Роль прессы в формировании имиджа политического деятеля

Динамичное развитие России в течение последних 30 лет отражается в изменениях политической системы, складывающемся разделении власти, возрождении института общенародных выборов в обстановке плюрализма мнений, относительной свободы прессы.

Политика стала пространством публичной борьбы за власть между партиями и группами влияния. В этом соперничестве весома роль избирателей, симпатии которых стремятся завоевать субъекты конкуренции.

Поскольку восприятие людьми абстрактных идей затруднено, их носителем и выразителем в публичной сфере становится политический деятель. Его личность связывается в сознании граждан с образом человека, способного внимательно изучить социальные проблемы, инициировать эффективный поиск их решения. Имидж (от английского image – образ) политического деятеля ассоциируется с событиями, его высказываниями, выступлениями перед людьми.

Исследователи отмечают, что начало эксплуатации публичного имиджа восходит к ранним этапам американской политики. Первый президент США Джордж Вашингтон стал символом нации при жизни, по сути дела последователи создали его имидж. В числе политиков, которые самостоятельно заботились о том, чтобы публика воспринимала их благожелательно, исследователи называют императора Франции Наполеона Бонапарта.

Академик Е. В.Тарле утверждал, что из всех записей его разговоров можно извлечь многое для истории так называемой «наполеоновской легенды», но очень мало ценных и убедительных материалов для характеристики самого императора.

Легенда начала формироваться на острове Святой Елены. Наполеон заботился о создании собственного благоприятного имиджа, привлекая внимание публики к своим заслугам, в особенности военным. Немецким социологом М. Вебером предложена типология лидерства, введено понятие харизматического лидерства.

Автором книги «Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу» Ж. Блонделем разработана соответствующая реальностям современного мира типология лидерства. Таким образом, концепции формирования имиджа политика стали складываться издавна. Однако лишь благодаря появлению радио, телевидения, компьютерной техники созданы благоприятные условия для деятельности, направленной на формирование имиджа политического деятеля, создаваемого для решения конкретных задач (успех на выборах).

Массмедиа, с одной стороны, отражают создаваемый политиком и его консультантами образ, с другой стороны, участвуют в формировании его, иногда спонтанно, чаще всего – целенаправленно. Наибольшее количество информации о лидере распространяется в ходе скандалов, в которые он вовлечен. На их фоне кумулятивный эффект небольших и неброских сообщений, оценок, отзывов о нем не столь заметен, но не менее важен. Постоянный поток сообщений разного характера о политике является главным оружием в конкурентной борьбе.

Несмотря на то, что участие лидера в скандалах не исключено, пресса представляет его обществу как носителя и в некоторой степени творца культуры. В демократических странах конкуренция между политическими партиями и движениями и возглавляющими их деятелями публична, а культура основана на принципе открытости и доступности информации о работе органов исполнительной и законодательной власти, распространяемой журналистами. Граждане вправе претендовать на получение сообщений о деятелях сферы власти, которым они доверили управление государством, защиту своих интересов.

Развитие средств политической коммуникации, среди которых во второй половине XX столетия ведущую роль играло телевидение, а в XXI веке – интернет, позволяет иллюстрировать разнообразные события, заявления, действия лидеров с высокой степенью достоверности.

С помощью массмедиа можно не только информировать публику о поведении деятеля сферы власти, но и вносить коррективы в процесс формирования его имиджа в соответствии со стоящими перед ним целями и задачами и настроением избирателей, производить манипуляции общественным сознанием.

Так, в американском обществе таковые являются обратной стороной медали эффективного политического убеждения; то, что для одних выглядит как пропаганда, всегда представляется другим, как честная образовательная попытка. Действия политиков становятся событием общенационального или регионального масштаба благодаря освещению их телевидением.

Интересно
Особенность современных масссмедиа такова, что демонстрация сюжетов о политике, представление его эмоциональных высказываний отвлекают людей от анализа сути его программы. Эта особенность средств информации повлияла на выбор способов ведения избирательных кампаний с акцентом на использование манипулятивных методов.

Грань между ними и дозволенными рекламными трюками очень тонка, так что уловить ее способен, вероятно, лишь опытный эксперт. Между тем увлечение манипулятивными методами с целью отвлечения внимания людей от сути происходящего и затушевывания реальных проблем становится все более очевидным и приобретающим опасные масштабы явлением.

Исследователи подчеркивают, что положительный имидж становится мотивом доверия кандидату в период избирательной кампании. Данная тактика реализуется за счет использования глаголов преимущественно настоящего и будущего времени, условных предложений, которые выражают не реалистичность или совершенно малую вероятность осуществления действия.

Коммуникационная политика в сфере деятельности массмедиа является ключевым звеном, с помощью которого политик может добиться либо «эффекта трамплина» в карьере, либо в худшем варианте – сойти с дистанции в конкурентном соперничестве.

Исследователи отмечают, что при этом основополагающие характеристики информационного потока: непрерывность – дискретность, равномерная – колеблющаяся сила напора на охваченном пространстве, стабильная – меняющаяся динамика прироста распространяемых материалов на ведущих направлениях – могут служить надёжными ориентирами.

Эти характеристики сообщений тем более ценны, что фигура лидера, особенно в ситуации глубокого общественного кризиса, оценивается неоднозначно, его воздействие на граждан может быть и позитивным, и негативным. И поскольку люди голосуют не за самого политика, а за формируемый медиа образ, важнейшим условием успешного осуществления деятелем своих функций и завоевания симпатий большего числа сторонников является создание позитивного имиджа.

Эта цель может быть достигнута за короткое время при условии массированной обработки общественного мнения и наличия яркой личности. Результаты выборов, проходящих в России, показывают, что контроль массмедиа, в особенности телевидения, дает кандидату неоспоримые преимущества в борьбе за голоса избирателей.

Интересно
С учетом того, что средства информации оказывают сильное воздействие на формирование общественного мнения и имиджа политического лидера, обострилась борьба за контроль массмедиа между отдельными группировками с целью использования их мощи для оказания политического давления на избирателей.

Следствием этого является искажение реальности, публикация недостоверной информации, замалчивание узким кругом лиц невыгодных фактов с помощью подконтрольных средств массовой информации. Манипуляции электоратом осуществляются с применением новейших методов психологического воздействия на человека, что ограничивает свободу выбора, ведет к развязыванию информационных войн и негативно сказывается на сознании избирателей. На определение силы воздействия информации на общественное мнение влияют и сами политические деятели. Они создают новости, как ньюсмейкеры.

По мнению Л. Н. Федотовой, процесс формирования их корпуса для прессы в плюралистическом демократическом обществе происходит по законам массовых явлений, т. е. оценивается, как стохастический, вероятностный, зависимый от слишком большого количества факторов, чтобы они могли быть ранжированы.

Это и плод усилий политика, сумевшего привлечь внимание журналистов благодаря своей внутрипартийной деятельности. При этом дела лиц, оказавшихся в нижней части списка ньюсмейкеров, будут реже освещаться массмедиа. Создается своеобразный замкнутый технологический цикл, формируется психологическая цепочка, объясняющая феномен качественных авторитетных изданий.

Сначала распространяется беспристрастная информация, затем в других жанрах − вердикт, будь то ресторанный рейтинг или рецензия на вчерашний спектакль, после которой вся страна знает, смотреть его или не смотреть. Далее следует индульгенция на представление любого события, любой фигуры. Престиж газеты является гарантией того, что ей можно верить.

И все же количественные диспропорции внимания к разным политикам не делают информационные каналы уязвимыми для критики. Появление имени лидера в заглавии статьи, отведение ему больших газетных площадей, публикация фотографических и иных изображений, постоянное присутствие на экране телевизора создают отдельный мощный канал воздействия на социум.

Важнейшим фактором в формировании имиджа политического деятеля в массмедиа, в особенности на решающем этапе борьбы, является, по признанию исследователей, большой удельный вес телевизионных материалов в массе данных о лидере.

Обеспечивается кратковременное и вместе с тем наиболее мощное воздействие на массовое сознание, ценность влияния возрастает по мере приближения даты волеизъявления избирателей. Стереотипы, которым следуют организаторы такой деятельности, основаны на стремлении любой ценой навязать политический «товар», может быть, за счет оболванивания людей. Обеспечивая массированное воздействие на граждан, организаторы избирательных кампаний упускают из виду, что согласно данным исследований имидж лидеров в основном формируют материалы нейтрального характера.

В связи с этим особую значимость приобретает соотношение положительной и отрицательной информации о деятелях сферы власти, способное в случае возникновения дисбаланса вызвать серьёзные сдвиги в общественном мнении. Анализ же потока сообщений, распространяемых о лидерах, свидетельствует об отсутствии чёткой и продуманной стратегии воздействия на массовое сознание даже у наиболее влиятельных из них. Хотя деятельность органов власти привлекает внимание массмедиа, управляющие прилагают усилия, направленные на обеспечение взаимодействия с журналистами.

Как полагают исследователи, имеются следующие возможности:

  • публичное представление программы (текста, составители которого учитывают особенности аудитории; персоналии власти, транслирующие этот документ; факторы места и времени оглашения его);
  • создание «новости» службой связей с общественностью, формирование информационного потока, направленного от органов власти к массмедиа;
  • производство рекламных сообщений для мультиплицирования их прессой на платной основе.

В политической рекламе специфичен сам товар – программные и личностные характеристики человека, претендующего на получение властных полномочий; специфично действие, которое требуется от потребителя, – мандат на власть и доверие политику. Создается благоприятный образ действия, которое формирует объективную социополитическую ситуацию, выступающую в качестве жизненной реальности для потребителя.

Минимальное условие – наличие программы, обладающей необходимыми атрибутами для ее общественной презентации, агитации за нее, построения на ее основе многочисленных рекламных текстов. Осуществляемая лидером агитация за свою программу, отстаивание ее принципов перед законодательной ветвью власти является каркасом для публичных выступлений, газетных публикаций, теледебатов при участии соперников.

Современная практика свидетельствует о том, что политики привлекают для достижения успеха профессионалов – спичрайтеров, имиджмейкеров, деятельность которых должна способствовать созданию положительного образа лидера. Имидж «материализуется» только тогда, когда становится публичным.

В связи с этим:

  • имидж должен соответствовать рекламируемому предмету, казаться достоверным, преувеличения не должны выходить за рамки здравого смысла;
  • имидж должен быть образным, апеллировать к чувствам;
  • имидж всегда проще, чем предмет, образ которого он воспроизводит; простота и в то же время достаточная нестандартность помогают лучшему запоминанию его;
  • имидж всегда не однозначен, не завершен, часто находится между ожиданием и реальностью.

Многие методы и подходы заимствованы создателями политической рекламы из теории и практики коммерческой. При этом «товар», предлагаемый избирателям, обладает рядом характерных черт. В политике гораздо острее стоит проблема соответствия распространяемых данных образу рекламируемого человека, правомерности применения некоторых способов воздействия для привлечения избирателей на сторону кандидата. Лучшие образцы работы журналистов связаны с четким делением материалов на информацию и мнения.

Российские журналисты предпочитают непосредственно оценивать происходящее, работают по принципу скорее партийной прессы, чем массовой. Своеобразное кредо последней – большой объем информации, где журналист выступает регистратором, а оценки – дело авторов, использующих другие жанры. Задача журналистики – в организации общественного диалога, обнародовании социальных интересов разных социальных групп и слоев применительно к актуальным политическим дилеммам.

Интересно
По мнению исследователей, современные стратегии формирования имиджа политика зиждутся на двух основных: самопрезентации, с помощью которой создается привлекательный образ политика, и дискредитации, цель которой – негативно представить конкурента в предвыборной борьбе.

В России медиа рассматривают как средства манипуляции общественным мнением, нужные политикам, как инструмент в борьбе за власть. В этом смысле интересны процессы, связанные с деятельностью российских журналистов. Сначала репортажи о заседаниях Государственной думы демонстрировали по телевидению без ограничений. Зрители видели лица скучающих депутатов, наблюдали, как некоторые из них голосовали вместо отсутствующих коллег. Тогда избранники оградили себя от критики, ограничив допуск телеоператоров и тележурналистов в зал заседаний, а съемку разрешили только в отведенных для этого местах.

Иначе проблема решена в США. В этой стране в 1979 году создан телеканал C-SPAN (Cable Satellite Public Affairs Network). Эта кабельная спутниковая телесеть освещает общественную проблематику, деятельность правительства страны, ведет репортажи о заседаниях сената и конгресса. К минимуму сведено участие журналистов в анализе происходящего.

Оценивая плюсы и минусы такой практики, многие исследователи и политические деятели утверждают, что это принципиально новая стадия информирования общественности о политической деятельности как отдельных субъектов, так и в целом органов управления высшего звена. Канал C-SPAN на 95 процентов финансируется согласно нормам деятельности телевизионной кабельной индустрии, для жителей страны организована подписка на прием сигнала; остальные средства поступают в виде пожертвований ряда фирм.

Тем самым предоставляется возможность для подготовки политических журналистов; полезен канал и для тех, кто изучают методику публичных дебатов, социологов и политологов, анализирующих современный политический процесс. Обеспечен охват примерно 100 миллионов домохозяйств. Исходя из этих данных, можно заключить, что часть населения страны основывает свои выводы о политике на знании существа дела.

Таким образом, массмедиа, особенно телевидение, активно участвуют в формировании имиджа политических деятелей, учитывают потребность граждан в осведомленности о людях, которым они доверили управление страной. Организаторам формирования имиджа лидера приходится не только быть знатоками избирательных технологий, основ психологии и социологии и проявлять изобретательность, но и налаживать взаимодействие с прессой, так как избиратели голосуют по существу за формируемый с ее помощью образ политика. По признанию исследователей, средства массовой информации являются самым мощным каналом политической коммуникации, используемым властью и обществом.

Интересно
Вследствие этого для создания имиджа политического деятеля не требуется много времени, он может быть сформирован при условии оказания целенаправленного воздействия на общественное мнение главным образом телевидения, создающего эффект правдоподобия. В материалах массмедиа преобладают положительные оценки, даваемые лидеру.

В случае необходимости его образ может быть скорректирован посредством манипулирования общественным сознанием, когда затеняются злободневные проблемы и искажается действительность. При этом задача журналистики, связанная с налаживанием общественного диалога, отражением интересов социальных групп при рассмотрении актуальных политических проблем, остается невыполненной.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)