Рекомендации учителям и родителям по подготовке учащихся к переходу из четвертого в пятый класс

Успешность адаптации школьника к обучению в пятом классе зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития, когда новое сменяет старое, сохраняя некоторые его элементы.

Интересно
Период адаптации считается сложным для всех участников образовательного процесса. Для учащихся начинается новая учебная деятельность: изменения в организации обучения, смена его форм и методов, режима дня, увеличение нагрузки.

В организме ребенка происходят психофизиологические изменения, которые влияют на учебную деятельность. В период адаптации актуален христианский подход: «Спаси и сохрани».

Очень важно для нас, взрослых, помочь ребенку сохранить на этом этапе все положительное, понять его, предоставить ему право самому решать проблемы и спасти от неудач, негативного отношения к жизни.

Сократить переходный период и смягчить связанные с ним факторы негативного характера нам поможет реализация программы «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся на этапе перехода из начальной школы в среднее звено».

Эта программа предусматривает четкую систему работы администрации, педагогов, родителей и социально-психологической службы.

В соответствии с разработанной программой переход учащихся из начальной школы в основную предусматривает три этапа: подготовительный, адаптационный, стабилизационный.

Каждый этап – это система учебно-педагогических действий, которые помогают обеспечивать единство образования и воспитания в начальной и основной школах с учетом возрастных особенностей ребенка.

Переход в пятый класс – это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником.

Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники – это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.

На педагогическом совете можно принять решение – первая учебная четверть без двоек. Это поможет ребенку почувствовать себя успешным и безболезненно влиться в учебный процесс.

Особое внимание уделять оптимизации домашнего задания, в основном оно должно носить творческий, вариативный характер. На протяжении всего адаптационного периода учащимся необходимо сопровождение психолога.

Он организует психологические игры, конкурсы, коллективные творческие дела, проводит курс «Развитие проектного мышления», в ходе которого дети обучаются основам проектной деятельности и учатся решать проблемы как учебного, так и личностного характера.

В последние годы наблюдается рост числа школьников с нарушениями нервно-психического и психосоматического здоровья.

Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено. В связи с этим особую актуальность приобретают мероприятия профилактического характера, позволяющие создать благоприятные условия для адаптации школьников.

Вся эта работа направлена на скорейшее становление периода стабилизации, который характеризуется устойчивостью психики учащихся, результативностью в обучении.

Дети будут успешны в учебной деятельности только тогда, когда взрослые научатся понимать их, сопереживать и поддерживать в трудных ситуациях, давать им возможность самим реализовывать планы и решать проблемы.

Переход из начального звена в 5 класс будет плавным и безболезненным, если все три этапа – подготовительный, адаптационный и стабилизационный – будут чётко спланированы и проведены работниками школы и родителями.

С этой целью нами предлагаются «Памятка родителям пятиклассника», «Наказы учителю», «Рекомендации учителям, преподающим в пятом классе», «Меры по подготовке к переходу учащихся в пятый класс».

Памятка родителям пятиклассника:

  1. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом «Как прошёл твой день в школе?»
  2. Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и беседуйте с ребёнком о школе.
  3. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
  4. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребёнка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем.
  5. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребёнка не реже чем раз в два месяца.
  6. Во время любой беседы с учителем выразите своё стремление сделать всё возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка.
  7. Если между вами и учителем возникают серьёзные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придётся беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребёнка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.
  8. Не связывайте оценки успеваемости ребёнка со своей системой наказаний и поощрений.
  9. Если у ребёнка учёба идёт хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребёнка не всё хорошо в школе, и если необходимо, то настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий.
  10. Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их за него.
  11. Установите вместе с ребёнком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать у него хорошие привычки к обучению.
  12. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребёнка есть всё необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребёнок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
  13. Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что вообще интересует вашего ребёнка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребёнка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Эту любовь ребёнка можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.

Такие события, как начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребёнка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребёнка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

Наказы учителю:

  1. Умейте признавать свои ошибки.
  2. Работая с детьми, чаще вспоминайте своё детство – вам будет легче понять детей.
  3. Старайтесь видеть успехи детей и радоваться каждому из них.
  4. Принимайте ребёнка таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками.
  5. Старайтесь всегда найти то, за что можно похвалить ребёнка.
  6. Не делайте ничего за своих учеников, а делайте вместе с ними.
  7. Главное достоинство учителя – это чувство справедливости.
  8. Научитесь всё видеть и слышать и кое-что не замечать.
  9. Будьте готовы понять интересы ребят, их взгляды, настроение, моду, кумиров.
  10.  Откажитесь от идеи превосходства, желания залезть в душу ребёнка и принуждать его к откровенности; умейте выслушать ребёнка и ждать, пока он сам захочет рассказать вам о своих проблемах и сокровенных тайнах.
  11. Чтобы иметь согласие – уважайте разногласие.
  12. Не всегда ищите виноватого.
  13. Помните, что человек сложен, даже если ему 10–11 лет.
  14. Не выбирайте себе любимчиков.
  15. Не играйте в друзья с детьми, а будьте им другом.
  16. Умейте выслушать и услышать каждый ответ ребёнка.
  17. Поручайте детям такие дела, в которых они бы видели результат своей деятельности.
  18. Жалок учитель, лишённый чувства юмора.
  19. Если вам кажется, что вас не любят дети, то вам правильно кажется.
  20. Если вы говорите, что у вас ужасные дети, вы правы: у вас они не могут быть другими.

Рекомендации учителям, преподающим в пятом классе:

  1. Уделять особое внимание организации учебного процесса:
    1. готовность к уроку (порядок на парте, наличие принадлежностей);
    2. правильность оформления тетради, различных видов работ;
    3. требования к ведению дневника.
  2. Порядок ведения тетрадей учащихся:
    1. указывать дату выполнения работы по русскому языку – письменно, по остальным предметам – цифрами;
    2. писать аккуратным, разборчивым почерком;
    3. единообразно выполнять надписи на обложке тетради: Тетрадь для работ по …………………… учащегося(ейся) 5 А класса МОУ лицея № 57 г. Тольятти
    4. соблюдать поля с внешней стороны;
    5. писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ;
    6. обозначать номер упражнения, задачи, указывать вид выполняемой работы (план, конспект, ответы на вопросы);
    7. указывать, где выполняется работа (классная или домашняя);
    8. соблюдать красную строку;
    9. выполнять аккуратно подчёркивания; условные обозначения делать карандашом, в случае необходимости – с применением линейки;
    10. не использовать для исправления корректор;
    11. исправлять ошибки следующим образом: неверно записанную букву, цифру, пунктуационный знак зачёркивать косой линией;
    12. часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией, не заключать неверные написания в скобки;
    13. между датой и названием вида работы строку не пропускать; между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой следующей работы в тетрадях пропускать две линейки.
  3.  Сделать нормой единые дисциплинарные требования:
    1. начинать урок со звонком;
    2. готовиться к уроку на перемене;
    3. прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика;
    4. поднятая рука – это сигнал вопроса или ответа;
    5. отвечать, выйдя из-за парты, для развёрнутого ответа – к доске.
  4. Урок заканчивать со звонком, не задерживать детей.
  5. Домашнее задание не оставлять на самый конец урока – его надо прокомментировать, дать инструктаж по оформлению. Домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения, стимулировать успех.
  6. Не перегружать детей заданиями, дифференцировать их.
  7. Дать рекомендации ученикам, которые хотят поддерживать тетради в хорошем состоянии. Объяснить, что такое «хорошая тетрадь».
  8. Новые виды деятельности нужно сопровождать чёткими инструкциями.
  9. Развивать навыки работы с текстом учебника, научить пользоваться словарями.
  10. He превышать норму письма.
  11. Учителя-предметники должны исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
  12. При оценке ответа ученика следует руководствоваться следующими критериями:
    1. полнота и правильность ответа;
    2. степень осознанности, понимания изученного;
    3. языковое оформление ответа, богатство и разнообразие используемой лексики, умение излагать материал последовательно, с учётом литературной нормы языка.
  13. Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила по технике безопасности, правила дежурных.
  14. Вменить в обязанности каждому учителю выставлять отметки в дневник по своему предмету.
  15. На каждом уроке учитель-предметник контролирует записи домашнего задания.
  16. После болезни ученик имеет право на обучение без оценок в течение недели.
  17. Ввести правило среди учащихся помогать больным, приносить им домашнее задание, оказывать помощь в усвоении пропущенного материала.
  18. Организовать в каждом классе группу взаимопомощи по ликвидации пробелов.
  19. Не превышать норму письма – 70 слов.
  20. Обучение должно быть бесконфликтным.

Речь педагога – эталон для учащихся с точки зрения литературной нормы, логической чёткости, выразительности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)