Роль педагогов в процессе правового воспитания

Обучение и воспитание — это различные стороны единой деятельности учителя. Как обучение нельзя свести к простому восприятию знаний, так и воспитание не должно ограничиваться лишь усвоением установленных правил поведения. В воспитательном процессе педагогу важно суметь направить мысли и чувства, ум и сердце ученика на достижение главной цели — воспитать его настоящим человеком.

В процессе правового воспитания и обучения, безусловно, велика роль личного влияния учителя (классного руководителя) на учащихся, он ближе всего к ребенку. Учитель начальных классов должен быть тонким психологом, талантливым воспитателем, разносторонним педагогом, терпеливым, интересным человеком.

Чем ярче и самобытней его личность, чем выше его профессиональное мастерство, тем более значительно его влияние на формирующуюся личность ребенка. Он должен воплощать в себе принципы искренности, добра и уважения, справедливости, принципиальности, гуманности и моральной чистоты, всеми своими действиями и поступками давать пример детям для активного самосовершенствования.

Для всестороннего развития детей необходим благоприятный психологический климат, который формируется, в первую очередь, учителем, воспитателем.

Профессионализм и эффективность его деятельности в значительной степени определяется его этической культурой. Развитие детей происходит гораздо успешнее, когда в процессе воспитания они чувствуют уважение к себе, когда их естественное стремление к деятельности, свободе и укреплению личного достоинства не подавляются, а, наоборот, стимулируются.

Дети, воспитываемые в атмосфере доброжелательности и уважительного отношения к ним, понимают, что их любят и искренне радуются их успехам и достижениям.

Интересно
Для выполнения своих педагогических обязанностей учителю необходимо обладать профессиональной пригодностью. Поэтому, в первую очередь, учителя сами должны повышать уровень профессионализма, правовой культуры и формировать своё правовое сознание (положительные правовые установки).

От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависит уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон № 273-ФЗ) возлагает именно на педагогических работников обязанность соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики (п. 2 ч. 1 ст. 48). Данные нормы должны быть установлены локальным нормативным актом образовательной организации, разработка которого в соответствии с Законом № 273-ФЗ относится к ее компетенции (ч. 4 ст. 47).

В феврале 2014 г. Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации разработали Кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее — Кодекс), и направило его письмом от 06.02.2014 № 09-148 руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которыми рекомендуется руководствоваться педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность независимо от занимаемой ими должности. В нём обозначены основные этические правилами поведения, которых должны придерживаться педагогические работники при выполнении ими трудовых обязанностей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)