Шесть этапов эволюции письменности

Первый этап – формирование основы отдельно взятого письменного знака, которой служит рисованное изображение объекта, понятийно связанного со знаком.

Например, китайский иероглиф «вода» образовался из рисунка ручья, в котором обычно находится вода. Этот же иероглиф схож со Славянским свастическим символом «Звезда Перуна», принадлежащим богу Перуну, покровителю грозы, грома и также связанному с водой. То же мы видим и с иероглифом «огонь», схожим во Славянским свастическим символом «Ярила», принадлежащим Яриле, богу весеннего огня.

Второй этап – стилизация письменного знака в сторону нечеткого соответствия рисованному изображению объекта, но понятийно связанного со знаком.

Как раз этот процесс мы можем наблюдать на примере эволюции китайских иероглифов: конечный вид иероглифа мы можем идентифицировать с его прототипом только, если имеем ряд промежуточных значений.

Третий этап – разбор стилизованного письменного знака на отдельные элементы и их классификация с утратой элементами понятийных связей.

Этот этап четко прослеживается на примере той же эволюции иероглифов, когда, например, изначальное изображение иероглифа «вода» из картинки ручья стилизовалось в непонятно что изображающую линию.

Когда таких изображений скапливается много, их становится невозможно четко воспроизводить по памяти и без образца, да еще и так, чтобы они сохраняли свою непохожесть на другие. Тогда очевиден такой подход, когда это множество изображений разбивается на отдельные элементы, которые впоследствии классифицируются.

Причем, классификация письменного знака идет организмическим методом, когда больший организм (понятие: иероглиф или слово) состоит из ряда более мелких структурных организмов (графема или корень), каждый из которых, в свою очередь, состоит из еще более мелких структурных организмов (черта или буква).

При этом, в китайской иероглифике основу классификации составляет уровень графем, в то время как в алфавитах – уровень букв. Следует отметить, что буквы алфавита, также как и черты, в прописном строчном своем исполнении пишутся одной линией без отрыва от поверхности письма.

Четвертый этап – упрощение начертаний элементов письменных знаков и их сокращение.

Этот этап произошел в Китае при реформе 50-60-х годов 20-го века.

Пятый этап – разбор ранее систематизированных элементов письменных знаков на их составляющие элементы, классификация полученных элементов, их сокращение и синтез из них отдельных самостоятельных знаков – букв; из букв составляются надписи.

Именно, пользуясь этим, нас учат писать в школе. Сначала отдельные крючки и загогулины, ничего не значащие. А потом из определенного их набора учат составлять и писать полноценные буквы.

Собственно, буква – есть своеобразный иероглиф, но на более высоком мыслительном уровне, когда человек уже может полностью отрешиться от поиска какой-либо связи этой буквы с каким-либо событием, а использует сам этот буквенных символ бессвязно, только для передачи фонетики.

При этом получается достаточно большое множество букв как возможных вариаций, составленных из различных элементов. Достаточно посмотреть на силлабарий, изображенный на рисунке 9, и мы увидим, что одной современной букве соответствует несколько похожих вариантов начертания: повернутых и перевернутых, зеркальных, с разными углами, с разной длиной черт, более сомкнутых или более разжатых и т.д.

Шестой этап – формирование из букв слов, словосочетаний и устойчивых выражений, соответствующих определенным понятиям, вещам, объектам.

Это современное состояние буквенной письменности, когда тексты пишутся, последовательно слагаясь из букв.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)