Сакральная герменевтика или учение о понимании

Символизм наиболее характерная черта христианской культуры, причем символизм, который связывает божественное знамение с конечной и ограниченной интерпретацией человеком этого безусловного, но скрытого знамения.

Символ не просто объективный знак, имеющий вневременную размерность. Он способ связи между миром смысла и его интерпретацией, между божественным знамением и человеческим осмыслением, между Богом и человеком. Да и само греческое слово «символ», происходящее от συμβάλλω («составляю», «соединяю»), означает «соединение».

Символизм христианского мировоззрения это не замыкание в границах символической формы, лишь в Просвещении понимаемой как схема, как аллегория, как условный и конвенциональный знак. Для христианства это способ бытия, разомкнутого и раскрытого в двух направлениях от Бога к человеку и от человека к Богу, это способ соединенного и взаимоинтенционального бытия.

Причем человеческая интерпретация божественных знамений всегда относительна, многозначна, многоярусна. Божественные знамения выражены пророками метафорически в иносказаниях и притчах, истолкование которых уже само по себе многозначно: ведь это форма, выражающая намеками один таинственный смысл через другой, который еще надо расшифровать.

Такими формами выражения, в том числе и речевого выражения, и являются символы, объединяющие в себе две реальности трансцендентную и имманентную. Символизм христианского мировоззрения задает совершенно иную размерность и мышлению веру, и бытию любовь.

Интересно
Встреча не просто встреча двух воль: Бога и человека, но и встреча духа и души в лоне веры и любви. Эта новая символическая онтология далека от риторической культуры позднего эллинизма. Она чужда ей, как чужда суровость ветхозаветных знамений и предписаний вычурности и капризности риторического пользования словом.

Первые апологеты христианства с неприязнью относились к римскому красноречию: «Красноречие сделалось театральным представлением …оратор принимал костюм, соответствовавший его роли, и красотою своей одежды или ужасом своих лохмотьев, приторностью голоса или грубостью произношения разом овладевал всеми глазами и ушами, чтобы вернее получить то, что он более всего искал, а именно рукоплесканий». Лишь позднее апологеты и деятели христианства поняли значение риторики для церковной литургии, для проповедей и богослужения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)