Развитие восприятия

  1. Непосредствен­ный характер
  2. Перцептивные образы
  3. Ориентировочные действия
  4. Образцы для сравнения

Среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте при­надлежит восприятию. Поведение и сознание детей этого возраста це­ликом определяется восприятием. Так, память в раннем возрасте суще­ствует в форме узнавания, то есть восприятия знакомых предметов. Мышление ребенка до трех лет носит преимущественно непосредствен­ный характер — ребенок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребенка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях. По словам Л. С. Выготско­го, «…все функции этого возраста идут вокруг восприятия, через вос­приятие и с помощью восприятия… ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия». Это ставит восприятие в чрезвычайно благоприятные условия разви­тия. Рассмотрим основные особенности развития восприятия в раннем возрасте.

Несмотря на то что к концу младенческого возраста у ребенка скла­дываются перцептивные образы и он легко узнает окружающие знако­мые предметы и людей, восприятие остается крайне несовершенным. Годовалый ребенок не способен последовательно и систематически рассматривать предмет. Как правило, он выхватывает какой-либо один признак и реагирует только на него, по нему он и опознает различные предметы.

Зрительные ориентировочные действия, при помощи которых ребе­нок воспринимает предметы, сложились в процессе хватания и мани­пулирования, что во многом определяет существующие у ребенка зри­тельные образы. Поскольку действия направлены на такие свойства предметов, как форма и величина, именно эти признаки являются глав­ными для ребенка. Цвет в начале раннего детства не имеет никакого значения для узнавания предметов. Малыш совершенно одинаково узнает окрашенные и неокрашенные изображения, а также изображе­ния, окрашенные в самые необычные цвета. Он ориентируется только на форму, на общий контур изображений. Это вовсе не значит, что ре­ бенок не различает цвета. Напомним, что различение и предпочтение определенных цветов есть уже в первые месяцы жизни. Однако цвет еще не стал признаком, характеризующим предмет, и не определяет его узнавание.

Развитие восприятия в раннем возрасте происходит в рамках пред­метной деятельности и в связи с овладением новыми действиями. Осо­бое значение имеют действия, которые называют соотносящими. Это действия с двумя и более предметами, в которых необходимо учиты­вать и соотносить свойства разных объектов — их форму, величину, твердость, местоположение и пр. Уже в конце младенчества дети начи­нают совершать действия с двумя предметами — нанизывают, ставят одно на другое, складывают и пр. Но в этих действиях младенец еще не учитывает свойств предметов — не выбирает и не подбирает нужные предметы в соответствии с их формой и величиной, не пытается распо­ложить их в определенном порядке. Соотносящие действия, которые начинают усваиваться в раннем возрасте, уже требуют такого учета. Характерно, что большинство игрушек, предназначенных для детей раннего возраста (пирамидки, простые кубики, вкладыши, матрешки), предполагают именно соотносящие действия. Когда ребенок пытается осуществить такое действие, он подбирает и соединяет предметы или их части в соответствии с их формой, размером, цветом, чтобы придать им взаимное положение в пространстве. Так, чтобы сложить пирамид­ку, нужно учитывать соотношение колец по величине. При сборке мат­решки нужно подбирать половинки одинаковой величины и совершать действия в определенном порядке – сначала собрать самую малень­кую, а потом вложить ее в большую.

Эти действия должны регулироваться и направляться тем резуль­татом, который нужно получить, — готовой пирамидкой или матреш­кой. Но ребенок еще не может представить готовый результат и подчинять ему свои действия. Для этого необходима помощь взрослого, своего рода обучение/Соотносящие действия могут выполняться раз­ными способами, в зависимости от того, как учит им взрослый. Если ребенок просто подражает взрослому, то есть выполняет те же дей­ствия с теми же предметами, он может получить результат только в при­сутствии и при непосредственном показе взрослого. Поэтому важно, чтобы ребенок научился сам выделять нужные свойства предметов, чтобы он сам подбирал и соединял части в нужном порядке. Первоначально малыш может выполнять эти действия только через практиче­ские пробы, потому что он еще не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов. Например, прикладывая нижнюю половинку матрешки к верхней, он обнаруживает, что она не подходит, и начина­ет пробовать другую. Иногда он пытается добиться результата силой — втиснуть неподходящие части, но вскоре убеждается в несостоятель­ности этих попыток и переходит к примериванию и опробыванию разных частей, пока не найдет нужную деталь. Здесь сами игрушки как бы подсказывают, какая деталь подходит, поэтому их называют авто- дидактическими (или самообучающими). С помощью внешних ориен­тировочных действий ребенок рано или поздно получает нужный ре­зультат.

От внешних ориентировочных действий малыш переходит к зри­тельному соотнесению свойств предметов. Формируется новый тип зрительного восприятия, когда свойство одного предмета превращает­ся в образец, мерку для измерения свойств других. Например, величи­на одного кольца пирамидки становится меркой для остальных. Эта способность проявляется в том, что ребенок, выполняя предметные действия, переходит к зрительной ориентировке — он подбирает нуж­ные детали на глаз и выполняет правильное действие сразу, без пред­варительных практических проб.

В 2-2,5 года для ребенка становится доступным зрительный подбор по образцу, когда из двух предметов различной формы или величины он может по просьбе взрослого подобрать такой, как образец. Следует подчеркнуть, что зрительный выбор по образцу — гораздо более слож­ная задача, чем простое узнавание или примеривание. Причем сначала дети выбирают предметы, одинаковые по форме, затем по величине и лишь потом — по цвету. Это значит, что новые действия восприятия формируются первоначально для тех свойств, которые непосредственно задействованы в практических предметных действиях, и лишь позже переносятся на другие, менее существенные свойства. Показательно, что дети раннего возраста не в состоянии правильно выбрать по образ­цу, если им предлагают не два, а несколько предметов или если пред­меты имеют сложную форму и состоят из многих частей.

Восприятие на всем протяжении раннего возраста тесно связано с предметными действиями. Ребенок может достаточно точно опреде­лить форму, величину или цвет предмета, если это необходимо для выполнения нужного и доступного действия. В других случаях вос­приятие может оказаться весьма расплывчатым и неточным. Более того, ребенок может вовсе не замечать тех или иных свойств, если их 142 Часть III. Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) учет требуется для выполнения слишком сложного для него действия. Так, начиная рисовать, ребенок как бы не замечает цвет изображения и пользуется любыми карандашами. Или, выполняя постройку по об­разцу, он берет кубики любого цвета, хотя уже умеет различать основ­ные цвета.

На третьем году жизни появляются постоянные образцы для сравнения — это хорошо знакомые ребенку предметы, имеющие ярко вы­раженную форму. Такими образцами могут быть не только реально воспринимаемые предметы, но и представления о них. Например, предметы треугольной формы ребенок определяет «как домик», а круг­лые предметы — «как мячик». Это говорит о том, что у ребенка уже существуют представления о свойствах вещей и эти представления закреплены за конкретными предметами. Формирование представле­ний о свойствах предметов зависит от того, в какой мере ребенок в своих предметных действиях овладевает зрительной ориентировкой. Для обогащения представлений ребенка о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками и призна­ками вещей в конкретных практических действиях. Богатая и разно­образная сенсорная среда, с которой малыш активно действует, явля­ется важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)