Психологическая сущность диалогической речи

Устная речь может быть диалогической и монологической. Диалог (разговор) – это непосредственное общение или обмен содержательными репликами и информацией двух и более человек. В ходе диалога облегчается возможность выражения и уточнения мыслей говорящего и своего отношения к предмету разговора. Но чтобы быть понятым, надо соблюдать правила диалога-слушать собеседника и отвечать на его мысли. Именно в диалоге усматривают психологи (Б.Ф. Ломов) и литературоведы (М.М. Бахтин) элементарную единицу общения и мышления как творчества (Б.С. Библер).

Историки и обществоведы указывают на особенности общественного и индивидуального сознания, когда ведущие социально-эстетические потребности времени наиболее полно выражали себя именно в данной жанровой форме. Так было, например, в XV веке, когда итальянские гуманисты возродили античный диалог, ибо в его структуре “отпечатался, отлился в единственно возможную форму диалогический стиль эпохи Возрождения” (Е.А. Кокина). Сегодняшний непреложный интерес к диалогу в науке и искусстве возможно следует расценивать как прелюдию грядущего Возрождения.

Так или иначе, но “в диалоге сходятся два понимания, две точки зрения, два равноценных голоса в двухголосном слове, в реплике диалога чужое слово так или иначе учитывается, на него реагируют или его предвосхищают, оно переосмысливается или переоценивается”.

Психологическая сущность речевого диалога заключается, с одной стороны, в обращенности ее на партнера, с учетом значимости и уважения к суверенности высказываний иной личности, а с другой стороны, в ее идентификации со своими мыслями и чувствами, в сопереживании этим высказываниям (эмпатия). Эту полифоничность и двуединую направленность диалогической речи мы будем еще разбирать при изложении проблем диалогического общения, специфика которого в “субъективной” обращенности общения. О понимании той психологической природы и специфики диалога не только в устном диалоге, но и в письменной речи, свидетельствуют следующие слова Н.В. Гоголя, обратившего внимание на необходимость субъективной направленности читателя на свой душевный мир в диалоге с писателем и его произведением: “Ближе всего к нам собственная душа… Но всяк из нас приступает к произведению как пчела к цветку, затем, чтобы извлечь из него нужное себе? Нет. Мы ищем во всем нравоученья для других, а не для себя. Мы готовы ратовать и защищать все общество, дорожа заботливо нравственностью других и позабывши о своей”.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)