Рассказы Юрия Казакова

Творчество признанного мастера рассказа Юрия Павловича Казакова (1927–1982) традиционно не рассматривается в русле городской прозы, однако оно также соответствует расширенным представлениям об этом течении в литературе.

Казаков, прежде всего, поэт в прозе, однако его стилю не свойственны метафоризм и орнаментальность; репрезентативность образности обеспечивается, прежде всего, точными визуальными характеристиками мира и непосредственным отражением не- отрефлексированных мыслей, ассоциаций и состояний героев.

Рассказы Казакова сюжетно выходят за рамки законченных наблюдений и не содержат определенных выводов, иногда подводят читателя к парадоксу, провоцируют рефлексию над дальнейшим развитием ситуации.

Одна из сквозных тем рассказов Казакова – дисгармоничность любви между мужчиной и женщиной («Зеленое и голубое», 1956; «Двое в декабре», 1959; «Адам и Ева», 1962), обусловленная взаимонепониманием, разной скоростью осознания себя и ситуации у героя и героини.

Герой, как правило, оказывается не вполне адекватен происходящему и не совершает поступков, которые необходимы для героини.

Интересно
В образах героев раскрывается традиционное представление об одиночестве каждого человека, обусловленном индивидуальностью его сознания («Как сердцу высказать себя? / Другому как понять тебя?»1). Неизбывное одиночество не только обусловливает трагизм человеческого бытия, но и становится источником его эгоизма, глубоко ранящего других (к примеру, «Вот бежит собака», 1961).

Эти тенденции несколько меняются в позднем творчестве Казакова. Как писал исследователь А. П. Иванов, ему стали свойственны «“томление духа”, ощущение движения времени, ностальгия, ощущение разлучения душ. И логическое завершение этих духовных борений – последние рассказы, в которых духовные вопросы, “вопрошение” о счастье, любви, Боге теряют свое неистовство, автор и его герои видят спасение не в рациональном объяснении “проклятых вопросов человеческой жизни”, а в вере, о чем говорит обращение их к некоему “вещему знанию”, доступному только ребенку, как целостному существу в системе целостности “жизни” – “знал да забыл” – и в этом ответ и приближение Казакова к истине, гармоничное слияние его духовности и творчества».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)