Развитие заводской социологии

С приходом к власти Хрущева и либерального политического руководства наметилась тенденция строить социальное знание на конструктивных, позитивно ориентированных элементах, включающих эмпирические данные и практические рекомендации. Таким образом возникли объективные условия для зарождения в середине 60-х гг. заводской (прикладной) социологии.

Ее создавали, главным образом, академические социологи. Во всяком случае, так было на первом этапе. Первоначально заводская социология получила статус в службах социального развития на крупных предприятиях, где бок о бок трудились социологи, психологи и экономисты.

Позже возникли службы (бюро, сектора, отделы и лаборатории) при отраслях, регионах, городах и местных органах администрации. 60-е гг. можно назвать периодом накопления теоретического и прикладного багажа знаний, методов решения практических проблем на производстве.

Речь идет об уменьшении текучести кадров и сокращении числа конфликтов, внедрении прогрессивных систем адаптации молодежи, гибком графике работы, мотивации труда, системах профотбора и профориентации, новых формах организации труда (НФОТ), социальной инженерии и инновациях, деловых играх и управленческом консультировании.

Социальная служба развивалась как составная часть промышленной социологии и психологии труда. Создание научно-исследовательских подразделений в системе Академии наук, социолого-психологических лабораторий на предприятиях и в вузах, расширение подготовки студентов и аспирантов, специалистов-прикладников, социологическое образование руководителей, издание учебных пособий, методических разработок и научных монографий, наконец организация и проведение семинаров, конференций, симпозиумов, составили основные элементы процесса институционализации заводской социологии.

В 60-е гг. широко развернулись конкретные исследования социальных проблем труда сначала в Ленинграде, и далее в Свердловске, Горьком, Перми, Львове. Уфе. К середине 60-х гг. исследования в промышленности достигли определенного уровня зрелости и широты охвата.

Были изучены или находились в стадии экспериментального исследования проблемы профессиональной мобильности и текучести кадров, адаптации молодежи и отношения к труду, повышения, укрепления дисциплины труда и профессиональной ориентации.

Интересно
Определилась специализация ученых и научных центров, например, в Новосибирске и Уфе исследовались текучесть кадров (И. Н. Аитов, Н. С. Антосенков), социальные резервы повышения производительности труда (Б. Г. Васильев, Ж. Т. Тощенко), профессиональный выбор (В. Н. Шубкин), социология профессий (М. X. Титма — в Эстонии).

В Москве и Ленинграде разрабатывались теоретические вопросы мотивации труда (Н. Ф. Наумова, В. С. Магун, В. А. Ядов), социопрофессиональной структуры работников промышленности (Л. С. Бляхман, О. И. Шкаратан, M. H. Руткевич, В. С. Семенов), использования внерабочего времени (Л. А. Гордон, Э. В. Клоков), развития трудового коллектива (В. М. Шепель, В. Г. Подмарков и др.).

Первоначально заводские службы формировались для научно-методического обеспечения социального планирования. В середине 60-х гг. практика социального планирования и деятельность социологической службы на предприятиях сложились в самостоятельное направление.

В 1964 г. на Пермском телефонном заводе возникла социологическая лаборатория, а через три года на ее базе действовал отраслевой научно-исследовательский отдел социологии и психофизиологии труда (ОНИОСПТ).

В легкой промышленности Эстонии психологические знания стали систематически использоваться в начале 70-х гг., широкую известность получило проектно-конструкторское бюро систем управления «Майнор» (Магис Хабакук и др.).

В 70—80-е гг. в социолого-психологических службах широкое распространение получили автоматизированные информационные системы АСУ «Кадры», «Социальное развитие», «Здоровье» и т. п. Так, в Рижском ПО «Коммутатор» был разработан целый набор АС социального управления (в том числе АСУ прогнозирования профпригодности, аттестации ИТР и руководителей, комплектования коллективов, формирования резерва на выдвижение).

На Ленинградском заводе «Светлана» в конце 60-х гг. была создана при участии социологов и социопсихологов система индивидуального продвижения молодых работниц (как правило, конвейерное производство), включая обучение в техникуме и ВТУЗе этого предприятия.

Достаточно широко развивалось в 80—90-е гг. управленческое консультирование с применением инновационных и организационных игр. Сегодня в системе повышения квалификации используются начавшие разрабатываться в те годы социолого-психологические и менеджмент-бизнесовые курсы.

Активные методы обучения: деловые игры, анализ конкретных ситуаций, ролевые, коммуникативные и сенситивные тренинги знакомят участников занятий с психологической теорией и методикой, отрабатывают у них навыки общения и взаимодействия с коллегами, подчиненными и руководителями, помогают освоить систему оценки резерва руководящих кадров, психологическое тестирование, с помощью деловой игры участвовать в разработке профессиограмм, наконец, познакомиться с методологией профессионального клиринга.

Интересно
Расцвет прикладной социологии и психологии труда приходится на 70-е и начало 80-х гг. К этому времени службы сформировались не только на многих крупных предприятиях и объединениях, но и в отраслях и регионах; возникли самостоятельные школы и направления, в ряде отраслей (Минэлектропром, Минрадиопром, Минпромсвязи, Минсудпром).

Сложилась разветвленная система заводских служб. Наконец, выделились районы, наиболее продвинутые в социологическом и психологическом обеспечении нужд производства: Прибалтика, Ленинград, Днепропетровская область, Москва.

В частности, в Днепропетровской области социологические лаборатории и группы действовали на 100 крупных предприятиях, функционировало множество служб морально-психологического климата и общественного мнения: «Ваше настроение», «Сигнал», «Внимание», «Служба семьи».

Известны достижения в использовании социально-психологических служб в ПО «Днепрошина», «Азот» (г. Днепродзержинск), на комбайновом заводе им. Ворошилова, на металлургическом комбинате им. Ф. Дзержинского, на Северном и Южном Горно-обогатительных комбинатах (г. Кривой Рог) и т. д. Среди лидеров можно назвать службу ПО Днепровского машиностроительного завода, созданную в 1972 г.

По данным А. А. Грачева и Н. В. Крыловой, проанализировавших сведения 139 социально-психологических служб в 1986 г. (выборка не представительная), самой распространенной среди различных типов служб оказалась небольшая лаборатория социологических исследований (51%). Чаще всего она подчинялась либо начальнику отдела НОТ (26%), либо заместителю руководителя по кадрам (25%).

Обычно службу возглавлял психолог (27%) или социолог (20%), иногда — философ (15%). Около половины (46%) служб существовало больше восьми лет. Как правило, численность типичной службы — один-пять человек (60%), большую численность (6-8 человек) имели лишь 20% служб.

География заводской социологии: более всего служб на Украине (22%), в Москве и Московской области — 9%, Ленинграде и Ленинградской области 8%. С точки зрения отраслевой принадлежности, основное количество служб действовало в наиболее «богатых» отраслях: машиностроении (35%), электронной промышленности и приборостроении (20%). Кадровый состав: социологов — 79%, психологов — 64%.

На подавляющем большинстве предприятий работали один-два социолога (психолога), которым просто не по силам было внедрить комплексные системы мероприятий, например пермскую систему стабилизации трудового коллектива (СТК) или службу «Ваше настроение».

Ситуация усугублялась еще и тем, что социологи были и есть, как правило, только на крупных предприятиях, а средние и мелкие, где наиболее остро стоят социальные проблемы, были лишены помощи. Кроме того, службы создавались на успешно работающих, технически передовых предприятиях, но их не было на отстающих. Во главе первых стояли прогрессивно мыслящие, а иногда и психологически образованные руководители.

Ситуация мало изменилась и в 90-е гг.: малый бизнес, арендные предприятия, кооперативы чаще всего не имеют собственных служб, хотя нуждаются в квалифицированной помощи. Коммерческие банки и биржи имеют достаточные средства для финансирования консультантов, но их для бизнеса и менеджмента практически никто не готовил.

Заводские службы ориентированы на иные цели и задачи. Не хватает стандартных методик, проверенной и надежной информации, нормативно не всегда были определены статус службы, ее место в системе управления предприятием.

Невысокая социолого-психологическая культура руководителя приводит к тому, что перед исследователем ставят невыполнимые задачи, например за 1-3 месяца провести крупное исследование, за месяц— разработать план социального развития. В результате значительная часть времени тратилась на составление различных справок, отчетов, докладных записок.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)