Условия перехода воспитания в самовоспитание личности

Развитие общества предопределяет самосовершенствование личности. Это особенно четко проявляется в тезисе: «Перестройка начинается с себя».

Следовательно, необходимо выявлять условия, способствующие переходу воспитания в самовоспитание личности.

Воспитание немыслимо без самовоспитания. Поэтому их нельзя разрывать, а тем более противопоставлять. Правильно организованное воспитание обычно стимулирует самовоспитание, включает собственные усилия.

К сожалению, бывает и так: воспитатели организуют беседы и диспуты, экскурсии и походы, а учащиеся не проявляют встречных усилий, а иногда сопротивляются воспитательному воздействию.

Объясняется это чаще всего тем, что воспитатели не привлекают к подготовке и проведению этих мероприятий самих учащихся, не учитывают их интересы. Хорошо организованный процесс воспитания пробуждает стремление к самоусовершенствованию, вызывает жажду к овладению духовными ценностями, вдохновляет на борьбу с недостатками, на преодоление слабостей.

Интересно
Единство воспитания и самовоспитания правомерно рассматривать как одну из закономерностей воспитательного процесса. Ведь воспитание достигает своей цели при условии, если оно сочетается с самовоспитанием, стимулирует его, побуждает воспитанников к самостоятельной работе над собой.

Самовоспитание же дополняет воспитание и подкрепляет его. Оно активизирует личность, повышает эффективность воспитательного процесса. Следовательно, воспитание и самовоспитание нельзя рассматривать как независимые один от другого процессы.

Формирование личности проходит более успешно при условии сочетания общественного воспитания и личного самовоспитания. Передовые педагоги стремятся объединить воспитательные усилия с ответными действиями воспитанников. В результате значительно ускоряется формирование и развитие личности.

По мере развития самостоятельности и активности учащихся самовоспитание оказывает серьезное воздействие на воспитательный процесс, повышает его эффективность. Оно не только подкрепляет, но и дополняет воспитание. Процесс воспитания осуществляется на основе общей для всех программы.

Поэтому не всегда можно учесть и удовлетворить полностью индивидуальные интересы и склонности каждого. Самовоспитание же проводится обычно по индивидуальной программе, намечаемой самим воспитанником. Это позволяет полнее удовлетворить его индивидуальные потребности, запросы и склонности.

Центральной категорией научного осмысления воспитательного процесса и профессиональной педагогической деятельности по воспитанию детей выступает понятие «воспитание».

Воспитание – это основополагающая категория педагогики. Оно является базовым, так как обеспечивает основной пласт формирования личности, отвечающий за адаптацию ребенка к общественной жизни, знание им основных норм поведения и общения.

Воспитание – целенаправленная, организованная деятельность по формированию и развитию человека, характеризующаяся взаимодействием воспитанника и воспитателя и осуществляемая в рамках педагогического учреждения.

Сущность воспитания отражается в конкретном историческом процессе, который включает отношения людей, их деятельность в обществе, именно благодаря ему осуществляется передача культурного опыта, знаний и трудовых умений и навыков. Назначение воспитания состоит во взаимодействии поколений, обогащении опыта последующих поколений.

Самовоспитание – формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью. Это сознательная деятельность человека, направленная на совершенствование своих положительных качеств и преодоление отрицательных.

Потребность в самопознании, самоанализе, самооценке и самоконтроле наиболее отчетливо начинает проявляться в подростковом возрасте, когда решающую роль в поведении начинает играть самооценка.

Однако из-за отсутствия достаточного социального опыта и психологической подготовки подростки не всегда способны понять мотивы своих собственных поступков и нуждаются в тактичной педагогической помощи взрослых. Уровень самовоспитания – это результат воспитания личности.

Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций. Но цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными, а определяются идейными и ценностными ориентирами, провозглашенными тем или иным обществом.

Цели и задачи воспитания:

  • осуществление личностного подхода в учебно-воспитательном процессе;
  • развитие нравственной, волевой и эстетической сфер личности;
  • формирование веры ребенка в себя;
  • формирование умений самовоспитания и самосовершенствования;
  • обеспечение ребенку условий для максимального самовыражения, самоутверждения, самореализации;
  • создание воспитательной среды, стимулирующей у учащихся потребности в самосовершенствовании.

Методы воспитания – общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации жизни детей, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение.

Методы воспитания:

  • убеждение;
  • упражнения;
  • предъявление воспитаннику социально-культурной нормы отношения и поведения;
  • воспитывающие ситуации;
  • стимулирование деятельности и поведения.

Все методы в совокупности влияют на многие сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания отличается от другого тем, на какую сущностную сферу человека он оказывает доминирующее, более сильное и направленное воздействие.

Педагогическое воздействие – одновременное целенаправленное обращение к сознанию и поведению личности, к разным сторонам ее деятельности.

Под самовоспитанием в его развитом виде понимается организованная, активная, целеустремленная деятельность по формированию и развитию положительных и устранению отрицательных качеств личности в соответствии с осознанными потребностями и личной программой развития.

В ходе самовоспитания все стороны личности (убеждения, мировоззренческие позиции, чувства, воля, привычки, черты характера, другие личностные качества, конкретные результаты деятельности и поведения) становятся предметом постоянного изучения и изменения.

По своей природе самовоспитание – явление социальное. Оно присуще только человеку, осознающему себя в системе общественных отношений. Занимаясь самовоспитанием, человек реализует социальную потребность в приобретении гаммы таких личностных качеств, которые в наибольшей степени могут поспособствовать ему в выполнении своих общественных функций.

Начальным этапом в самовоспитании выступает самопознание.

Самопознание представляет собой сложный процесс определения своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств личности. Важность этого этапа в самовоспитании обусловливается тем обстоятельством, что человек не может разумно действовать без хотя бы минимального знания самого себя.

Методически правильно организованное самопознание осуществляется по трем направлениям:

  • самоосознание себя в условиях служебной деятельности, в системе взаимоотношений и предъявляемых требованиях;
  • самоизучение;
  • самооценка.

Самоосознание позволяет глубже осознать и уяснить систему требований, предъявляемых к человеку, понять свои задачи, более четко представить перспективу своего дальнейшего развития.

Самоизучение осуществляется путем самонаблюдения, самоанализа своих поступков, поведения, конкретных результатов деятельности, критического отношения к высказываниям в свой адрес со стороны товарищей. На основе самоизучения вырабатывается самооценка.

В самооценке выражается мнение о самом себе. Благодаря самооценке создается собственный проект самоорганизации. Объективная самооценка играет важную роль как в организации самовоспитания, так и в управлении своим поведением.

Интересно
На основе самоизучения и самооценки вырабатывается решение заниматься самовоспитанием. Процесс принятия решения о необходимости самовоспитания происходит при глубоком внутреннем переживании своих положительных и отрицательных сторон.

По существу, на данном этапе создается своеобразная модель работы над собой, которая конкретизируется и уточняется на этапе планирования самовоспитания и реализуется в повседневной практической деятельности по самовоспитанию.

Планирование самовоспитания – процесс многогранный. Он связан с решением ряда взаимосвязанных задач. Прежде всего важно определить цели и основные задачи самовоспитания. Как правило, они конкретизируются для ближних, средних и дальних рубежей развития личности.

На основании выработанных целей, задач разрабатывается программа (план) самовоспитания. Программы (планы) самовоспитания глубоко индивидуальны. Как правило, они разрабатываются в личных дневниках, блокнотах. Главное их предназначение – помочь человеку организовать работу над собой.

Намечая программу самовоспитания, необходимо также определить ее методы. Под методами самовоспитания понимается некая совокупность приемов однородного педагогического воздействия человека на самого себя в интересах выработки требуемых личностных качеств.

Важнейшими из них являются следующие:

  • самоубеждение;
  • самообязательство;
  • самокритика;
  • мысленный перенос себя в положение другого человека (эмпатия, от греч. empatea – сопереживание);
  • самопринуждение (самоприказ);
  • самонаказание и др.

Метод самоубеждения состоит в том, что человек, выявив свои недостатки, например неумение держать свое слово, убеждает себя в необходимости изжить этот недостаток, при этом нельзя ограничиваться только мысленным самоубеждением.

Метод самовнушения заключается в том, что человек сам стремится воздействовать на собственную психику и чувства, сам, как правило, вслух, внушает себе, как он будет вести себя или каких действий не будет делать. Воздействие самовнушения обусловливается тем, что, закрепившись в сознании и чувствах, оно определяет его поведение. Самообязательство по своей сущности близко к методу самоубеждения.

Самообязательство нужно неоднократно проговорить, чтобы оно закрепилось в сознании. В таком случае оно и будет побуждать человека к достижению намеченной цели и способствовать формированию соответствующей привычки.

Метод самокритики характеризуется тем, что человек, который выявил у себя тот или иной недостаток и поставил перед собой цель избавиться от него, подвергает себя самокритике, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его быстрейшему преодолению.

Метод эмпатии, или мысленного переноса себя в положение другого человека, сопереживания его чувств. Этот метод весьма хорош, когда речь идет о самовоспитании отзывчивости к людям, стремления к взаимопомощи. Сущность его отражена в самом названии.

Она заключается в том, что в процессе самовоспитания человек вырабатывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам, и таким образом побуждает себя к самосовершенствованию.

Метод самонаказания. Как следует из его названия, он применяется тогда, когда в процессе самовоспитания человек делает те или другие отступления от намеченных им самим правил поведения. Обнаружив такие отступления, нужно обязательно использовать определенные санкции по отношению к самому себе и применять то или иное наказание.

Изложенное показывает, что если представить процесс самовоспитания в целом, то в его структуре можно выделить следующие компоненты:

  • критический анализ, оценка своих недостатков и постановкаконкретной цели  самовоспитания;
  • разработка программы самовоспитания;
  • определение его методов;
  • аутотренинг, т. е. непосредственная работа личности над собой;
  • самоконтроль.

Таким образом, процесс перехода воспитания в самовоспитание личности начинается с осознания своего образа жизни, необходимости его перехода в новое состояние.

Для этого учащийся должен овладеть навыками самостоятельной работы в той области деятельности, в которой необходимо добиться успеха. Чтобы добиться этого, необходимо составить план (программу) самовоспитания. Здесь требуется помощь, чтобы оценить, насколько объективно учащийся судит о себе, верные ли цели ставит и нужные ли приемы выбирает.

Далее учащийся сталкивается с самым ответственным этапом при переходе от воспитания к самовоспитанию – осуществление деятельности. Без конкретной деятельности желание стать лучше останется только желанием. Завершающим этапом является включение самовоспитания в целостный процесс формирования личности.

Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается тогда, когда человек хочет и умеет работать над собой, когда оформились мотивы, цели и методы самовоспитания.

Основные задачи воспитания и самовоспитания: формирование знаний, умений и навыков самообразования, самовоспитания, самоопределения.

В заключение приведем примерный план воспитания и самовоспитания студентов колледжа (табл.).

Условия перехода воспитания в самовоспитание личности

Условия перехода воспитания в самовоспитание личности

В данном плане акцентируется внимание на формировании таких качеств, как сила воли, целеустремленность, ответственность, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах и т. п.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)