Психодиагностические методики

Систематизация конкретных методик исследования.

Учитывая задачу системного построения личностно-ориентированной психокоррекции, нельзя удовлетворяться только линейными исследованиями психологических особенностей в процессе изучения испытуемых (по горизонтали), т.к. нужно выявить несколько уровней профессиональной деятельности (по вертикали). Выделено несколько уровней объективизации наблюдений с позиций системного подхода (методом компетентных судей):

  • Информационно-экологический уровень (ИЭ), отражающий особенности научно-технического прогресса, связанные с интеллектуализацией умственного труда, автоматизацией и монотонней производства, а также с интенсификацией обучения (этот уровень исследуется с помощью опросников и анкетирования).
  • Социально-психологический уровень (СП) репрезентирующий влияние микросоциальных факторов учебной и профессиональной деятельности на течение нервно-психических расстройств (опросники, анкетирование).
  • Личностный уровень (Л) рассматривается с позиций функционально-динамической концепции К.К. Платонова, выделявшего четыре подструктуры личности, каждая из них выражает присущую ей направленность, опыт, индивидуальные свойства и биотипологические особенности высшей нервной деятельности (используются психологические методы исследования эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы личности, биопатографические опросники и анкетирование).

Изложение методик исследования начнем с высших инстанций личности, т.е. с первой (мотивационной) подструктуры, поскольку на протекание и структуру деятельности человека весьма существенно
влияет мотивация, стимулы, побуждающие к деятельности, в частности, к учебной.

Уровень притязаний, являющийся важным образованием личности, с которым связана самооценка и активность субъекта, определяется по методике Б.В. Зейгарник (1973).

По результатам ее выявляется повышение или понижение уровня притязаний, адекватность самооценки и ее устойчивость. Другим способом изучения уровня притязаний является методика Хекхаузена (1980, 1986) о выявлением характера направленности мотивов на достижение успеха или на избежание неудачи.

Исследование содержательной структуры мотивации, понимание ее и разработка способов психодиагностики основывается на представлении о личности как иерархии реализуемых человеком деятельностей (А.Н. Леонтьев).

Изучение структуры мотивации может производиться посредством оценочной шкалы В.Э.Мильмана, на основании которой строится мотивационный профиль личности по семи шкалам.

Эти шкалы отражают:

  • мотивы поддержания жизнеобеспечения (П);
  • мотивы комфорта и безопасности (К);
  • мотивы социального статуса, самооценки, самоутверждения (С);
  • мотивы направленности на общение (О);
  • мотивацию активности, личностного включения в деятельность (Д);
  • мотивы творчески развивающей активности (ДР); мотивы социального включения, общественно-полезной деятельности {ОД).

Методика неоконченных предложений применяется для уточнения особенностей личности в двенадцати сферах нарушений системы отношений: на работе (мое начальство…), взаимоотношений с родителями (думаю, что мой отец …), перспектив на будущее (наступит тот день…), так называемых “зон сильнейших конфликтов” (А.В. Исаев, 1969) (сделал бы все, чтобы забыть…) и т.д.

Исследование второй (навыковой) подструктуры включено в исследование профессионального и учебного опыта. Для исследования занятости, например студентов, используется хронометрия, данные которой сам испытуемый заносит в так называемую хронокарту, учитывающую время, потраченное на самообслуживание, дорогу, еду, учебные занятия – групповые и индивидуальные,- общественную работу, физкультуру и спорт, отдых, развлечения – посещение кино, театра – и бесцельно потраченное время.

Для объективности мнений о профессиональных качествах личности используется метод обобщенных характеристик (К.К. Платонов). Анкетирование у студентов проводится по вопросам посещаемости занятий, сдачи заданий, самостоятельности в работе, интереса к предмету, активности на семинаре, способности к предмету, направленности интересов, глубины усвоения курса, отношения к учебе,
внешней опрятности и дополнительных замечаний. Анкета заполняется преподавателем или представителем деканата. Кроме того, использование вышеизложенных методик изучения “уровня притязаний” и “самооценки” дает возможность установить особенности эмоционально-волевой сферы и дополнительные сведения для изучения третьей подстуктуры личности испытуемых.

При исследовании памяти (А.Р. Лурия, 1962; А.Н. Шогам, 1967) дополнительно используются методики опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву), пиктограмм, воспроизведения рассказов.

При исследовании мышления используются общеизвестные методики классификации исключения предметов простых и сложных, сравнения понятий, выделения существенных признаков, соотношения и толкования пословиц и фраз, заполнения пропущенных в тексте слов.

Помимо данных психологического исследования изучаются физиологические корреляты эмоциональных состояний, внешнее выражение эмоций – в движениях, голосе, вазомоторных сдвигах. Вегетативные реакции при эмоциях фиксируются измерением артериального давления, счетом пульса, исследованием дермографизма, общего и ладонного гипергидроза, гиперрефлексии, тремора век и пальцев рук в позе Ромберга и др. Мышечно-двигательные изменения исследуются наблюдением своеобразных нарушений моторики, выражающихся в общей мышечной скованности, нарушении координации движений, в треморе, в скованности позы. Исследование пульса и запись ЭКГ преследует цель – выявить наличие учащения пульсовых сокращений на высоте эмоционального напряжения (150-180 ударов в минуту), либо иногда их урежение, появление аритмий. Электроэнцефалографические корреляты эмоциональных состояний
сложны, однако, можно установить наличие или отсутствие характерных увеличений как высокочастотной, так и низкочастотной ритмики биопотенциалов коры головного мозга.

Поскольку основой четвертой подструктуры по К.К. Платонову (1970, 1975) являются биопсихические и типологические особенности личности и качества темперамента индивида, то для исследования при- меняются общеизвестные методы клинического сбора психоанамнеза, наблюдения и расспроса, – биопатографический метод (Б.Н. Бирман, 1957; Н.В. Левенков, 1962; К.М. Варшавский, 1973; Е.А. Климов, 1975 и Я. Стреляу, 1982 и др.).

Для установления преобладания сигнальных систем выявлялись повышенная впечатлительность, эмотивность, внушаемость, склонность к фантазиям, преобладанию образного, конкретного мышления, художественные наклонности – для художественного типа или, наоборот, наклонность к абстрактному, отвлеченному мышлению.

Сущность социометрических методик, заимствованных из работ Дж. Морено, заключается в сравнении макроструктурных, пространственных взаимоотношений с микроструктурными, скрытыми, внутренними взаимоотношениями.

Для изучения интерперсональных взаимоотношений предлагаются следующие вопросы (закрытое анкетирование):

  •  С кем бы Вы хотели пойти в кино, театр?
  • С кем бы Вы хотели быть в дружбе из членов коллектива?
  • С кем бы Вы хотели учиться в одной группе?
  • С кем бы Вы хотели вместе работать?

С помощью модификации метода Е.С. Кузьмина (1965), разработанной его учеником А. Самойловым (1965) устанавливается популярность членов группы (определяется количеством выбравших их лиц) и авторитетность (определяется количеством выборов по всем критериям). Чем больше совпадает шкала авторитетов по общности выборов в отношении отдыха и работы, тем, следовательно, более прочны и многосторонни взаимоотношения. Чем больше положительных выборов, тем гомфотернее, сплоченнее группа.

Для исследования психологических особенностей взаимоотношений членов группы, для изучения тенденции некоторых лиц к лидерству, коллективистических или аутистических тенденций применяется вариант межличностной психодиагностики Т. Лири и вариант MMPJ – миннесотского многопрофильного личностного теста (большой и малый набор стандартизованной методики исследования личности – СМИЛ в модификации Л.Н. Собчик, 1970).

Если перед психологом стоит задача выявить психофункциональные нарушения и психическую работоспособность в процессе психокоррекции, то с этой целью пользуются как общеизвестными экспе- риментально-психологическими методами регистрации высших кортикальных функций (№ 6, 7, 8, 9,), так и некоторыми оригинальными, предложенными А.Н. Шогамом (№ 1,2,3,4), Е.14. Игнатьевым (№ 5), Е.Р. Левиной (№ 10). Ввиду малоизвестности они излагаются нами несколько подробнее.

Проводятся следующие экспериментально-психологические исследования:

  • Исследование конструктивно-пальцевых действий.
  • Проба “многоточия”.
  • Исследование выработки условных гаптических рефлексов.
  • Сериальная динамометрия.
  • Исследование простейших компонентов воли.
  • Ассоциативный эксперимент.
  • Корректурная проба.
  • Исследование работоспособности.
  • Исследование состояния мнестических процессов.
  • Ассоциативно-эмотивный эксперимент.

Используются эти методики не случайно, так как они соответствуют основным требованиям, предъявляемым к современным методам функциональной диагностики:

  • Они доступны в любых клинических условиях: ибо не требуют специальной лабораторной обстановки и дорогостоящего оборудования, а потому могут быть применены любым врачом или практическим психологом для изучения психодинамики процесса личностной коррекции.
  • Они дают возможность исследовать кортикальные функции в динамике, во времени, с возможностью анализа кривой психической работоспособности.
  • Все эти методики включают в себя характерный для функциональной диагностики принцип рабочей нагрузки.
  • Они позволяют выяснить скрытые субклинические нарушения и компенсаторные возможности личности.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНО-ПАЛЬЦЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Разработанная А.Н. Шогамом и примененная им при некоторых органических поражениях ЦНС методика позволяет установить локальную акцентуацию патологического процесса. При психо-функциональных расстройствах конструктивно-пальцевая проба способна выявить искажения в согласованной работе обеих сигнальных систем, снижение активности внимания в силу астенизации, степень участия различных корковых анализаторов (зрительного, кожно-кинестетического, рече-слухового, акустически-моторного) в осуществлении задания, наличие эпицентров функционально-динамической напряженности “поломов”.

‘ Убедившись общеиавестным способом в отсутствии апраксии, пальцевой агнозии и ее афазических вариантов, а также в отсутствии нарушений ориентировки в правом-левом, можно приступить к исследованию конструктивно-пальцевых действий.

Испытуемый садится лицом к психологу. Обе руки он и исследуемый кладут на стол или на колени, если они сидят не за столом. Кисть в положении супинации, пальцы вытянуты. Психолог должен внимательно следить не только за рукой испытуемого, выполняющей задание, но и за второй рукой, чтобы фиксировать возможные синкинетические движения пальцев руки, не участвующих в выполнении задания. Исследование проводится по следующей схеме.

Первая проба: поочередная оппоненция большого папьиэ остальным четырем сначала правой, затем левой рукой. Испытуемый получает инструкцию: “Внимательно следите за моими руками и делайте точно так, как я: что я буду делать правой рукой, вы то же делайте правой, что я буду делать левой, то и вы делайте левой рукой”.

В этом задании речь идет об образовании “с места” простого динамического стереотипа пальцевых движений, в котором чередуются разные положительные раздражители.

Вторая проба: психолог касается большим пальцем кончиков среднего пальца и мизинцэ той же руки. Таким образом, здесь уже формируется более сложный стереотип, в котором указательный и безымянный пальцы играют роль отрицательных (не касаться), а средний и мизинец – положительных раздражителей.

Третья проба: (двойная переделка стереотипа) состоит из двух фрагментов. В первом фрагменте, так же, как и во второй пробе, нужно касаться среднего пальца и мизинца, и во втором фрагменте, следующим непосредственно за первым, нужно касаться указательного и безымянного, но не касаться среднего и мизинца. Таким образом, положительные раздражители первого фрагмента становятся отрицательными во втором фрагменте задания и наоборот.

Четвертая проба: действие по слепой инструкции. Испытуемому предлагают закрыть глаза, расслабить пальцы. Психолог производит пассивные движения оппоненции пальцев испытуемого и дает словесную инструкцию: “Делайте так, как я вам показал”. При этом пассивно противопоставляются (поочередно на обеих руках) большой палец безымянному, указательному и среднему. Затем испытуемый активно воспроизводит эти движения с закрытыми глазами.

Пятая проба: действия по словесной инструкции. Психолог ничего не подзывает, а лишь рассказывает испытуемому задание и следит за точностью выполнения пробы.

Шестая проба: (конкурентная наглядно-словесная инструкция) испытуемому предлагают следить за движением пальцев врача или психолога и выполнять наглядную инструкцию, игнорируя одновременную словесную. Задание формулируется следующим образом: “Делайте так, как я вам буду показывать руками, и не делайте так, как я вам буду говорить. Словами я буду вас сбивать”. Затем психолог производит оппонентные движения и одновременно сопровождает их словесными обозначениями, вначале адекватными, а затем неверными, сбивающими испытуемого. Так создаются конкурентные отношения между словесными и наглядными раздражителями.

Седьмая проба: (конкурентная словесно-наглядная инструкция). Примерная ее формулировка: “Внимательно следите за моими руками и слушайте, что я буду говорить. Делайте так, как я буду говорить
и не делайте так, как я буду показывать. Руками я буду вас сбивать”. В этой пробе конкурентные отношения прямо противоположны по своему значению предыдущей пробе. Доминанта перемещается в сферу действия словесных раздражителей. Грубые и стойкие, упорные ошибки свидетельствуют о нарушении взаимодействия между сигнальными системами.

Оценка производится по пятибальной системе для каждой руки отдельно: 5-безукоризненно четкий ответ, 4-точный, но недостаточный по темпу, 3 – правильный, но не четкий ответ, неуклюжие движения, 2 – неверный ответ, 1 – грубые, ошибочные ответы. В примечании даются описательные характеристики (синкинезии, хореатетоидные движения пальцев, персеверации и т.д.).

Проба многоточия. Проба дает возможность судить о корково-подкорковых взаимоотношениях, дает представление о подвижности нервных процессов, о состоянии аппаратов переключения.

Лист белой бумаги разделяется двумя горизонтальными и тремя вертикальными линиями на двенадцать клеток. Испытуемый должен ставить на бумаге с помощью карандаша средней мягкости по команде экспериментатора с максимальной быстротой точки, вначале в верхней клетке слева, а затем по команде “переход” переходить справа налево во вторую, третью и четвертую клетку верхнего, среднего и нижнего ряда клеток. Команда “переход” подается через каждые пять секунд. Опыт продолжается минуту. После окончания лист бумаги подвергается обработке. В каждой клетке подсчитываются
отдельно точки и отдельно запятые и тире. Получаются три цифры,
по которым составляется график из трех кривых:

  • кривая общего количества движений;
  • кривая точек;
  • кривая запятых и тире.

Точка требует очень четкой координации тонких движений руки, в частности, четкого переключения сгибательного и разгибательного движений кисти, четкого взаимодействия между корковыми фазноклоническими и подкорковыми фиксационно-тоническими компонентами движений (А.Н. Шогам). Недостаточность переключения и преобладание фиксационно-тонических компонентов сказывается как на темпе, так и на качестве выполнения задания. Проба многоточия может иметь существенное значение для функциональной диагностики, если учитывать:

  • Предельную скорость движений (нормой можно считать 25-30 знаков в 5 секунд, или 5-7 движений в одну секунду.
  • Характер общей кривой (волнообразная, пологая, нерегулярная, кривая компенсации и тренировки, кривая истощения).
  • Наличие или отсутствие реакции финиша, т.е. увеличения скорости в конце исследования.

Проба многоточия оценивается по пятибалльной системе. 5 – хорошая психомоторика, не менее 30 движений в секунду, наличие реакции финиша, 4 – средняя психомоторика, с числом движений не менее 25 в секунду, с наличием реакции финиша, 3 – психомоторика удовлетворительная, не менее 20 движений в секунду, нерегулярный тип кривой, 2 – грубое нарушение психомоторики, реакция финиша слабая или отсутствует, 1 – истощение поихомоторики, отсутствие реакции финиша.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ВЫРАБОТКИ УСЛОВНЫХ ГАПТИЧЕСКИХ РЕФЛЕКСОВ

Испытуемому предлагается сжать динамометр до пятого деления (10 кг) под контролем зрения. После трех таких инструктивных проб испытуемый получает задание сжать динамометр с такой же точно силой при закрытых глазах. Практически психически здоровые люди хорошо выполняют это задание и легко корректируют ошибки (недожал или пережал на 0.5-1,0 кг). Точные ответы здоровые люди дают в течение 5-7 сжатий при закрытых глазах. Результаты исследования условного гаптического рефлекса обозначаются буквенно: А – нормальная выработка рефлекса, Б – рефлекс с пережатием, В – рефлекс с недожатием.

СЕРИАЛЬНАЯ ДИНАМОМЕТРИЯ

В противоположность вышеописанной пробе, дающей возможность оценить состояние аппаратов выключения, с помощью сериальной динамометрии исследуется состояние включения аппаратов коркового динамогекеза. В позе стоя с вытянутыми в сторону руками испытуемый должен одновременно сжать два динамометра. После короткой паузы, необходимой для записи результатов и установления стрелки к нулевой черте шкалы, динамометры возвращаются испытуемому для повторного сжатия. Всего испытуемый должен десять раз сжать динамометр двумя руками. По результатам десятикратного сжатия составляется график: на абсциссе – десять проб-замеров, на ординате – шкала в килограммах. У практически здоровых людей наблюдается регулярная волнообразная кривая с медленным снижением показателей к концу исследования. Патологический тип кривой – с резким падением показателей или кривая растормаживания с повышением их в конце опыта.

Сериальная динамометрия оценивается по пятибалльной системе: 5 – волнообразная регулярная кривая, 4 – нерегулярная кривая, 3 – смешанный тип кривой, 2 – кривая растормаживания, 1 – кривая истощения.

Пробы с обычными ручными динамометрами позволяют судить о процессах утомления, тренировки, подвижности нервных процессов, типологических вариантах нормы, а также дают косвенное представление о простейших компонентах волевого акта.

Сложность исследования воли, связанной с интеллектом, эмоциями, мышечным напряжением, ограничивает возможность ее изучения с помощью одного метода. И проба многоточия, и сериальная динамометрия, и выработка условного гаптического рефлекса, и клиническая методика расспроса и наблюдения дают возможность составить представление об эмоционально-волевых процессах у обследуемых.

Описываемая ниже методика экспериментального изучения простейших компонентов может дополнить и расширить объем информации о состоянии психофизических механизмов воли.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОСТЕЙШИХ ПСИХОМОТОРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ВОЛИ

Психолог Е.И. Игнатьев (1960) обосновал положение о том, что моторная характеристика воли может быть исследована с помощью динамографа Лемана и измерена в секундах задержки группы мышц в состоянии стабильного напряжения. Субъективно испытуемым такое состояние переживается как состояние крайнего напряжения. Преодоление естественной тенденции мышцы вернуться в состояние расслабления можно считать условным показателем воли, выраженной в умении сознательно управлять мышцами своего тела. О волевом напряжении свидетельствует также внешний вид испытуемого – сдвинутые брови, стиснутые зубы, закушенная нижняя губа и т.п. Физиологическим механизмом, лежащим в основе такого психомоторного проявления волевого акта, является открытое И.М. Сеченовым ‘центральное торможение”. Так как динамограф Лемана в условиях практической работы психолога недоступен, мы предлагаем пользоваться реконструированным обычным динамометром. Кронштейн его запаивается, что обеспечивает возвращение пружины в исходное состояние при ослаблении сжатия. С помощью такого реверсивного динамометра и секундомера можно измерить в секундах волевую задержку способом, предложенным Е.И. Игнатьевым. Испытуемому предлагается произвести сначала правой рукой, потом ле вой максимальное сжатие динамометра (дается инструкция: “Сожмите как можно сильнее!”). В момент достижения наивысшего показателя мышечного усилия включается секундомер. Конечным моментом считается ослабление сжатия, превышающего 5 кг, считая от максимальной силы нажима. Е.И. Игнатьеву удалось доказать, что опускание пружины до 5 кг не влияет на силу напряжения и на время задержки. Записывается величина мышечного усилия в кг и показатель волевой задержки в секундах. Проводится минимум четыре измерения каждой рукой и из них брется наибольший показатель.

Волевая задержка не поддается упражнению и не зависит от возрастного фактора, но имеет разные показатели по полу: у лиц мужского пола минимальный показатель – не менее 8,5 секунды, у лиц женского пола – не менее 10,7 секунды (Е.И. Игнатьев, 1960).
Результаты исследования простейших компонентов воли обозначают буквенно: А – показатели в пределах нормы, Б – показатели больше нормы, В – показатели ниже нормы.

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Можно пользоваться схемой, принятой Киевской психоневрологической больницей им. И.П. Павлова (Я.П. Фрумкин, Г.Л. Воронков, 1962). Испытуемому предлагается двадцать пять слов-раздражителей, на которые он последовательно должен отвечать первым пришедшим в голову словом. Из числа двадцати слов, заранее подобраных, примерно 60% – конкретные понятия, остальные 40% – абстрактные. После каждого четвертого слова в протоколе оставлено место для внесения пяти слов-аффектогенных раздражителей, индивидуальных для каждого испытуемого. Нормальным латентным периодом считается 0,5-2,0 секунды (Б.В. Зейгарник, 1958). При расшифровке качества ответных реакций учитывается характер их (низшие и высшие речевые реакции), адекватность предъявляемому раздражителю, а также поведенческие реакции испытуемого.

КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА

Большое значение в клинике психофункциональных расстройств имеет исследование не только конструктивных действий, эмоциональной сферы, функционального состояния аппаратов динамогенеза, но и таких психологических качеств личности как память, работоспособность, внимание. Об остроте и объеме внимания можно судить по результатам корректурного эксперимента, а также пробы Рыбакова-Бернштейна.
Корректурная проба уже давно применялась в психологии труда (Бурдон) и в клинической практике (В.Я. Анфимов, Л.С. Гутман, А.Г. Иванов-Смоленский, С.Я. Рубинштейн, С.Р. Сагалова, Т.И. Тепеницы-
на и др.).

Мы пользуемся следующей модификацией метода Н.В. Левенкова (1962). Проба проводится в два последовательных этапа. Группе испытуемых предлагается на специальных бланках по команде экспериментатора как можно скорее вычеркивать букву “С°. По окончании задания отмечается индивидуальное для каждого испытуемого время, в течение которого сделана на одном бланке корректура. После двухминутного перерыва испытуемым вручаются такие же необработанные бланки и дается второе задание: вычеркивать как можно скорее все буквы “С”, но если после ‘С” стоит “Н”, то вычеркивать не надо. Засекается время выполнения второго задания.

Анализ корректурной пробы позволяет судить о качестве внимания, характере утомляемости, о типологических особенностях испытуемого и о состоянии основных нервных процессов (Н.В. Левенков).
Так, пропуск “С”, стоящей на 2-5 месте от предыдущего зачеркнутого “С”, трактуется как явление отрицательной индукции; пропуск “С”, стоящей на 2-5 месте после тормозной комбинации “СН” – как последовательное торможение; вычеркивание не только “С”, но и “е”- как обобщение раздражительного процесса; вычеркивание второй комбинации “СН” из двух рядом стоящих – как положительная индукция; зачеркивание тормозной комбинации ‘СН”, стоящей на 2-5 месте после вычеркнутого “С” -как иррадиация раздражительного процесса. Все остальные пропуски “С” могут расцениваться как явление внешнего торможения.

В норме скорость выполнения каждого задания – 5 минут, а количество ошибок не превышает 10.

Корректурная проба оценивается по пятибалльной системе: 5 – выполнение пробы не более чем за 5 минут с количеством ошибок до 10; 4- выполнение пробы в пределах 5 минут с количеством ошибок до 12-13; 3 – выполнение пробы более 5 минут с количеством ошибок в пределах 15; 2- выполнение проб более чем за 5 минут с количеством ошибок более 15:1- выполнение проб более чем за 5 минут с количеством ошибок больше 20.

О работоспособности, упражняемости и утомляемости, помимо корректурной пробы, можно судить по результатам счета по Крепелину (непрерывное сложение ряда однозначных цифр). Анализ результатов подсчета изображается в виде кривой, на которой отражается скорость работы и число ошибок. Работоспособность оценивается по пятибалльной системе: 5 – выполнение ряда из 50 столбцов за 1 минуту без ошибки; 4 – выполнение этого ряда за 1 минуту с единичными ошибками; 3 — выполнение этого ряда за 1,5 минуты с единичными ошибками; 2 – выполнение ряда более чем за 1,5 минуты с числом ошибок до 10; 1- выполнение ряда более чем за 2 минуты с большим количеством ошибок.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ И ПСИХИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Для исследования динамики мнестических процессов можно пользоваться модификацией метода Шогама-Лурии. Испытуемому надлежит прослушать и запомнить десять односложных слов и затем повторить те слова, которые запомнил испытуемый, учитывая латентный период, порядок и ошибки воспроизведения. Еще раз называются те же десять слов, а испытуемому предлагается повторить запомнившиеся слова. Проба повторяется 10 раз. Теоретически должно быть воспроизведено 10 слов 10 раз (100%), практически за норму принимаются вариации в пределах 65-90% воспроизведений.

Память оценивается по пятибалльной системе: 5 – воспроизведение 80-90% слов, 4 – воспроизведение 65-75% слов, 3 – воспроизведение 45-50-60% слов, 2 – воспроизведение менее 45% слов, 1 – воспроизведение менее 20% слов.

АССОЦИАТИВНО-ЭМОТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

В плане получения дополнительных анамнестических сведений, выявления личностной направленности, круга интересов, некоторых социальных установок применяется своеобразный вид ассоциативного эксперимента, основанный на связи запоминания с эмоциональным состоянием (Е.Р. Левина, 1966, 1968).
Проба проводится в два приема. Испытуемому дается инструкция: “Сейчас я прочту вам семь групп слов. В каждой группе по пять слов. Прочту один раз. Запоминать их не нужно. Но когда я прочту все семь групп, вы скажете, какая из них целиком запомнилась вам почему-то больше остальных*.

После того, как испытуемый назовет ту или иную группу (ее номер или 2-3 слова из группы), в соответствующей графе записывают номер группы и предлагается мотивировать выбор группы, что, по- возможности, дословно протоколируется. Затем осуществляется второй этап эксперимента.
Испытуемому дается инструкция: “А сейчас я буду читать каждую группу в отдельности. И в каждой группе вы выберите то слово, которое сегодня при вашем состоянии, при вашем настроении ближе всего. Не обязательно, чтобы это было самое приятное слово, важно, чтобы оно было для вас актуальным, значимым”.

В каждом случае предлагается мотивировать выбор и ответ протоколируется в соответствующей графе протокола.

Подбор группы осуществляется следующим образом: группы № 1 и 2 содержат большинство отвлеченных, абстрактных понятий, группы №4 и7- понятия, отрицательно эмоционального окрашенные, группа № 5 составлена из смешанных по эмоциональному воздействию слов, группы № 3 и6 включают слова, круг которых позволяет конкретизировать в ряде случаев психотравмирующие ситуации или связи.

Дополняет психодиагностические методики раздел клинико-диагностический. Изучаются следующие клинические характеристики (зависимые переменные):

  • симптоматологические – синдромы астенический, аффективный, обсессивно-фобический, ипохондрический, паранойяльный,истерический, вегетативно-психосоматический;
  • нозологические-утомление, переутомление (гиперфатигация), психогенные реакции (экзаменационный стресс и дезадаптивные состояния) и неврозы в пересмотре 9-й Международной классификации – неврастения, невроз страха и тревоги, депрессивный невроз, истерический невроз, психастения (как невроз развития), психопатии и психосоматические расстройства (язвенная гипертоническая болезни);
  • изучаются данные также катамнеза и регредиентная динамика невротических симптомов под влиянием психотерапии – т.н. “динамика выздоровления” – волнообразная, ступенчатая, критическая, веретенообразная (Н.В. Иванов, 1966; А.Л. Гройсман, 1969, 1971).

Для оценки эффективности личностной коррекции и пихотерапии используется клиническая шкала, разработанная в институте им. В.М. Бехтерева, содержащая следующую структуру критериев и их разрядов (подструктуры).

Критерий степени симптоматического улучшения:

  • симптоматика проявляется очень часто или характеризуется выраженной интенсивностью;
  • симптоматика проявляется довольно часто или характеризуется значительной интенсивностью;
  • симптоматика проявляется редко или характеризуется слабой интенсивностью:
  • симптоматика отсутствует.

Критерий степени осознания психологических механизмов болезни:

  • отсутствие понимания роли психотенных факторов в возникновении заболевания;
  • осознание взаимосвязи между симптомами болезни и неспецифическим нервно-психическим напряжением;
  • осознание взаимосвязи между симптомами болезни и конфликтной ситуацией, возникшей в связи с особенностями личности больного, без осознания и понимания условий формирования этих особенностей;
  • достижение понимания специфического содержательного или адаптивного характера симптомов, полного осознания роли собственных личностно-эмоциональных проблем в возникновении типичных для больного конфликтных ситуаций и понимания их генеза.

Критерий степени изменения нарушенных отношений личности:

  • отсутствие изменений;
  • изменение отношения к болезни и лечению;
  • изменение отношений больного лишь в сферах, относящихся к актуальной конфликтной ситуации без глубокого изменения нарушенных отношений личности;
  • изменение отношений больного во всех значимых сферах личности со значительной их перестройкой.

Критерий степени улучшения социального функционирования:

  • низкая степень удовлетворенности своим социальным функционированием;
  • умеренная степень удовлетворенности своим социальным функционированием;
  • значительная степень удовлетворенности своим социальным функционированием;
  • выраженная степень удовлетворенности своим социальным функционированием.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)