Конфликты в школе

В детском возрасте складываются определенные модели поведения и способы реагирования на различные ситуации. В жизни у детей случается много ситуаций, иногда и конфликтных, связанных с отношениями в семье, на улице, в школе.

Конфликт — это противостояние различных позиций (мнений), что является совершенно естественным процессом, постоянно возникающим в жизни каждого человека. Конфликты в образовательных организациях, как и в обществе в целом, также были, есть и будут.

Конфликт (лат. conflictus — столкнувшийся) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Интересно
Дети большую часть времени проводят в школе, поэтому школьные отношения в значительной степени влияют на подрастающую личность. Именно в школе дети учатся строить отношения с окружающими. Помимо игровых, учебных, дружеских отношений, дети могут столкнуться с агрессивным поведением других участников общения, что зачастую приводит к возникновению конфликтов.

Причин возникновения конфликтов в младшей школе множество. Часто ссоры возникают из-за попыток ребенка самоутвердиться за счет унижения физически и психологически более слабых детей. Основная причина возникновения конфликтных ситуаций между учащимися в начальной школе — это результат недостаточной социализации в силу молодого возраста.

Дети еще не понимают, как поступать по отношению к другим людям, не осознают разницы между «можно, хорошо, правильно» и «нельзя, плохо, неправильно».

Важно то, каким способом происходит разрешение конфликта и каковы его последствия. Неразрешенный конфликт может привести к возникновению тяжелых последствий, вплоть до правонарушения или полного разрушения отношений между участниками конфликта. Конструктивное разрешение конфликтной ситуации возможно, если между сторонами происходит диалог, в ходе которого они высказывают друг другу свои претензии и переживания и принимают совместное решение о том, как разрешить ситуацию сейчас и как сделать так, чтобы она не повторялась.

Во многих случаях учитель может предотвратить конфликт на начальной стадии. Разрешить спорную ситуацию поможет правильная диагностика конфликтной ситуации.

Например, если конфликт происходит во время урока, то учитель может вмешаться в ситуацию и примирить конфликтующих одноклассников, применяя метод индукции –последовательно задавая системные вопросы, которые заставляют конфликтующих понять сложившуюся конфликтную ситуацию и признать свою неправоту или правоту другого.

Итог — осознание каждым своих ролей в конфликтной ситуации и понимание важности решения конфликта через диалог.

Пример конфликтной ситуации в классе.

Ученик 1 класса Александр обозвал на уроке одноклассника Алексея «очкариком», а Алексей в отместку называет его «двоечником». Это слышит учитель. Возникает диалог.

Учитель: Александр, скажи, пожалуйста, почему некоторым людям приходится носить очки?

Александр: Потому, что у них плохое зрение.

Учитель: А сможешь объяснить, по какой причине у них портится зрение?

Александр: Нет.

Учитель: Скажи, пожалуйста, если у твоих родителей тоже было плохое зрение и им пришлось носить очки, ты их тоже назвал бы «очкариками»?

Александр: Нет.

Учитель: Почему?

Александр: Потому что они мои родители, и я их люблю!

Учитель: Молодец! Хорошо и правильно ответил! Значит, мы приходим к выводу, что прозвище «очкарик» обидное. Да?

Александр: Да, наверное.

Учитель: Тогда скажи, называя Алексея «очкариком» ты его обидел?

Александр: Получается, что да.

Учитель: А обидеть человека, — это какой поступок хороший или плохой?

Александр: Я всё понял… Я поступил плохо…

Учитель: Что ты можешь сказать Алексею?

Александр: Алексей, извини меня, пожалуйста, я больше не буду!

Алексей: Александр, и ты извини меня, пожалуйста, я тоже больше не буду обзываться.

Необходимо понимать, что в большом школьном коллективе неизбежно столкновение интересов. В процессе правового воспитания, педагогу необходимо особое внимание уделять таким понятиям как доброта, порядочность, моральный облик, кодекс чести.

В этом и есть главная цель воспитания, формирования правовой культуры и законопослушного поведения школьников. Но если конфликт всё-таки произошел, попытки решить его терпят неудачу, то лучше педагогу вовремя обратиться к школьной администрации, школьному психологу или в школьную службу медиации (примирения).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)