Развитие идей психоанализа. Периодизация Э. Эриксона

1.Решающее значение в работах А. Фрейда

2.Периодизация Э. Эриксона

 

В дальнейшем идеи Фрейд а претерпели существенные изменения и преобразования. Знаменитые неофрейдисты (А. Фрейд, Э. Фром, К. Хорни, Э. Эриксон, К. Юнг, А. Адлер, Э. Берн и др.) отошли от цен- трации на врожденных сексуальных влечениях человека и на принципе удовольствия. «Я» (или «Эго») стало рассматриваться как относитель­но независимая инстанция, позволяющая активно, сознательно и целе­направленно действовать в окружающем мире.

 

Интересно
Большая роль в форми­ровании «Я» ребенка стала отводиться условиям воспитания.

 

Так, Анна Фрейд, дочь и последователь Зигмунда Фрейда, совершен­ствовала теорию и практику классического психоанализа применитель­но к развитию ребенка. Анализируя развитие «Суперэго», она придавала решающее значение идентификации ребенка с родителями и интериоризации родительского авторитета. Каждая фаза развития рассматрива­ется ею как результат разрешения конфликта между инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями социального окруже­ния.

 

На основе анализа различных фаз А. Фрейд построила линии раз­вития различных сфер детской жизни. Основной ее заслугой считается описание:

  • линии развития кормления (от младенческой стадии до разумных привычек);
  • линий развития опрятности, физической самостоятельности, от­ношения к старшим и пр.

 

Особое внимание в ее работах уделяется линии развития сексуальной сферы — от инфантильной зависимости до взрослой половой жизни.

Решающее значение в работах А. Фрейд придается фигуре матери. Мать является для ребенка не только первым объектом любви, но и пер­вым законодателем. Тот факт, что настроение матери оказывает на ре­бенка решающее влияние, свидетельствует о том, что пристрастия и ан­типатии матери оказывают существенное влияние на развитие ребенка. Быстрее всего развивается то, что больше всего нравится матери; там, где мать равнодушна, процесс развития замедляется.

Одним из наиболее ярких представителей неофрейдизма является Эрик Эриксон, создавший свою концепцию и периодизацию психиче­ского развития ребенка. Как и Фрейд, Эриксон придавал решающее значение чувствам и переживаниям в раннем детстве. Но, в отличие от концепции Фрейда, в центре его работ находятся не инстинктивные влечения ребенка, а его отношения с близкими взрослыми.

Выделен­ные им этапы развития ребенка включают более широкий социаль­ный контекст и основаны на качественно своеобразном переживании себя, которое ребенок приобретает в разные возрастные периоды благодаря взаимодействию с близкими взрослыми. Для каждой стадии жизненного пути характерна специфическая задача, которая выдви­гается обществом.

Однако успешность решения этой задачи зависит как от достигнутого уровня развития ребенка, так и от духовной ат­мосферы общества, от условий жизни и воспитания. Эриксон выде­л ил восемь стадий жизни человека — от младенчества до старости, из которых мы остановимся лишь на первых трех, относящихся к дет­скому возрасту.

 

Определение
Задача младенческого возраста — преодоление чувства разобщенно­сти и отчуждения и формирование доверия к миру.

 

Описывая первый год жизни, Эриксон рассматривает не только процедуру кормления грудью, которая приносит ребенку непосредственное «оральное» удо­вольствие, но и общий контекст отношения ребенка с матерью.

Неж­ность, чуткость и заботливость матери рождают в младенце чувство базового доверия к миру, которое становится основой дальнейшего развития. Отсутствие этих необходимых для младенца отношений поро­ждает чувство недоверия, которое накладывает отпечаток на следу­ющие этапы развития.

 

Определение
Задача раннего возраста — преодоление чувства стыда и сомнения в своих возможностях и формирование чувства не­зависимости и автономности.

 

Эта стадия начинается, когда ребенок научается ходить, и связана с приучением к опрятности. Появление чувства стыда связано с возникновением самосознания, так как стыд предполагает, что субъект поставлен на всеобщее обозрение. Неодобре­ние взрослыми его поступков, особенно тех, которые доставляют удоволь­ствие, формирует стыд за свое поведение. Борьба чувства независимости  против стыда и сомнений порождает соотношение между способностью сотрудничать и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее ограничением.

 

Определение
Задача дошкольного возраста — развитие инициати­вы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответствен­ности.

 

В этот период ребенок жадно и активно познает окружающий мир — в игре, в общении со сверстниками, в действиях с предметами. Чувство инициативности имеет всеобщий характер и является необхо­димым аспектом любого действия.

Однако излишне активное и агрес­сивное поведение ребенка неизбежно ведет к ограничению инициативы и появлению чувства вины и тревожности. Так, по Эриксону, заклады­ваются новые внутренние инстанции поведения — совесть и ответ­ственность за свои поступки.

Как можно видеть, в периодизации Эриксона каждый период явля­ется фундаментом для следующего и определяет дальнейшее развитие. Так, например, те дети, у которых не сложилась автономия на втором этапе развития, скорее всего, станут пассивными и будут испытывать чувство вины на следующем этапе развития.

В отличие от них, дети с нормально развитой автономией будут проявлять инициативность в самостоятельных видах деятельности. Соответственно, чем более ран­ней является стадия психического развития, тем более фундамен­тально ее значение.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)