Съезд коммерческих и кооперативных банков

27 марта 1991 г. в Москве состоялся I съезд коммерческих и кооперативных банков Российской Федерации, который и стал датой рождения Ассоциации российских банков (АРБ). В работе съезда приняли участие 340 человек, представляющих 220 банков Российской Федерации, в том числе 39 московских банков.

Руководство Ассоциации региональных банков России (АРБР) — объединения банков, образованных на базе бывших региональных контор Промстройбанка СССР, отказалось от вхождения в состав АРБ. Аналогичную позиции заняли руководители Ассоциации “Русь” (около 70 банков) и Ассоциации “Энергия” (около 30 банков). В ряде регионов банки объединялись в территориальные ассоциации и союзы, считая нецелесообразным участие в российской ассоциации.

I съезд АРБ принял решение: “В связи с изменениями, происшедшими в банковской системе СССР и Российской Федерации, реорганизовать Российский банковский союз в Ассоциацию российских банков, действующую на основе нового Устава, учитывающего положения Закона о банках банковской деятельности СССР и РСФСР.

Считать местом нахождения Ассоциации город Москву”. На Съезде был утвержден Устав Ассоциации российских банков, С.Е.Егоров избран Президентом Ассоциации, также был утвержден персональный состав Совета АРБ. Вице-президентами АРБ были избраны В.В.Виноградов (“Инкомбанк”, Москва), Г.Г.Джавашвили (“Форум-банк”, Челябинск), В.В.Крупин (“Востокинвестбанк”, Владивосток), Л.П.Талмач (“Энергомашбанк”, Санкт-Петербург), Г.А.Тосунян (“Технобанк”, Москва).

Принятые на Съезде важные документы, прежде всего Устав АРБ, надолго определили вектор развития Ассоциации российских банков как “генерального штаба” российского банковского сообщества, а основным направлением деятельности Ассоциации — выражение корпоративных интересов банковской системы, активное содействие созданию благоприятного климата для ведения банковского бизнеса, как важнейшей функции и условия существования рыночной экономики.

Интересно
Российское банковское сообщество, в самом деле, весьма уникальное явление, сформировавшееся в стране, где предельный уровень рисков банковской системы имел самую высокую, какую только можно представить, отметку, а именно: на уровне риска самой страны, вступившей в период великих политических потрясений и социально-экономической нестабильности. Заниматься банковским бизнесом в условиях перманентного политического и экономического риска мог только сумасшедший или неисправимый оптимист, уверенный в том, что будущее зависит от него.

Степень открытости даже крупнейших российских кредитных организаций до сих пор вызывает дискуссии. В конце октября 2005 года международное рейтинговое агентство Stаndаrd & Рооrs опубликовало исследование информационной открытости 30 банков — лидеров по активам на 1 января 2005 года.

Анкета исследования состояла из 100 пунктов, включающих вопросы о структуре собственности и правах акционеров, финансовой и операционной информации, составе и процедурах работы совета директоров и менеджмента. Данные были почерпнуты из годовых отчетов банков, на их фирменных сайтах и из документов, предоставляемых в регулирующие органы. Уровень раскрытия информации низок — таков вывод аналитиков международного агентства.

Средний показатель прозрачности в тридцатке крупнейших банков составил 36 %, то есть широкой огласке подлежит лишь чуть более трети всей информации о деятельности банка. В пятерку лидеров вошли Внешторгбанк (55 %), банк “Возрождение” (55 %), “МДМ-банк” и “Транскредитбанк” (по 51 %) и Сбербанк (46 %). Многие кредитные организации по-прежнему считают, что им просто незачем, да и опасно полностью открываться.

На 1 января 1992 г. общая численность коммерческих банков на территории СССР достигла 1616 (только в Москве их было 460). На этапе становления банковской системы рыночного типа количественный рост коммерческих банков способствовал накоплению критической массы, необходимой для того, чтобы реформирование экономики стало необратимым. Однако этот процесс не был подкреплен наличием в стране банковской инфраструктуры и квалифицированных кадров, обладающих необходимыми знаниями банковского дела и банковского менеджмента.

В советский период финансовую карьеру вряд ли можно назвать популярной. Уровень оплаты банковских работников был в полтора-два раза ниже, чем на производстве, но с приходом эпохи рыночных реформ все изменилось. В условиях острого кадрового дефицита банковских работников в конце 1980-х — начале 1990-х годов резко повысился спрос на специалистов, имевших опыт работы в Центральном банке и бывших государственных специализированных банках.

На тот момент это были лучшие банковские специалисты на рынке труда. Вместе с тем, количество их было недостаточным, а работать им нужно было в изменившихся социально-экономических условиях, которым их знания и навыки не были адекватны.

Потребность в банковских кадрах в значительной мере удовлетворялась за счет специалистов других отраслей народного хозяйства — либо невостребованных в новых экономических условиях, либо получивших первый удачный опыт коммерческой деятельности и решивших попробовать себя в новом деле. Они обладали волевыми качествами, необходимыми для организации банковского бизнеса и его защиты от бандитов и конкурентов, но многим из них не хватало знаний и практического опыта работы в условиях повышенных рисков: рыночного, операционного и правового.

Банкротство типичного производственного предприятия может длиться годами, его производственным фондам за это время грозит лишь отправка на металлолом или ржавчина. Банкротство банка начинается с отзыва лицензии, то есть при возникновении всего лишь первых признаков финансовой несостоятельности. И все — бизнес потерян.

Естественно, что подобная ситуация в формировании кадрового состава кредитных организаций преимущественно из числа тех, кто не имел достаточных представлений об основах банковского дела, не способствовала обеспечению элементарного уровня профессионализма как в среде рядовых исполнителей, так и среди менеджеров высшего руководящего звена.

Существовавшая тогда система подготовки и переподготовки специалистов банковского дела нуждалась в серьезном реформировании и, в свою очередь, испытывала острый дефицит квалифицированных преподавательских кадров. Для изменения положения дел в сфере банковского образования к лучшему потребовались годы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)