Развитие манипулятивных действий младенца

  1. Важнейшее достижение первого полугодия
  2. Совершенствование хватательных движений

Важнейшее достижение первого полугодия — овладение схватыванием предметов — кладет начало новой, манипулятивной деятельности. Со второго полугодия эта деятельность становится главной для ребенка и выдвигается на положение ведущей, поскольку именно в ней проис­ходит развитие всех сторон психики ребенка.

В этом возрасте основные интересы малыша сосредоточены на пред­метах — он стремится схватить и потрогать окружающие предметы. Собственный арсенал предметных действий в этом возрасте невелик. Всеми предметами малыш действует одинаково: трогает, ощупывает, бросает, трясет, кладет себе в рот и пр. Поскольку эти действия не за­висят от свойств предметов и их назначения, их называют неспецифи­ческими. Примитивность и однообразие этих действий не позволяют ребенку раскрыть всех свойств предметов, поэтому его интерес к конк­ретной вещи быстро иссякает и переключается на новую.

Вместе с тем на протяжении второго полугодия происходит интен­сивное развитие хватательных движений и манипулятивных действий младенца. Сначала все предметы ребенок пытается схватить одинаково, прижимая пальцы к ладони. Рука, протягиваемая к предмету, движет­ся не по прямой линии, а петлеобразно, она как бы тянется к предмету наугад. На 5-7 месяце жизни происходит дальнейшее совершенство­вание хватания. Во-первых, движения руки становятся все более точ­ными, направленными на цель; во-вторых, рука раскрывается (ручки новорожденного плотно сжаты в кулачок), появляется противопостав­ление большого пальца всем остальным, расположение пальцев все больше зависит от того, какой предмет берет ребенок: мячик берется растопыренными пальцами, шнурок — кончиками пальцев и пр.

Совершенствование хватательных движений приводит к усложне­нию манипулятивных действий. Даже простейшие действия (размахи­вание, толкание, сжимание предметов) вызывают тот или иной результат — приближение или удаление игрушки, бренчание погремушки, писк резиновых пупсиков и пр. Ребенок начинает замечать этот резуль­тат и активно его воспроизводить — трясти погремушки, стучать пал­кой по прутьям кроватки, пищать «пищалками», выбрасывать игрушки из кровати и пр. Во втором полугодии ярко проявляется направлен­ность на результат, на те изменения, которые возникают при действи­ях ребенка с предметом.

Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что младенец на­чинает действовать не с одним, а одновременно с двумя предметами. Простейший пример такого действия — постукивание двумя погремушками. Малыш стремится приблизить один предмет к другому, всу­нуть или вложить один предмет в другой, положить, поставить или нанизать один на другой и пр. Направленность на результат в таких действиях достаточно очевидна — результатом становится попадание предмета в определенное место или приведение двух предметов в опре­деленное взаимное положение.

К концу года дети замечают не только прямые, но и косвенные ре­зультаты своих действий — они понимают, что, потянув за веревочку, можно притянуть к себе привязанный к ней предмет, нажав на кнопку, можно включить или выключить свет, сняв трубку телефона — услы­шать гудок. Многие малыши ловко управляют пультом телевизора, включая и выключая его. Все эти действия приносят детям огромное удовольствие, и они стремятся многократно воспроизводить их.

С помощью взрослых возможности действия младенца существенно расширяются: родители (или воспитатели) могут показать различные свойства предмета и новые способы действия с ним. Они показывают, что мячик можно катать, кольцо пирамидки надевать на стержень, вол­чок крутить и пр. Подражая взрослым, малыш переходит к специфиче­ским действиям с предметами, которые он осваивает к концу года. Появление специфических действий в репертуаре ребенка свидетельствует о начале новой, предметной деятельности, характерной для следующе­ го периода.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)