Родительская поддержка перехода ребенка из детского сада в школу

Подготовка к школе – это достаточно трудный период в жизни не только будущего школьника, но и его родителей. Как определить готовность ребенка к школьной жизни? Как научить его общаться со сверстниками и учительницей?

Представим основные правила, которые помогут правильно подготовить ребенка на пороге выхода из ДОУ к школе, чтобы процесс его обучения проходил безболезненно.

Правило 1. Проверьте, готов ли ребенок к школе.

С психологической точки зрения готовность к школе подразумевает не столько умение читать и писать, сколько умение слушаться взрослого и выполнять определенные правила:

  • уметь регулировать свою деятельность;
  • иметь мотивационную готовность к школе, стремиться к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;
  • обладать общей осведомленностью, уметь обобщать, анализировать, сравнивать;
  • иметь достаточную развитость мелкой моторики рук.

Ребенка, который не умеет выполнять требования учителя, потому что не научился слушаться родителей и воспитателей в детском саду, скорее всего, в школе будут называть «трудным» или «особым» ребенком.

Если вы хотите научить ребенка слушаться, развить умение следовать правилу, нужно начинать играть с ребенком. Это могут быть обыкновенные игры – «семья», «больница» или «краски», а также настольные игры с правилами. Ведь именно в подобных играх необходимо делать так, как требуется, согласовывать действия друг с другом.

Если малыш не любопытен, он начинает отставать в развитии, ему может быть сложно в школе среди интеллектуально подготовленных сверстников, трудно воспринимать новые сведения из учебников.

Если вы будете чаще беседовать с вашим ребенком, более внимательно относиться к ответам на его вопросы и доступнее преподносить ваше объяснение, тем лучше он будет усваивать новый учебный материал.

Правило 2. Мотивируйте ребенка к школе.

Вспомните, что вы говорили ребенку о школе. Вы объясняли: «К школе тебе купят красивый портфель, карандаши и пенал, тебе будет очень интересно, ты будешь дружить с ребятами, школа – этобуд ет твоя работа и обязанность».

Важно понять, что ваше собственное мнение в отношении школы и учебы вашего ребенка накладывает отпечаток на то, как он будет относиться к школе, и формирует его ответственность.

В обучении предпочтительной является внутренняя мотивация ребенка – интерес, стремление узнать новое и неизвестное. Необходимо, чтобы сформировалась система потребностей, которая выражается как собственное желание: «Хочу в школу».

Ваше уравновешенное и радужное отношение к будущей школе, реальные требования к успешности ребенка, оптимизм в рассказах о школьной жизни, высокий интерес к познанию окружающего мира и осознание, что любая ошибка – это не страшно, ее можно исправить – все это создаст хорошую мотивацию вашему ребенку.

Правило 3. Подготовьте ребенка к изменению режима.

У ребенка скоро существенно изменится режим дня и привыкать жить в статусе ученика ему будет сложно, конечно, если вы не поможете своему ребенку в этом Итак, что нужно сделать, чтобы подготовить будущего первоклассника к изменению режима?

Во-первых, ребенок должен научиться рано вставать – для многих это трудно. Чтобы решить эту проблему необходимо принять следующие меры.

Нельзя ребенку разрешать засиживаться около телевизора или компьютера, так как спать нужно укладываться не позже половины десятого. Исключить из режима дневной сон (по возможности), склонность к которому вновь появляется у первоклассников.

Для того чтобы ребенок спокойно перешел в режим бодрствования, а пробуждение не было трудным, поставьте будильник с запасом времени и с вечера приготовьте одежду и соберите портфель. Это особенно важно для медлительных детей, у которых низкая подвижность нервных процессов, если их торопить, то темп деятельности становится в два раза медленнее. Желательно, чтобы утро прошло без напряжения, ведь оно задает тон всему дню.

Во-вторых, в школе ребенка ждут новые обязанности. Он должен:

  • уметь поддерживать порядок в одежде;
  • вовремя выполнять задания, ограниченные по времени;
  • научиться планировать свое время.

Готовить уроки – трудное занятие для маленького ребенка. Необходимо смириться с тем, что самостоятельно выполнять задания по предметам ребенку сложно, так как сегодняшние школьники испытывают большую нагрузку и им трудно организовать свою деятельность, заставить себя делать то, чем им не хочется заниматься.

В-третьих, важно, чтобы соблюдался режим просмотра телевизора. Не надо ребятам сидеть у экрана телевизора больше 40–45 минут в день! А детям возбудимым, ослабленным – лучше сократить и это время. Нельзя смотреть телевизор лежа; сидеть надо на расстоянии от 2 до 5,5 м от экрана, а сзади необходимо установить подсветку, чтобы снизить контрастность экрана.

Рекомендуется соблюдать ночной сон, продолжительность которого должна быть не меньше 8 часов. Для первоклассника суточная норма сна составляет 11,5 часа.

Если вы будете соблюдать элементарные правила перед сном, то обеспечите ребенку глубокий и спокойный сон: не играйте в шумные, «взбалмошные» игры, не занимайтесь спортом, не смотрите страшные фильмы, не ругайте и не читайте нотаций. Нет, вовсе не пустячное дело – соблюдение рационального режима дня.

Правило 4. Расскажите, чем хорошо в школе

Ребенок не хочет идти в школу и боится грядущих перемен? Помогите ему – объясните, что его ждут новые друзья, добрая атмосфера и много интересных событий.

Постарайтесь подружиться с кем-то из будущих одноклассников – мальчиком или девочкой, важно, чтобы дети подходили по темпераменту и симпатизировали друг другу. Если ребята возьмут друг друга за руки, отправляясь в класс, – это даст обоим чувство защищенности.

Интересно
Родителям стоит запомнить, как зовут учительницу, и убедиться, что ребенок это тоже знает. Есть ли у ребенка привычка обращаться к взрослым по имени-отчеству? Если нет, то повторите имя учительницы, никогда не называйте ее безлично («она», «учительница»). Лучше познакомиться с ней заранее.

Важно, чтобы в этот день самые близкие для ребенка были рядом и поддержали его добрым словом, а возможно и подарком. Хорошо, если этот день в памяти останется светлым праздником, как и фотография знакомства со школой.

Правило 5. Начинайте готовить ребенка к школе вовремя

Вы хотите, чтобы у вашего ребенка было детство, поэтому долго не сажаете его учить буквы? Зачем? Делайте все вовремя. Нет смысла в определении готовности к школе за неделю до первого сентября, так как время упущено и нельзя что-то исправить и подтянуть.

Лучше это сделать примерно за год до школы. Обследование готовности к школе должен проводить специалист (это может быть врачпсихоневролог, психолог).

Правило 6. Проведите диагностику интеллектуального развития ребенка

Безусловно, лучше, если диагностику готовности к школе проведет специалист в ДОУ. Что делать, если нужного специалиста нет, а школа не за горами? Проводить самим. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Беседа с ребенком, которая проводится при определении готовности к школе, позволяет оценить не только общий запас сведений, знаний, но и сформированность логического мышления: способности классифицировать предметы и явления, отмечать различие и сходство. Помните: ребенок может выбрать для определения сходства и различия и нестандартный показатель; важно, чтобы он умел обосновать свой выбор.

Вот примеры таких заданий.

Задание 1. Какой предмет лишний?

Задание 2. Где нарисована обувь?

Задание 3. На какой картинке больше слив, а на какой вишен? (Дополнительный вопрос: посчитай, сколько всего на каждой картинке.)

Задание 4. Расположи последовательно времена года. Назови их. (Дополнительные вопросы о временах года.)

Задание 5. У какой машины четыре колеса, а у какой четыре окна?

Задание 6. Продолжи ряд, но вначале посмотри, из каких фигур и в какой последовательности составлена цепочка.

Правило 7. Учитывайте особенности внимания будущего первоклассника

В начале школьного периода ребенку свойственно поддаваться сиюминутной реакции, которая возникает на непосредственно возникающие раздражители, результатом может быть отвлечение.

Поэтому в этом возрасте большое значение имеет показ, картинка или слайд – ведь дети легче запоминают то, что ярко и эмоционально. Устойчивость внимания зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые. Нельзя бороться с отвлекаемостью окриками и замечаниями.

Если вы хотите чему-то научить ребенка этого возраста, нужно, чтобы было интересно и привлекательно. Запомните главное: внимание поддерживается интересом.

Правило 8. Развивайте произвольность внимания

Произвольное внимание – это способность самим направлять и регулировать внимание. Появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью.

Для совершенствования способности дошкольника к саморегуляции своей познавательной активности необходимо следующее:

  • развивать все познавательные способности – мышление, память, восприятие, воображение;
  • тренировать способности к сосредоточению сознания – переключаться с одного предмета на другой, развивать устойчивость внимания, совершенствовать объем внимания.

Правило 9. Научите ребенка обращать внимание на нужные вещи

Внимание – это непростой процесс, и не учитывая некоторые его особенности, можно не достигнуть желаемой цели.

Изучите с ребенком специфику внимания, подробно объясняя ему «что и зачем».

Научите ребенка заранее планировать свое время так, чтобы в час подготовки не было возможности отвлечься (визиты товарищей, интересная передача по телевизору и т. п.).

Пусть он, приступая к работе, предварительно организует свое рабочее место (не должно быть лишних предметов, не относящихся к уроку).

Научите его сосредоточиваться на своей воле перед занятиями.

Объясните ребенку, что устойчивость его внимания находится в зависимости от того, насколько хорошо он понимает изучаемый материал (понимание основывается на знании предыдущего материала).

Поэтому он должен, приступая к изучению новой темы, просмотреть предыдущий раздел. Если же этот материал по какой-то причине вообще не изучался, начать нужно с ликвидации пробелов.

Если вашему ребенку сосредоточить внимание на учебном материале мешают волнение, тревога в связи с предстоящей контрольной, пусть он читает изучаемый материал вслух. Так как этот процесс непрерывный, то становятся невозможными частые и длительные отключения внимания. После того как ему удастся сосредоточить внимание, он может читать про себя.

Объясните, что необходимо читать новый материал так, чтобы он глубоко осмысливался. Однако слишком медленный темп может вызвать частые отключения внимания на посторонние объекты.

Пусть ребенок учится чередовать чтение с обдумыванием и пересказыванием, решением задач, придумыванием собственных примеров, так как это помогает избежать монотонности, при которой устойчивость внимания снижается.

Смена учебных предметов при выполнении домашних заданий также помогает сохранению устойчивого внимания. Однако такая смена не должна быть слишком частой: это приводит к излишней суете, поверхностному усвоению учебного материала.

Если в процессе чтения на какое-то время ребенок «отключился», пусть заставит себя тотчас вернуться к тому месту, где произошло отключение. Определить его довольно легко: весь предыдущий текст, который вы будете изучать повторно, воспринимается как вновь прочитанный.

Объясните, что читать без такого рода возвращений – это значит выбросить время на ветер, обманывать себя. Обязательная отработка пропущенного материала не только поможет усвоить новый материал, но и будет способствовать повышению общей устойчивости внимания.

Не забывайте о гигиене умственного труда, нормальном освещении и температуре.

Правило 10. Развивайте речь ребенка

Работая над развитием речи ребенка, важно научить его отвечать на вопросы не одним словом, а полным ответом, научить составлять предложения в 2–3 слова, а затем и связный рассказ из 3–5 предложений.

К первому классу ребенок должен определять количество слов в предложении, называть первое, второе, третье слово, выделять звук из слова, давать ему характеристику, соотносить его с печатной буквой. Он должен уметь пересказать прочитанную сказку, рассказ, вести диалог, составить простой рассказ по картинке, уловить и объяснить смысл прочитанного.

Очень важно к началу обучения поставить произношение всех звуков, научить ребенка строить предложения, описывать серию картинок, связывать начало, продолжение и конец рассказа.

Взрослые должны следить за темпом и окраской речи ребенка, за правильностью речи (при необходимости исправлять речевые ошибки), втягивать в разговор даже при чтении, после просмотра кинофильма.

Пусть перескажет сюжет, опишет героев, придумает слова с противоположным значением (жарко – холодно, высокий – низкий, широкий – узкий), слова, сходные по значению (идти – шагать, опрятный – аккуратный), образует уменьшительные слова, закончит начатое предложение. Такие упражнения способствуют расширению словарного запаса.

Для ребенка переход в школу – трудный и ответственный период в жизни. И от родителей требуется особое внимание. В семье должна царить добрая нравственная атмосфера, уважение друг к другу.

Интересно
Родительское влияние в данный момент самое сильное, самое действенное. От родителей зависит многое, так как ребенка нужно приучить к самостоятельности, организованности, аккуратности. Именно этих качеств недостает нашим первоклассникам.

Важно развивать у детей такие качества, как самостоятельность и активность, что является важным показателем готовности ребенка к обучению.

Учителю хорошо видно, насколько уверенно и легко входят в учебную деятельность дети с высоким уровнем самостоятельности и как много проблем у тех, кто не умеет делать сам, ждет поддержки и помощи взрослых.

Именно поэтому у каждого ребенка должны быть посильные домашние обязанности, выполняя которые он заставляет себя делать то, что кажется трудным и неинтересным. Взрослые должны знать, что именно трудности развивают в детях способности, необходимые для их преодоления.

Ответственность должна постепенно становиться привычной. Это качество определяет готовность ребенка к обучению в школе. Учеба в школе – это ответственность перед семьей, перед самим собой.

Адаптация ребенка к школе пройдет быстрее, если у него будут воспитаны навыки общественного поведения: вежливость, сдержанность, послушание. В возрасте 6–7 лет ребенок должен внимательно, не перебивая слушать взрослого, не вмешиваться в разговор старших, быть предупредительным с товарищами.

Если ребенок не умеет считаться с другими людьми, ему будет сложно установить дружеские отношения с детьми, войти в школьный коллектив.

Взрослые должны помнить, что средствами воспитания навыков общественного поведения являются пример взрослых, справедливая оценка поступков ребенка, постоянные напоминания об общепринятых правилах поведения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)