Развитие отношения к взрослому на первом году жизни

  1. Появление и развитие ситуативно-делового общения
  2. Различают положительные и от­рицательные воздействия взрослых
  3. Исследования С. Ю. Мещеряковой

Появление и развитие ситуативно-делового общения существенно отражается на отношении ко взрослым и на чувствительности к их  воздействиям. В первом полугодии младенцы одинаково реагируют на положительные и отрицательные воздействия взрослых, в обоих случа­ях проявляя положительные эмоции. Дети до 5-6 месяцев радостно встречают любые обращения взрослого. Во втором полугодии картина резко меняется.

После шести месяцев дети хорошо различают положительные и от­рицательные воздействия взрослых и по-разному реагируют на них: при порицании или осуждении со стороны взрослых у них начинают пре­обладать негативные проявления — малыши обижаются, отворачива­ются, а иногда и плачут.

Интересно, что сроки появления дифференцированного отношения к отрицательным и положительным воздействиям зависят от условий воспитания детей.

Исследования, проведенные под руководством С. Ю. Мещеряковой, по­ казали, что младенцы из дома ребенка, испытывающие дефицит общения, продолжают проявлять положительные эмоции при негативных воздей­ствиях взрослого, в то время как семейные дети уже в конце первого полугодия начинают реагировать на них отрицательно. Опыт общения сказывается также и в интенсивности и разнообразии эмоциональных проявлений младенцев. В первом полугодии у семейных детей наблюдается больше ярких улыбок, радостных вокализаций, бурных проявле­ний двигательного оживления, чем у детей из дома ребенка. Во втором полугодии у них же разнообразнее выражены отрицательные эмоции: семейные дети обижаются, сердятся, жалобно хнычут, обнаруживают множество оттенков недовольства, смущения, «кокетства»; сироты же преимущественно проявляют скованность, испуг и слабое недоволь­ство.

Очень интересными являются различия эмоциональных проявлений детей в ситуативно-личностном и ситуативно-деловом общении. В си­туативно-личностном общении положительные эмоции выражены зна­чительно ярче, чем отрицательные, а в ситуативно-деловом, наоборот, отрицательные эмоции достигают большей интенсивности, чем положи­тельные.

Таким образом, переход к ситуативно-деловому общению во втором полугодии жизни ребенка связан с существенной перестройкой в отно­шении детей ко взрослым. У младенцев появляются не только положи­ тельные, но и отрицательные эмоции, адресованные взрослым и вклю­ченные в общение с ним.

После 5-6 месяцев возникают качественные различия в отношении детей к знакомым и незнакомым взрослым. Характер узнавания младен­цами взрослых на протяжении первого года жизни существенно меня­ется:

  • на первой стадии (первый месяц жизни) у детей отсутствуют устой­чивые реакции на любые воздействия всех взрослых;
  •  на втором месяце жизни младенцы хорошо различают внимание и невнимание взрослых, но еще никак не различают самих взрос­лых — они радостно встречают всех взрослых без исключения;
  •  в три месяца начинает становиться дифференцированное отно­шение к окружающим людям, которое окончательно формирует­ся примерно к пяти месяцам. Причем сначала узнавание осуще­ствляется в рамках общего положительного отношения ко всем окружающим — дети проявляют положительные эмоции ко всем взрослым, но близкому человеку они радуются больше, чем не­знакомому;
  •  только после пяти месяцев появляются качественные различия в эмоциональных проявлениях детей, направленных на разных взрослых — незнакомые люди начинают вызывать смущение, страх, напряжение, а близкие — яркие положительные эмоции.

У младенцев первого полугодия это проявляется в различной интен­сивности положительных эмоциональных проявлений (дети больше радуются близким, чем чужим людям).

Во втором полугодии отношение к близким и посторонним взрос­лым различаются качественно — при встрече с незнакомым взрослым появляется смущение, скованность, в то время как близкие взрослые воспринимаются спокойно и в зависимости от ситуации вызывают ши­рокую гамму эмоций (восторг при встрече, огорчение при уходе, ра­дость во время игр, гнев и обиду при запретах). Знакомые взрослые чаще всего вызывают ровное, спокойно-положительное отношение.

Все это показывает, что дети четко различают близких, знакомых и незнакомых взрослых и проявляют к ним различное отношение. При­чем к близкому взрослому они испытывают ярко выраженную привязанность, которая формируется только к концу первого полугодия жиз­ни. Подтверждением этого может служить тот факт, что дети до шести месяцев легко и безболезненно адаптируются к новым взрослым и но­вым условиям при усыновлении. После семи месяцев младенцы очень тяжело и болезненно переживают разлуку с матерью и с большим тру­дом привыкают к новым взрослым.

Таким образом, можно видеть, что на протяжении первого года об­щение и отношения со взрослым существенно меняются. Вместе с тем на протяжении всего младенческого возраста общение остается решаю­щим фактором, определяющим все линии психического развития ре­бенка

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)