воспитательный коллектив переходит в новое качественное состояние: он все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей, глубоко осознанной целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества и общей ответственностью.

У большинства школьников и педагогов формируется «чувство школы», сильно развиваются процессы формирования коллективного и индивидуального самосознания. Вообще заметно усиливается внимание ученического коллектива к личности.

Педагогами реализуется личностный подход, доминирует педагогика отношений. В системе возникают механизмы воспроизводства, накапливаются, аккумулируются и передаются по наследству свои традиции, укрепляются механизмы социального наследования.

Четвертый этап – обновление, перестройка системы. Завершающий этап в развитии воспитательной системы школы вместе с тем не конец процесса системообразования. Состояние устойчивого равновесия отнюдь не является стабильным, ибо всякая воспитательная система имеет свойство старения.

Объективные положительные проявления системы нередко ведут к омертвлению оправдавшего себя опыта, порождают стереотипы, чувство непогрешимости. В этом случае в воспитательной системе возникает торможение. Двигателем системы является постоянный рост социальных потребностей коллектива.

Своевременное удовлетворение этих более высоких потребностей предохраняет систему от застойных явлений. Значит, возникает необходимость говорить о четвертом этапе – обновления и перестройки системы, которой может приобретать характер кризиса.

Нельзя относится к кризису как к негативному явлению. Возникновение кризисов говорит о динамизме воспитательной системы. В школах, где не создана воспитательная система, подобных кризисов не бывает.

Таким образом, любая воспитательная система – явление развивающееся. Она проходит этапы становления, организационного оформления, функционирования в максимальном режиме, обновления и перестройки. Процессы обновления связаны с изменениями, прежде всего, в блоке целей, за которыми следует реформирование структуры, деятельности и отношений, создание новых ценностных ориентаций и нравственных норм.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)