Рефлексия не знающая себя

Первый период развития философских рефлексивных учений происходил в рамках античной традиции. Впервые с Р. проблематикой античная философия столкнулась в самый ранний, так называемый натурфилософский период. Традиционный взгляд на представителей этой школы, емко выраженный в их определении в качестве «физиков», как правило, ориентирует на восприятие данной традиции как явно нерефлексивной.

Интересно
При такой оценке забывают главное: причина, которая вызвала появление совершенно нового философского типа интеллектуальной деятельности, была связана с возникновением в античности также ранее неизвестного типа знания — теоретической науки прежде всего математики которая, в отличие от других типов последнего была способна порождать знание всеобщее и необходимое аподиктическое.

Именно такое знание становится в конечном итоге для античных философов синонимом знания вообще (все остальное превращается в «мнения»). И основная проблема, которая в итоге решалась натурфилософами, звучала так: «каким должен быть мир, чтобы о нем могло быть возможным теоретическое знание?».

Потому эта философия исследует не мир как таковой, а изучает и преобразует прежнее (прежде всего мифическое) представление о мире как о некоей текучей полифонии самостоятельных и недетерминированных начал. Ее предмет – не мир, а представление о мире, и уже это одно дает нам возможность рассматривать данную школу в традиции развития именно Р. методологии.

Другое дело, что сами натурфилософы еще не осознавали подобного статуса своей теории. Таким образом, на примере этих первых философских школ.

Античности мы получаем возможность ввести важнейшее различие, впоследствии четко зафиксированное Гегелем, — различие между знающей себя и не знающей себя рефлексией.

С примером последней мы только что столкнулись в случае с натурфилософами, что же касается первой, то она возникает лишь в учениях софистов, Сократа и Платона.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)