Роман В. М. Шукшина Любавины

Василий Макарович Шукшин (1929–1974) родился в селе Сростки в Сибири. Деревенская жизнь и природа родных мест стали отправной точкой в творчестве будущего прозаика (а также режиссера, сценариста и актера). Шукшин исследовал, прежде всего, человека деревни, неиспорченного городской «красивой жизнью». В своей статье «Слово о малой Родине» Шукшин так характеризовал простого деревенскую жизнь:

«Я помню, что там говорили правильным, свободным, правдивым языком, сильным, точным, там жила шутка, песня по праздникам, там много, очень много работали (…) там знали все, чем жив и крепок человек и чем он – нищий: ложь есть ложь, корысть есть корысть, праздность и суесловие…».

Правда и справедливость, которую он видел заложенной в самом естестве деревенской жизни, были для Шукшина фундаментом, на котором он строил свое искусство:

«Мы часто употребляем выражения: “плохой фильм”, “слабый роман”, “середняк” и тому подобное. Почему мы не говорим: “лживый фильм”, “лживый роман”? Ведь именно это качество – ложь – и составляет в них пошлость, слабость».

В отличие от других писателей-деревенщиков, Шукшин ни в одном из своих произведений не усомнился в справедливости
советской власти (несмотря на то, что он происходил из семьи кулаков, отец его был расстрелян, а дядья сидели в лагерях). Однако в книге «Воспоминания о Шукшине», которая вышла после научной конференции «Диалоги о Шукшине» в 2016 году, вдова писателя Лидия Николаевна Федосеева-Шукшина на вопрос об отношении мужа к советской власти ответила: «Не мог он любить советскую власть», а истинную позицию свою писатель, по ее мнению, из осторожности скрывал.

В этой интерпретации Шукшин предстает лицемером, который провозглашал главной моральной ценностью и критерием оценки искусства правду и в то же время постоянно лгал.

Интересно
В статье С. Б. Адоньевой «Деревня: стигматы сословия»  сам Шукшин и герои его произведений интерпретируются как маргиналы, неуравновешенность которых вызвана страшным наследием раскулачивания и коллективизации. Вместе с тем в первой (до конца отредактированной автором и опубликованной при его жизни) части романа «Любавины» (1965) показана справедливость раскулачивания и единство большей части крестьянства с революционерами-социалистами.

Оценок творчества Шукшина, которые не опираются на высказывания и произведения самого автора, к сожалению, довольно много в наши дни. Они связаны с тем, что последовательно честный почвенник и социалист не вписывается в господствующие в современном обществе представления.

Общественные взгляды Шукшина обусловлены традиционной для России моральной нормой, предполагающей греховность стяжательства, индивидуализма и самодовольства. Для русской культуры в исторической перспективе, несомненно,
характерно нестяжательское отношение к материальным благам и к корысти как таковой. Однако наряду с укоренившейся
в русской ментальности традицией нестяжательного отношения к деньгам, существовала тенденция нарушения этой традиции, которая в ХIX веке была обусловлена развитием капитализма, а в эпоху «оттепели» – тенденциями.

Как справедливо заметил Э. Биров, «Шукшину был ближе даже преступник, сбившийся с пути, если в нем не исчезло
жжение совести, чем самодовольный обыватель или энергичный торгаш» (под преступником имеется ввиду главный герой
повести и одноименного фильма Шукшина «Калина красная»).

В пьесе «Энергичные люди» Шукшин описал разлагающие общество тенденции своекорыстия и, по сути, предсказал жизненные принципы активных деятелей перестройки и новой элиты, пришедшей к власти и богатству в 1990-е годы. Главный герой пьесы Аристарх Кузькин, умудрявшийся вести бизнес в социалистической стране, так объясняет «избранность» стяжателей:

«Всякое развитое общество живет инициативой… энергичных людей. Но так как у нас – равенство, то мне официально не могут платить зарплату в три раза больше, чем, например, этому вчерашнему жлобу, который грузит бочки. Но чем же тогда возместить за мою энергию? За мою инициативу… Все знают, что я – украду, то есть те деньги, которые я, грубо говоря, украл, – это и есть мои премиальные… это – мое, это мне дают по негласному экономическому закону… моя голова здесь нужна… а не канавы рыть…»

Герой пьесы высказывает позицию, ставшую популярной в обществе годы спустя, когда после перестройки идеологи рыночной экономики в открытую заговорили о достатке как о показателе ума и работоспособности человека:

«Если у кого миллион/ миллиард – значит он талантлив, а если у кого нет – то, как откровенно выразился нувориш 2000-х Сергей Полонский, они “могут идти в ж!!!”».

В свете этого становится очевидной причина заведомо ложных интерпретаций образа и наследия Шукшина. Он слишком честно и прямо в своих произведениях выступал против идеологии, которая в советские годы еще пряталась (как герой его пьесы), а начиная с перестройки стала заявлять о себе открыто. Она не изжита до сих пор, несмотря на то, что официальная культурная политика России номинально строится на традициях, соборности, превосходстве духовного над материальным.

Критика стяжательства отражена и в сценарном, и в кинематографическом творчестве Шушина, к примеру, в фильме «Печки-лавочки» герой Шукшина, деревенский мужик, при знакомстве с попутчиком рассказывает о мучающем его вопросе:

«Кто в городе регулирует жизнь? Рупь? Рупь! Так вот этот же самый рубль и мне тоже начинает мозги кособочить! Я уже тоже думаю, как бы мне его, голубчика, приласкать к себе – в гости позвать, так сказать. Но один маленький честный вопрос: чем я больше буду зарабатывать, тем меньше я буду думать, что там после меня родится. Вот штука-то!»

В мировидении Шукшина стремление к личной выгоде четко противопоставляется стратегическому мышлению – собственнические инстинкты, поработив человека, лишают его возможность мыслить широко. Стяжательство и эгоизм противопоставляются не только духовности, но и подлинному творчеству, открытию новых горизонтов. Именно в честной коллективности, предполагающей то, что ценность личности определяется ее бескорыстным служением большому делу (народу, человечеству), Шукшин видел нравственную и творческую норму (добро), отступления от которой являются главной причиной человеческого (рукотворного) зла.

Интересно
В романе «Любавины» главный герой Кузьма Родионов – коммунист, приехавший в село, чтобы установить советскую власть, вступает в борьбу с преступной бандой и кулаками, которые с ней сотрудничают. Во второй части романа, незаконченной и опубликованной после смерти писателя в 1974 году, действие происходит спустя 30 лет, Родионов – уже председатель райкома. Общественная жизнь, описание собраний вплетены в повествовательную ткань всей истории.

Фильм «Живет такой парень», вышедший на экраны в 1964 году, считается экранизацией одноименной киноповести; ни вездесущая к наши дни Википедия, ни другие источники не сообщают о том, что сюжет этой повести построен на второй части романа «Любавины». Герой фильма «Живет такой парень» в повести – Пашка Любавин – потомок кулацкой семьи Любавиных, простодушный шофер, которому не везет в любви. Пашка – полная противоположность своим предкам, которых в их времена не любили в деревне «за гордость». Образ Пашки выступает живым доказательством того, что эгоистическое, самодовольное и жестокое начало, управлявшее родом Любвиных, может быть изжито честным трудом, направленным на общее благо. Семья кулаков – скряг, стяжателей и убийц – породила простого парня, который ищет любовь и совершает подвиг. Шукшин писал о своем герое:

«…суровый и рабочий тракт не мог не продиктовать людям свои законы. Помоги товарищу в беде. Не ловчи за счет другого. Не трепись – делай. Помяни добрым словом хорошего человека. Не много. Но они неумолимы. И они-то определяют характеры людей. И они определяют отношения между ними. И я выбирал героя по этому признаку. Прежде всего. И главным образом».

Мир деревни, показанный в первой части романа, разделен надвое – Любавины и другие кулацкие семьи противопоставляются беднякам в отношении к женщинам, детям, гостям, природе, обществу. Несмотря на то, что в село прибывают всего двое коммунистов, одного из которых в скором времени убивают, кулаки в итоге терпят сокрушительное поражение. Любавины, идущие войной против строительства школы и сбора хлеба для голодающих, терпят в романе поражение и, в сущности, губят сами себя.

В беседе с киноведом В. И. Фоминым Шукшин так охарактеризовал культурно-нравственный климат ХХ века:

«Для меня было две России на моей памяти. Я помню, какой народ был после войны, какое было потрясающее впечатление от него – и какой народ стал. Нынешний народ опустился на карачки».

Основная часть деревенского населения, как показывает Шукшин, мыслила в русле традиционной для крестьянской общины ценностной парадигмы (русская соборность) и потому приняла большое созидательное дело, предложенное советской властью. В какой же момент в русском народе с его огромной нравственной красотой и естественным стремлением к справедливости стали во множестве появляться новые мещане и тайные кулаки, описанные в пьесе «Энергичные люди»?

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)