Различные направления

Мы проследили за проникновением феноменологических идей в общественную науку. Они оказывают влияние на современные теории и целые области исследований.

Этнометодология со своей направленностью на язык как социальную практику и усвоением современных лингвистических теорий является частью той новой теоретической ориентации, которую временами называют «лингвистическим поворотом».

При построении социальных теорий Хабермас использует язык как ресурс переопределения идеала хорошей жизни.

Такая новая ориентация наблюдается в литературоведении, искусствоведении и языкознании, психоанализе и философии. Часто первопричину такого развития видят в лингвистике и, прежде всего, в теоретических работах де Соссюра.

В «Социологии и сумерках человека: гомоцентризм и речь в социологической теории» как утверждает Чарльз Лемерт, это изменение означает, что фокусирование на человеке как ресурсе и центре научных теорий начинает смещаться.

В центре находится теперь не человек, а «относительность; вместо первоначальных принципов обнаруживаются бесчисленные различия… (но одна черта общая)… в центре оказывается относительность, которую нельзя объяснить, организовать или определить какой-либо перспективой, принципом или происхождением».

Лемерт ставит вопрос, содержит ли фокусирование на языке новую научную парадигму. При такой постановке вопроса он изучает теоретические тексты, в частности, Шюца, Бергера, Лукманна, Сикуреля и Хабермаса. Он находит в них смещение интереса с человека на язык, но картина не однозначна и противоречива.

Зависимость общественной науки как от знаний, полученных путем здравого смысла, так и от научных определений, Энтони Гидденс назвал «двойной герменевтикой». Она создает надежную основу понимания человеком связей в окружающем мире.

Маргарета Бертильссон толкует содержание взгляда Гидденса на знание в «Битве за современность» следующим образом.

Оно лежит в основе социальной рутины, и с ним к индивиду приходит уверенность в закономерностях социальной жизни; в общем и целом мы примерно знаем, что произойдет завтра.

Ежедневная рутина придает нам ту наукой часто незамеченную уверенность в окружающем мире, характера и развития которого мы больше не понимаем.

Таким образом мир жизни составляет первичный источник понимания и ресурсов для индивидов, для которых мир представлений науки выступает только опосредованным через технологии, наполняющие дом (морозилка, телефон, телевизор, видео и т. д.).

Проблемой соответствующих общественнонаучных исследований, согласно Шюцу и Гидденсу, является то, что они недостаточно внимания уделяли «конституирующему» значению мира жизни для собственных эмпирических и теоретических опытов. Связь между символическими порядками первого и второго порядка еще недостаточно разработана в общественном анализе.

Петер Бергер и Томас Лукманн и далее работают с феноменологически направленной социологией. К ним можно причислить и редактора вышедшего в 1970 г. сборника «Понимание обыденной жизни: к реконструкции социологического знания» — Джека Дугласа.

В состав соавторов вошли многие члены первого этнометодологического кружка, из которых двое наиболее известных — Сикурель и Гарфинкель.

Один из этих двух описанных языков анализов привел к возникновению направлений, по-разному трактующих соотношение между языком и социальной структурой.

Наиболее чистое от примесей лингвоаналитическое направление — анализ разговоров — фокусируется на структуре разговора. Здесь самые известные имена — это Харви Сакс, Эммануэль Шеглофф и Гейл Джефферсон.

Вместе они создали часто применяемый аппарат понятий для структурирования разговора, с учетом очередности участников, начинающего и заканчивающего разговор, меняющего тему разговора и перебивающего собеседника, поправляющего и исправляющего ошибки.

Анализы структуры речи имеют тенденцию к технической изощренности. Составные части разговора изолируются от своего содержания и связей, и разговор, в свою очередь, лишается своей социальной функции.

Другие этнометодологи, напротив, на первый план выдвигают социальную функцию разговора. Они в разном объеме анализируют структуру разговора в отношении того контекста, в котором он ведется, и его когнитивного содержания.

Когнитивная социология, которую представляет Сикурель, фокусируется на сочетании контекстуального и когнитивного содержания.

В этой области трудятся много известных ученых, которые долгое время занимаются анализом разговоров в среде различных институтов. Дон Циммерман анализирует разговоры в социальных конторах и полицейских участках.

Сикурель и С. Вест анализировали, среди прочего, разговоры врачей и пациентов, а Сикурель54, Мелвин Полнер 55 и др. изучали разговоры между полицейскими и подозреваемыми, судьями и обвиняемыми.

Далее, Сикурель вместе с Хью Меаном изучали, как разговор в контексте классной комнаты функционирует сортирующе в соответствии с системой правил окружающего общества. Меан в сотрудничестве с другими все еще ведет исследования в этом направлении.

Эти примеры—всего лишь выборка из обширного поля эмпирических исследований. Все они имеют своим началом этнометодологию, но в процессе исследований в них разное внимание было уделено языку, структуре разговора или его соотношению с социальным порядком.

Общей исходной точкой для них является человеческая речь и ее отношение к социальной структуре. Все ширится область исследования анализа разговоров, связанных с различными институтами.

Важно также осветить властные микроситуации в общественном развитии, где человеческая жизнь и сосуществование во все большей степени регулируются бюрократией.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)