Разновидности социально психологического тренинга и их характеристика

Социально-психологический тренинг общения Тренинг общения называют также тренировкой межличностной чувствительности или сенситивным тренингом.

Сенситивный (сензитивный) тренинг – вид групповых методов обучения, основанный на тренировке межличностной чувствительности в процессе социального взаимодействия. Отличительная особенность этого тренинга – максимальная самостоятельность участников. Метод основан на актуализации чувств и эмоций за счет обратной связи, а не на интеллекте.

Обратная связь – искреннее предъявление информации о своем отношении к другому человеку. Целью сенситивного тренинга является формирование умения управлять стилем своего поведения за счет осознания того, как оно воспринимается окружающими, развить умение наблюдать, определять психическое состояние другого человека по внешним признакам и соответственно строить свое поведение, развить эмпатию.

Эмпатия – способность улавливать настроение людей, выявлять их установки и ожидания, сопереживать им. Психологическим механизмом является перестройка установок личности и, как результат, изменение отношения к себе и другим.

Интересно
Методика проведения сенситивного тренинга заключает в себе следующие фазы: Фаза «оттаивания». Для того чтобы развить желаемые умения и навыки у человека, ему показывают неэффективность имеющихся у него стереотипов взаимодействия с другими людьми.
Фаза «изменения». Изменение стратегии и тактики поведения. Фаза «замораживания». Закрепление новой стратегии поведения.

В социально-психологическом тренинге предметом анализа становятся не события, происходившие где-то и с кем-то (в отличие от метода ситуации), а события и отношения, складывающиеся в самой учебной группе «здесь и теперь». Тренировочные группы включают от 6 до 15 человек. Продолжительность тренинга – от 2-х суток до 4-х недель.

Одной из разновидностей тренинга общения выступает тренинг делового общения как вид социально-психологического тренинга, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование установок, необходимых для успешного общения в условиях профессиональной деятельности.

По своей сути тренинг делового общения есть конкретизация социально-психологического тренинга общения применительно к профессиональной деятельности игроков. Основной целью тренинга делового общения выступает развитие у участников коммуникативных умений, коммуникабельности и коммуникативной культуры в целом Коммуникативное умение – эффективно выполняемое сознательное действие в сфере делового или неформального общения.

Коммуникативная культура – способность принятия и передачи информации различными средствами – вербальными, невербальными, личностным воздействием.

Коммуникабельность – умение быстро устанавливать контакт с людьми, «входить» в коллектив. Социально-ролевой тренинг – метод обучения решению внутренних конфликтов индивида в ситуации отработки навыков выполнения тех или иных социальных функций, выработки и закрепления социокультурных норм.

К данному методу можно отнести близкий к психодраме, но использующий принципы поведенческого научения, так называемый ситуационный тренинг, направленный на формирование тех или иных социальных умений, необходимых в определенных жизненных ситуациях, в частности, при установлении контакта с новыми людьми.

Этот вид тренинга состоит в проигрывании конкретных эпизодов, в которых один из участников Т-группы (протагонист) играет самого себя, а другие выступают в заданных психологом-тренером ролях, соотнесенных с определенным сюжетом. Сессия ролевой игры регистрируется на видеопленке, затем воспроизводится, и участники ее в ходе просмотра отмечают ошибки и непродуктивные действия.

Интересно
Затем протагонист предлагает свое новое решение, а другие участники после обсуждения инсценируют альтернативные стратегии, которые также записываются. Ситуационное ролевое проигрывание продолжается до тех пор, пока не будет достигнуто удовлетворительное исполнение заданного эпизода.

При этом анализируются все продемонстрированные в эпизоде умения, правила этикета, поведенческий репертуар, в том числе с точки зрения проксемики – дисциплины, изучающей семиотику положений человеческого тела и пространственных отношений.Апробация результатов научения осуществляется в обстановке реальной жизни: или путем выполнения «домашних заданий» с последующим самоотчетом, или инситуационно, т.е. когда группа наблюдает за действиями протагониста в то время, когда он пытается установить контакт с действительно незнакомым человеком, выступить на собрании, прочитать лекцию и т.п.

Интересен опыт использования ситуационного тренинга для преодоления этнических предрассудков у школьников, предложенный американскими психологами. Класс делят по какому-либо несущественному признаку, например, по цвету глаз, на две половины – кареглазых и голубоглазых.

Затем в течение нескольких дней учитель проявляет фаворитизм к одной группе и одновременно дискриминирует представителей второй, т.е. поддерживает насмешки и обидные замечания, приказывает носить особого фасона воротники и т.п. Спустя некоторое время происходит ролевой обмен. Так школьники на собственном опыте познают горечь принадлежности к отвергаемой группе.

Ситуационный тренинг явился дальнейшим развитием идей Дж. Морено в предложенной им технике социодрамы. Если психодрама направлена на анализ и разрешение психологических проблем отдельного человека, то цель социодрамы заключается не столько в выявлении конфликтов коголибо одного из участников игры, сколько в достижении эффективного взаимодействия с партнерами в условиях делового или повседневного общения.

К социодраме примыкает психолого-педагогическая психодрама, применяющаяся для коррекции психологически и педагогически запущенных подростков, которая положила начало групповой психокоррекционной работе среди девиантной молодежи на Западе. Отметим, что значительно раньше к аналогичной технике прибегал А.С.Макаренко в своей педагогической практике, используя игровые возможности коллектива в качестве социопсихокоррекционного средства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)