Роль народного художественного творчества в нравственно-патриотическом воспитании личности

Нравственность – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п.

Формирование основ нравственной культуры школьников осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества. В гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, составляющие содержание гуманистической сущности личности. Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.

Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми, установления межличностных отношений. Это качество личности раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбия; готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; рефлексии – умении понять другого человека, поставить себя на его место, в эмпатической способности к сочувствию, сопереживанию; в толерантности – терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого.

Влияние искусства на личность носит комплексный характер, воздействуя одновременно на чувства, разум и волю человека, именно через искусство проходит передача духовного опыта, закладываются основы нравственно-патриотического воспитания.

Цель его состоит в формировании гражданственности, как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, Любови к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

Оно формирует у учащихся представление о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры так и в других странах. Это направление воспитательной работы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, артистов и др.

Необходимой составной частью формирования патриотического и интернационального сознания является изучение фактического материала о защите нашего отечества, о воинской доблести и славе народов нашей страны.

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляются в процессе:

  • включения учащихся в активный созидательный труд на благо своей Родины;
  • бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа;
  • воспитания любви к малой родине, к своим местам;
  • воспитания готовности к защите Родины, укреплению ее чести и достоинства, установлению братских, дружественных отношений с представителями других стран и народов, изучению обычаев и культуры разных этносов.

Содержание патриотического и интернационального воспитания в учебной и внеурочной деятельности реализуется с помощью многообразных форм: беседы, экскурсии, поездки, концерты. Важную роль в патриотическом воспитании на хореографическом отделении играет организация бесед по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран.

Большое значение в этой работе придается изучению природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляется и развивается чувство любви к Родине. А для формирования культуры межнационального общения необходимо изучать народно – сценический танец, раскрывающий историю, культуру стран, традиции и обычаи народов.

Нравственное воспитание формирует чувства терпимости, благородства, порядочности, гуманности; взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи и требовательности, заботы о старших и младших, уважительного отношения к представителям противоположного пола; воспитание самодисциплины, способности к самоконтролю, самоуправлению, самопознанию и саморегуляции, что помогает глубже понимать и ценить идеи гуманизма их общечеловеческий характер Нравственно – патриотическое воспитание через приобщение к искусству становится неотъемлемой, органической частью культурной жизни учащегося. Оно играет все возрастающую роль в воспитании подрастающего поколения, формируя тем самым высоко нравственно-патриотичную и духовную личность.

Искусство танца связано незримой нитью с перерастанием национального в интернациональное. С открытием новых хореографических миров, которые, являются творческим продолжением познанного и достигнутого, расширяя горизонты искусства за счет выявления самобытных и сильных сторон, присущих каждой национальной культуре.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)