Реформы Петра I и их преобразовательная роль в русской культуре

XVIII в. – время перехода от древнерусской культуры к культуре Нового времени. Начало этому процессу было положено в XVII в., когда сложились основные социально-экономические и культурные предпосылки коренных преобразований в России, необходимые для ее дальнейшего позитивного развития и сохранения достойного положения среди европейских держав. Появилось понимание того, что изоляционизм, отставание России в культурном, научном и техническом отношении может в будущем стать серьезной проблемой.

Ответ на вопрос, по какому пути пойдет Россия – по западному или по восточному – дал Петр I. Его реформы были попыткой последовательной модернизации России “сверху”. Трансформация русской культуры опирались на идеи западноевропейского рационализма и Просвещения, в основе которых были секуляризация, приоритет научного знания над религиозными догмами, культ разума и просвещения народа, общественный договор, утверждение гражданских прав и свобод, развитие буржуазных отношений. Главным содержанием петровских реформ в области культуры были светскость, секуляризация, развитие просвещения и образования народа и европеизация.

До XVIII в. русская культура, как и любая средневековая культура, была религиозной, духовной, опиравшейся на традиции, готовые нормы, формы этикета, эталоны поведения. Это была “застывшая” культура, очень медленно и неохотно менявшаяся.

Петровские реформы были продолжением драматического процесса русского религиозного раскола. Они расчленили единую до того русскую культуру (синкретическую культуру-веру), на “культуру” и “веру”, то есть на две культуры: светскую и религиозную (духовную). Была разрушена цельность русской культуры. Религиозная, традиционная, этническая часть культуры уходила на периферию национально-исторического развития, становилась более частным делом и имела высокую ценность для широких народных масс, особенно, крестьянства.

Светская, новообразовавшаяся культура оказалась в центре культурной жизни. Она укоренялась в высших слоях общества, стала официальной культурой. Преобразования в области культуры были направлены на решение следующих задач:

  • создание светской культуры;
  • европеизация русской культуры;
  • отказ от старой русской традиционной культуры (этнической, народной) и вытеснение ее на обочину культурно-исторического процесса; в качестве доминирующей она сохранилась только в народной (крестьянской среде) фактически до сер. XIX в.;
  • создание новых европеизированных учреждений культуры и форм культурной жизни, символами которых стали: введение и употребление гражданского шрифта в деловой, политической, культурной и частной жизни (1710 г.); начало выпуска постоянной газеты “Ведомости” (конец 1702 г.); введение юлианского летоисчисления (с января 1700 г.); открытие первого музея – Кунсткамеры; Академии наук (1725 г.) и т.д.;
  • европеизация повседневной культуры и внешнего облика представителей высших сословий, которая проявилась в употреблении иностранного языка в повседневном и деловом общении; оформлении интерьеров; проведении досуга (ассамблеи, балы, визиты, карты и т.п.); ношении иностранного платья и париков; участие женщин в общественной жизни;
  • введение системы запретов, относящихся к традиционной бытовой культуре (например: запрет на ношение бороды) как на законодательном, так и на общественно-нормативном уровне;
  • создание системы социокультурных учреждений для повышения профессионального и общего образования (школы, училища, академия);
  • привлечение иностранцев для работы в разных областях военной, экономической и культурной жизни;
  • использование в художественном творчестве европейских эстетических принципов и стилей – барокко, классицизма и т.п.;
  • преобразование социальной структуры общества: введение «Табеля о рангах» (1722 г.), который создавал основу для более четкого структурирования общества и перспективу социальных перемещений; появление новых социальных групп и слоев населения, соответствующих расширению сфер экономической, политической,
    социальной и культурной деятельности; и, одновременно, усиление закрепощения крестьян;
  • появление нового общественного слоя – творческой интеллигенции;
  • секуляризация культуры, которая проявилась в уменьшении влияния церкви на культуру и общество;
  • синодальная реформа Русской православной церкви (1721 г.), заключавшаяся в упразднении патриаршества; создание Духовной коллегии или Синода для управления церковью, во главе которого императором было поставлено светское лицо (обер-прокурор). Реформа способствовала укреплению самодержавия, усилению связи церкви и государства.

Некоторые итоги и последствия реформ

Результатом этих преобразований было создание регулярного государства с абсолютной властью монарха, строгим контролем над подданными, патриархальными отношениями между властью и народом, приоритетом государственных интересов и пользы Отечества над личными интересами человека. Изменения в социальной жизни общества: превращение дворянства в благородное, привилегированное, служилое сословие и, одновременно, усиление закрепощения крестьянства; европеизация жизни высших слоев общества, разделение культуры на официальную – дворянскую и народную – традиционную, этническую.

Шел бурный процесс формирования национальной культуры, динамичной, открытой, основанной на достижениях в области образования, духовной культуры, творческой деятельности. Петровские реформы опирались на западноевропейский опыт и на идеологию абсолютизма, принципы которого применительно к России разрабатывались его соратниками (Ф. Прокопович, В.Н. Татищев и др.)

Петровские реформы были весьма противоречивым и неоднозначным процессом. Произошел социокультурный и религиозно-духовный раскол страны:

  • с одной стороны, сторонники патриархальной, средневековой культуры, глубоко укорененной за столетия в народе, опирающейся на особенности национального характера и хозяйственной деятельности;
  • с другой стороны, тонкий слой “птенцов гнезда Петрова”, решительно шагнувших в Новое время, резко порывая с вековыми традициями, во многом оторванных не только от большинства населения, но и отчужденных от жизни своего класса (маргиналов).

Помимо этого, в русской культуре XVIII в. наметились еще две линии конфронтации:

  • между “просвещенным” меньшинством – культурной элитой, и консервативно настроенным большинством – “непросвещенной” массой;
  • между прозападнически настроенными поборниками реформ (тем же меньшинством) и их противниками, отстаивающими самобытность России, культурное “почвенничество”, особый путь развития России и т.п.

Эти противоречия, которые начали складываться еще в петровское время, наложили негативный отпечаток на все этапы культурно-исторического развития России, усложняя решения насущных задач. Изменения во внешнем облике людей стали водоразделом прошлой и новой эпохи.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)