Психологическая служба в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях

Психологическая служба в данном разделе рассматривается в двух направлениях в соответствии с теми задачами, которые стоят перед психолога­ми разных учреждений: психолого-медико-педагогических консультаций (комис­сий) – ПМПК; различных центров (диагностических, лечебно-диагностико- консультативных); реабилитационных и дошкольных и школьных специальных образовательных учреждений.

Обследование детей, имеющих те или иные отклонения от нормального психического развития, – одна из основных задач диагностических консульта­ций и центров. Главная цель этих обследований – всестороннее изучение ребенка, опре­деление причин нарушения его психофизического развития, нахождение воз­можных путей его лечения и психолого-педагогической коррекции. В работе та­ких комиссий и центров важная роль принадлежит психологу.

Во избежание ошибок в заключениях обследования детей и разночтений необходимо придерживаться следующих общих положений психологической диагностики отклонений в развитии детей. Первое положение заключается в том, что психологическое обследование является необходимой составляющей частью комплексного медико-физиологи­ческого, психолого-педагогического и социального обследования.

Психологическому обследованию предшествует ознакомление (в беседе с матерью ребенка) со сведениями о том, как протекали беременность и роды, с анамнезом ребенка, социальным статусом семьи, взаимоотношениями членов семьи, воспитанием ребенка в семье или детском саду. Кроме того, выясняется, где и как воспитывался, обучался ребенок, полу­чал ли коррекционно-педагогическую помощь, если да, то какую.

Перед обследованием необходимо иметь заключение о состоянии сомати­ческого и физического статуса ребенка – общее клиническое (педиатра и терапевта), офтальмолога с полной характеристикой зрительных функций (острота зрения, диагноз, состояние глазного дна, цветовое зрение, глазодвига­тельные функции и др.), отоларинголога, психоневролога, аудиолога (не только субъективная аудиометрия, но и объективная – методом вызванных потенциа­лов).

Немаловажно иметь данные электроэнце-фалографического исследова­ния. После сбора разносторонней подробной информации о ребенке можно приступать к реализации второго положения психологического обследования – всесторонности обследования. Этот принцип включает в себя изучение психики ребенка, всех ее сторон – познавательных процессов, речи, эмоционально-во­левой сферы и личностных особенностей обследуемого.

Третье положение – учет возраста обследуемого ребенка, предполагае­мый уровень его развития. Форма и содержание предъявляемого для обследо­вания материала должны этому соответствовать в обязательном порядке.

В этих целях выделяется девять основных возрастных этапов при условии дополнительных подразделений внутри них, особенно для первого и второго года жизни. К ним относятся следующие этапы: первый год жизни; второй; третий–четвертый; пятый–шестой; седьмой–восьмой; девятый–одиннадцатый; двенадцатый–четырнадцатый; пятнадцатый–семнадцатый; восемнадцатый год жизни и более взрослый воз­раст. Четвертое положение заключается в том, что обследование должно проис­ходить в привычной для ребенка форме деятельности.

В первые два года жизни преобладает наблюдение за спонтанной двига­тельной активностью, вокальными и речевыми реакциями, действиями с пред­метами, взаимоотношениями со взрослыми. Кроме того, необходимо постепен­ное подключение психолога в предметные действия ребенка, в разные виды общения с ним. Обследование детей преддошкольного и трехлетнего возраста осуще­ствляется в плане конструктивной и графической деятельности, организуемой психологом в виде игры.

Необходимой частью данного обследования является и речевое общение. Для детей 4–5 лет при обследовании сохраняются те же основные виды деятельности. Но при этом возрастает строгость процесса обследования. Зада­ния, предлагаемые для выполнения ребенку взрослым, включают элементы делового общения взрослого с ребенком. Преобладание делового общения начинается с 6-летнего возраста с обя­зательным включением предметно-практической и игровой деятельности.

В форме заданий учебного характера проводится обследование детей 10- летнего возраста. Кроме того, предлагаются наглядные и графические задания. Пятое положение – подбор системы диагностических заданий для каждого возрастного этапа должен быть строго научно обоснован. В соответствии с этим для диагностики нужно использовать те задания, характер выполнения ко­торых соответствует определенной научной квалификации. Таким способом выявляются те стороны психической деятельности, которые необходимы для
правильного выполнения задания.

Основой шестого положения является доступность предлагаемых для вы­полнения заданий. Ребенку или подростку должны предъявляться такие зада­ния, которые могут быть выполнены правильно и успешно. В случае ошибочно­ го их выполнения следует предлагать задания, ориентированные на более ран­ний возраст. Аналогичным образом продолжать обследование до успешного выполнения заданий, после чего можно вернуться к более сложным вариантам тех заданий, которые в начале обследования были выполнены неверно. Такой способ предоставляет возможность выяснить причину неуспеха в на­чале обследования; временные ли это недостатки функционального состояния ребенка (подростка) или относительно низкий уровень его психического разви­тия.

Седьмое положение направлено на выяснение максимальных возможно­стей ребенка на день обследования, т.е. на определение зоны его ближайшего развития (по Л. С. Выготскому). В этих целях, во-первых, диагностический на­бор должен включать задания, имеющие общую направленность, но разные по степени сложности. Ребенку предлагаются задания по возрастающей степени сложности, и определяется, какие из них доступны для правильного самостоя­тельного решения, а какие нет. Во-вторых, необходимо предусмотреть заранее характер и виды помощи, которая может состоять в указаниях на неправиль­ность или неточность ответа или действия, в предложении посмотреть внима­тельно, подумать еще.

Далее помощь детализируется, может предлагаться в ходе выполнения задания. В этих случаях психолог привлекает внимание ре­бенка к неправильно понятой или неправильно выполненной части задания, предъявленного в словесной или наглядной форме. Для этого предлагается по­вторить или прочесть еще раз определенную часть условия задания; указывается на необходимое место объекта, чертежа и т.п. При неэффективности этих видов помощи психолог может показать правильное выполнение той части за­дания, которая ошибочно делалась ребенком, после чего просить его снова вы­полнить задание.

Для более действенного проникновения в механизм умственной и нагляд­но-практической деятельности следует использовать и такой вид помощи, суть которого состоит в том, что после неправильного выполнения задания (реше­ния задачи) предлагается аналогичное невыполненному, но более легкое. При неправильном его выполнении задание снова упрощается. После правильного решения задания последовательно предъявляются усложняющиеся варианты.

Результаты самостоятельных решений заданий разной степени сложности и действенность оказываемых видов помощи дают основание для характери­стики как уровня развития психических процессов у ребенка (подростка), так и предполагаемых способов формирования и совершенствования этих процес­сов в условиях коррекционного обучения и воспитания.

Для реализации положений психолого-диагностического обследования, изло­женных выше, необходимо соблюдать определенные условия его проведения. Как уже отмечалось ранее, психолог к началу обследования ребенка дол­жен иметь все необходимые сведения о нем (медико-клинико-физиологическо­го и социально-педагогического характера).

Психологу следует иметь все исследовательские средства – наборы диагностических методик с точными указаниями:

  •  для кого они предназначены;
  • исследуемых сторон психического развития;
  • процедуры взаимодействия взрослого и ребенка при выполнении каждой группы заданий;
  • предусматри­ваемых видов помощи в случаях затруднений и ошибок у ребенка;
  • способов обработки полученных результатов и допустимых вариантов оценочных суждений на их основе.

Немаловажным условием психологического обследования детей опреде­ленного возраста является наличие в арсенале методик для более младшего и более старшего возраста, кроме предназначенных для данного возраста, так как уровень развития обследуемого ребенка может оказаться много ниже или несколько выше ожидаемого в соответствии с его возрастом. При этом возмож­ны и варианты развития так называемого парадоксального характера,
при котором отмечается заметное запаздывание одних сторон психической деятельности при достаточно высоком уровне развития других.

Исходя из положения о всесторонности психологического обследования, необходимо в диагностическом наборе для детей 6–7 лет предусмотреть зада­ния, направленные на исследование восприятия, наглядно-образного и нагляд­но-действенного мышления, основ понятийного мышления, образной и словес­ной памяти и речи в различных ее функциях и видах, представлений об окружа­ющем, пространственной ориентировки, навыков мелкой моторики и владения элементарными математическими знаниями.

Организацию деятельности ребенка можно наблюдать при выполнении за­даний с предметами, их изображениями, сюжетными картинками. Волевые качества прослеживаются при преодолении трудностей во время выполнения все более усложняющихся заданий. Разные по форме и содержа­нию задания вызывают те или иные эмоциональные состояния у детей.

Особенности поведения и работоспособности обнаруживаются у детей во время полного обследования, продолжительность которого около одного часа с 5– Юминутньш перерывом.
Подобно описанному составляются задания для детей более младшего и

более старшего возраста с учетом их возрастных особенностей. Для старших – дополнительно включаются специальные задания на выявление интересов и склонностей, отношений к окружающему и самому себе и др., т.е. личностных особенностей обследуемого.

Психологическое обследование следует проводить в спокойной обстанов­ке, в отдельной комнате с минимальным количеством предметов, которые не должны иметь яркую окраску, отвлекать детей. Ребенок должен чувствовать доброжелательное к себе отношение.
Обследование начинается с легких заданий. Используются при необходи­мости предусмотренные виды помощи. Обследующий внимательно наблюдает за всеми действиями ребенка.

В обязательном порядке у психолога должен быть ассистент для ведения записи всего процесса обследования с регистрацией времени выполнения каж­дой группы заданий. Присутствие матери ребенка при его обследовании допускается. Однако исключается какое бы то ни было ее вмешательство в ход обследования. По окончании обследования обязательна беседа психолога с матерью.

Заключение на ребенка предполагается готовить в два этапа. На первом этапе психологом совместно с ассистентом производится обработка по предло­женной системе результатов выполнения всех заданий, проходит их обсужде­ние, делаются выводы об уровне развития познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, особенностях поведения ребенка и возможных причинах своеобразия в его психическом развитии, которые также решают во­прос о характере коррекционной помощи с указанием возможного учреждения.

После этого выводы сообщаются врачам и другим специалистам, обследо­авшим ребенка ранее, совместно определяется содержание заключения и оценивается весь комплекс результатов обследования ребенка. Второе направление психологической службы – это работа психолога в специальных дошкольных и школьных учреждениях.

Каждое дошкольное и школьное учреждение, УВК имеет свои особенности в зависимости от его контингента (дети с нарушениями слуха, зрения, с задерж­кой психического развития, умственно отсталые, с речевыми нарушениями и другими физическими и интеллектуальными ограничениями). Поэтому специ­фика задач, формы и методы работы психолога зависят от типа детского учре­ждения.

И все-таки главная задача психолога этих учреждений в отличие от задач психолога ПМПК и различных диагностических центров – психолого-педагоги­ческая коррекция тех или иных нарушений развития, вызванных недостатками физического или интеллектуального характера.

На этапе становления психологической службы в специальных учреждени­ях решение главной задачи потребует проведения психолого-диагностического обследования, так как у значительной части детей (может быть, и у всех) не имеется подробных заключений диагностических центров с указанием харак­тера коррекционной помощи. Обследование детей проводится при соблюдении положений и условий, описанных выше. Основное внимание следует обратить на общее состояние ребенка на мо­мент обследования, его физические и интеллектуальные недостатки.

Психолог, кроме того, должен знать особенности развития вверенного ему контингента детей, возрастные особенности в норме и патологии, закономерно­сти протекания психических процессов нормально развивающихся детей.

Весьма важно учитывать при диагностическом обследовании социальные условия воспитания ребенка: его семейную обстановку, социальный статус ро­дителей и т.п. Основная цель психолого-диагностического обследования – определение особенностей в развитии ребенка. После их установления психолог разрабаты­вает и совместно с дефектологом-методистом, специалистом определенного профиля (сурдопедагогом, тифлопедагогом, логопедом и др.), воспитателями, учителями и родителями реализует коррекционно-развивающие программы.

К великому сожалению, психолог не в состоянии провести диагностическое обследование всего коллектива детей и тем более составить с учетом индиви­дуальных возможностей и особенностей ребенка программы психолого-педаго­гической коррекции.

Приходится ограничиваться диагностированием интеллек­туальных и личностных особенностей тех детей, которые препятствуют нор­мальному протеканию воспитательного (в детских садах) и учебно-воспита­тельного (в школах) процесса, и проведением их коррекции совместно с педа­гогическим коллективом и родителями. Диагностико-коррекционную работу необходимо также проводить и с неуспевающими и недисциплинированными школьниками.
Психологу следует держать под постоянным контролем переходные, пере­ломные возрастные моменты в жизни детей дошкольного и школьного возраста.

Ему придется проводить и работу по устранению причин нарушений межличностных отношений детей с воспитателями, учителями, сверстниками, ро­дителями и другими людьми.
Одной из форм работы психолога является консультирование администра­ции учреждения, педагогического и родительского коллективов по психологиче­ским проблемам развития, обучения и воспитания детей, по развитию их вни­мания, восприятия, представлений, памяти и мышления, характера и т.п. с уче­том особенностей состояния их физических и психических функций.

К школьному психологу могут обращаться учащиеся по вопросам обуче­ния, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотно­шений со взрослыми и сверстниками.

Немаловажное значение в работе психолога имеет психологическое про­свещение – приобщение педагогического коллектива, родителей и учащихся к психологическим знаниям.
Психологическая служба в детских садах и школах не может рассматри­вать отдельно диагностику, коррекцию или развитие. Они существуют в дея­тельности психологов как единый по своей сути вид работы – диагностико-кор­рекционный или диагностико-развивающий.

Диагностическая работа психолога должна начинаться в детском саду. С этой целью необходимо вести учет детей, имеющих недостатки физического и умственного развития, как можно с более раннего возраста, в крайнем случае – с пятилетнего возраста, для того чтобы иметь возможности принять необходи­мые меры для развития и подготовки к школьному обучению. С этой целью проводится полное диагностическое обследование с учетом описанных выше положений, составляется коррекционная программа, которая реализуется с

участием родителей, если ребенок не посещает детский сад. При обследова­нии, проводимом через год, выясняется успешность продвижения ребенка, и при достижении им доста­ точного уровня развития для начала школьного обучения его зачисляют в I класс. Если же ребенок в результате повторного обследования оказывается не­готовым к школьному обучению, то ему еще на год продлевается подготови­тельный период. В таком случае составляется новая программа психолого-пе­дагогической коррекции с учетом выполнения первой, намечаются особые пе­дагогические меры, способствующие дальнейшему развитию ребенка.

Начав работу с детьми дошкольного возраста, психолог берет под контроль период поступления ребенка в школу, во время которого должна произойти смена ведущих видов деятельности – игры на учебу. Своевременная оценка психологической готовности детей к обучению в школе является одним из основных средств профилактики возможных последующих трудностей в обу­чении.

Следует твердо помнить, что психодиагностика – это выяснение психиче­ских особенностей детей с целью своевременной коррекции, а не ранжирова­ния их по тем или иным психологическим или психофизическим признакам.

Рекомендации, которые предлагаются школьными психологами в рамках психокоррекционной и консультативной работы учителям, воспитателям, са­мим детям, должны быть конкретными и понятными.

На этапе становления школьной психологической службы в специальных образовательных учреждениях ее основная цель, как и в массовых школах, за­ключается в наиболее полном раскрытии индивидуальных возможностей (ин­теллектуальных, эмоциональных и др.) каждого учащегося, что способствует прочному овладению знаниями, улучшению подготовки учащихся к активной самостоятельности в жизни, к адаптации в обществе. Это конечная цель, цель на перспективу. Для ее реализации психологу придется решать многие задачи, преодолевать повседневные трудности, возникающие в процессе обучения и воспитания детей с нарушением зрения.

Конкретизируем содержание работы психолога в специальных образова­тельных учреждениях на примере его деятельности в школе для детей с недо­статками зрения. Два направления деятельности школьного тифлопсихолога сосуществуют в неразрывном взаимодействии. Работа на конечную цель начинается со зна­комства с ребенком при определении его готовности к школе. Заканчивается она формированием готовности ученика к жизни, к жизненному самоопределе­нию, адаптации в обществе. Реализуя эту главную цель на протяжении всего школьного обучения и воспитания детей, психолог оказывает помощь не только детям, но и учителям, воспитателям и родителям.

Наряду с работой на конечную (перспективную) цель тифло-психолог ре­шает многие повседневные задачи:

  • после определения психологической готовности детей к школьному обу­чению составляет совместно с учителем, офтальмологом и дефектологом-ме­тодистом программу индивидуальной работы с детьми с целью формирования и развития их познавательной деятельности, лучшей адаптации к школе;
  • помогает в реализации программы педагогическому коллективу;
    разрабатывает и осуществляет совместно с учителями, дефектологом- методистом и родителями развивающие программы с учетом индивидуальных возможностей и особенностей учащихся и тех задач их развития, которые соот­ветствуют каждому возрастному этапу;
  • держит под постоянным контролем детей (особенно имеющих прогресси­рующие заболевания органа зрения) в переходные, переломные моменты в жизни школьников;
  • диагностирует интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности учащихся, которые препятствуют нормальному протеканию учеб­но-воспитательного процесса, осуществляет их коррекцию совместно с педаго­гическими и родительскими коллективами;
  • проводит диагностико-коррекционную работу с неуспевающими и недисциплинированными школьниками;
  • выявляет и устраняет психологические причины нарушений межличност­ных отношений учащихся с учителем, воспитателем, со сверстниками, родите­лями и другими людьми;
  • консультирует администрацию школы, педагогической и родительский коллективы по психологическим проблемам развития, обучения и воспитания детей, имеющих нарушение зрения, дает рекомендации по развитию их внима­ния, восприятия, представлений, памяти, мышления, характера и т.д. с учетом особенностей их зрения;
  • проводит индивидуальное и групповое консультирование школьников по вопросам обучения, развития, по проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
  • осуществляет постоянную профориентационную работу с учащимися (выявляет и развивает их способности, интересы, формирует адекватные самооценки, ценностные ориентации, жизненные перспективы и др.), которая должна подвести их к профессиональному самоопределению, к осознанному, самосто­ятельному выбору будущей профессии, сферы профессиональной деятельно­сти с учетом зрительных возможностей.

Из перечисленного (далеко не полного) круга задач, которые предстоит ре­шать школьному психологу, видно, что только постоянные профессиональные наблюдения за детьми в тесном контакте с дефектологом-методистом и оф­тальмологом, глубокие знания особенностей развития детей с нарушением зре­ния, семейной и школьной среды, в которой находится ребенок, возможность длительного контакта с ним, проведение неоднократных (когда это необходи­мо) обследований одного и того же ребенка, контроль и изучение результатов собственных рекомендаций сделают работу практического психолога эффек­тивной.
Каждая школа, каждое детское учреждение имеет свои особенности, кото­ рые в той или иной мере влияют на развитие детей. Поэтому специфика задач и формы работы школьного психолога зависят от типа детского учреждения.

В специальных школах (они в основном интернатного типа) психолог дол­жен решать еще одну задачу – вести курс «Этика и психология семейной жизни». Психолог, хорошо зная учащихся, может помочь им разобраться в их нередко противоречивых чувствах, способствовать воспитанию культуры и тонкости эмоциональных переживаний. Кроме того, психолог содействует созданию благоприятного общего климата в школе, касающегося сложных проблем взаи­моотношения полов, понимания того, что у девочек и мальчиков, девушек и юношей не только могут, но и должны возникать определенные отношения друг к другу, чувство симпатии, дружба, влюбленность. Об этом часто забывают как в семье, так и в школе.

Психологу свою деятельность необходимо начинать с того, что он лучше всего знает и умеет делать. Торопиться показать свои способности не следует. Надо помнить, что пришел в школу работать надолго, и важно сразу сформиро­вать у коллектива установку на то, что психолог не все сразу может решить, он не волшебник. Развитие психических процессов, так же как и их коррекция, за­нимает длительное время, и результаты видны не сразу. Для решения психологических проблем требуется в каждом отдельном случае разное время. Оно может варьировать от нескольких минут до нескольких месяцев в зависимости от степени их сложности.

В первый период своей работы психолог должен адаптироваться к школе, а школа к нему. В это время он проводит беседы с администрацией школы, пе­дагогическим коллективом, учащимися, их родителями, окулистом-офтальмо­ логом, дефектологом-методистом, который должен быть первым и главным по­мощником психолога, врачом-педиатром или терапевтом (в зависимости от их наличия в школе); посещает уроки заседания педсоветов, родительские собра­ния.

Следует при этом обратить особое внимание на состояние зрения, слуха у детей, их зрительное восприятие, завести для себя карту обследования на каж­дого ученика, и прежде всего на учащихся младших классов. На собраниях, в беседах необходимо знакомить учителей, учащихся и их родителей с задачами и методами работы школьного психолога (в общей форме).

Психолог в школе – явление новое, поэтому признание педагогическим, ро­дительским и детским коллективами придет не сразу. От тифлопсихолога по­требуется терпение, спокойный, благожелательный, тактичный тон, выдержи­ваемый во всем поведении. Психолог приходит в школу как специалист в области психологии детей с данной патологией. Кроме того, он владеет знаниями по детской, педагогиче­ской и социальной психологии. Эффективность его работы будет зависеть от того, насколько он может обеспечить основные психологические условия, способствующие развитию учащихся.

Известно, что контингент детей, обучающихся в специальных школах, характеризуется значительной неоднородностью не только по состоянию зрения, слуха и т.д., но и по уровню сформированное психических процессов и лич­ностных качеств. Кроме того, у них нередко отмечаются сопутствующие забо­левания, среди которых широко распространены нарушения речедвигательной сферы, соматические заболевания. Нарушение зрения нередко сопровождает­ся задержкой психического развития, психофизическим инфантилизмом, иногда грубыми нарушениями интеллектуального развития, нервно-психическими от­клонениями.

Выявить индивидуальные возможности каждого ученика, с тем чтобы комплектовать с учетом этих возможностей вспомогательные классы, классы риска или выравнивания, возможно при условии систематического и разносто­роннего изучения личности ребенка, а также вторичных отклонений, возникших вследствие сенсорного дефекта. Особые условия необходимы при профилактике отклонений в психическом развитии учащихся с нарушением зрения.

Детей нужно изучать главным образом в процессе их повседневной деятельности, т.е. изучать, воспитывая и обучая их, с тем чтобы воспитывать и обучать, изучая их, – таков наиболее плодотворный путь познания психологии детей.

В распоряжении школьного психолога имеются разнообразные психодиа­гностические методы, но они не всегда могут заменить длительное наблюде­ние за поведением школьника в естественных условиях его повседневной жиз­ни и деятельности. Возможность же осуществлять такое наблюдение имеется только у учителя, воспитателя и родителей.

В осуществлении коррекционно- воспитательной работы учителю тоже принадлежит решающая роль. Школьный психолог на основе поставленного психолого-педагогического диагноза определяет характер и общее содержание такой работы. А реализуют коррек­ционную работу в основном педагоги и родители.

Однако и при такой постановке работы дефицит времени заставит школь­ного психолога ограничить сферу своей деятельности главным образом оказа­нием помощи трудным ученикам. На самом же деле в психологической помощи нуждаются практически все школьники. В числе проблем – развитие познава­тельной деятельности, учебных способностей, преодоление трудностей в уче­бе, в межличностной коммуникации, помощь в профессиональном самоопреде­лении.

Наконец, нельзя забывать и о необходимости оперативно оценивать ре­зультаты дидактических и воспитательных воздействий. Возможность такой оценки дает прежде всего работа над учебными ошибками школьников.

Все это подводит к выводу, что школьную психологическую службу нельзя представлять себе как деятельность одного лишь школьного психолога. Конеч­но, он будет главной, направляющей фигурой этой службы. Но не единствен­ной. В работе психолога обязательно должен принимать самое активное уча­стие весь педагогический коллектив. Весьма важно иметь и ближайшего по­мощника в лице дефектолога-методиста.

Функционирование психологической службы необходимо рассматривать, кроме того, и как процесс своеобразной психологизации всего педагогического персонала школы. Психолог в школе – полпред психологической науки вообще и тифлопсихологии в частности в педагогическом коллективе.

В соответствии с целями и задачами, стоящими перед школьной психоло­гической службой, можно выделить следующие основные виды работы тифло­ психолога:

  • психодиагностика, заключающаяся в углубленном обследовании познава­тельного и личностного развития детей с нарушением зрения;
  • психокоррекция, направленная на устранение отклонений в познаватель­ном и личностном развитии детей, имеющих нарушение зрения;
  • психологическое консультирование – помощь в решении неотложных проблем, с которыми приходят к психологу учителя, воспитатели, родители и учащиеся;
  • психологическое просвещение – приобщение педагогического коллекти­ва, родителей и учащихся к психологическим знаниям.

В зависимости от конкретных ситуаций, от той проблемы, которую решает психолог, каждый из названных видов работы на данный момент может быть основным. Рассмотрим содержание каждого из видов деятельности тифлопсихолога. Психодиагностика детей с нарушением зрения подчинена главной задаче – разработке рекомендаций по коррекции развития познавательной сферы и лич­ ности детей с нарушением зрения.

Эта деятельность не является самоцелью. Данные психодиагностики необ­ходимы:

  • для обеспечения контроля за динамикой и коррекцией психического развития детей, которая должна начинаться как можно раньше;
  • для определения дальнейшей программы работы с ребенком в целях создания оптималных условий, способствующих продвижению как слабых, так и сильных учащих­ся на более высокий уровень;
  • для установления направления продуктивного развития учащихся, обнаруживающих особые способности;
  • для проверки эф­ фективности проводимой психологом психопрофилактической работы;
  • для выбора более актуальной для данной школы тематики психологического просвещения; и т.д.

Напомним, что перед началом выявления психолого-педагогической готов­ности ребенка к школьному обучению психолог обязан подробно ознакомиться с результатами комплексного медицинского обследования ребенка (офтальмо­ логического, соматического, психоневрологического, сурдологического), изу­чить анамнестические данные, социальный статус семьи и др.

Психолого-диагностическое обследование детей на выявление их готовно­сти к обучению в школе проводится по следующим параметрам: общее интел­лектуальное и речевое развитие, особенности игровой деятельности, развитие двигательной сферы, определение ведущей сенсорной основы обучения ре­бенка, возможности произвольного поведения, выраженность познавательных интересов, особенности воображения, умение общаться со сверстниками и взрослыми, стремление к лидерству, преобладающий эмоциональный фон, наличие физических недостатков и болезней (кроме основного заболевания орга­нов зрения). Результаты такого обследования послужат основанием для заклю­чения о познавательных и личностных особенностях ребенка, его готовности к обучению.

Выяснение состояния психических процессов, определение основной, ве­дущей сенсорной основы обучения у детей с нарушением зрения не ограничи­вается только их дошкольным возрастом, т. е. обследованием их готовности к обучению в школе. К психологу могут обращаться учителя, воспитатели, роди­тели или сами учащиеся с проблемами, которые они сами не могут решить и для решения которых требуется помощь со стороны психолога.

Следователь­но, к тифлопсихологу поступают запросы самого разного плана, касающиеся, например, выяснения причин нежелания некоторых учеников учиться, причин неуспеваемости по каким-то предметам, проявлений различных комплексов, неуверенности в себе, трудностей в поведении, во взаимоотношениях с други­ми и т.п. Наряду с выяснением причин от психолога требуется и составление программ по преодолению обнаруженных трудностей. Процедура диагностико- коррекционной деятельности школьного психолога не только сложна и объем­на, но и ответственна.

Психодиагностика в специальной школе подчинена главной задаче – раз­работке рекомендаций по коррекции недостатков психического развития детей, имеющих те или иные нарушения зрения, по созданию социальной готовности и системы специфических знаний и умений, необходимых для вхождения в мир зрячих.

С учетом концептуальных положений организации психологической служ­бы в школах и задач психодиагностики предлагается определенная последова­тельность ее осуществления:

  • изучение практического запроса;
  • формулировка психологической проблемы на основе всей имеющейся информации о ребенке, который должен подвергаться психологическому об­следованию (анамнез, специальные, медицинские заключения с указанием структуры дефекта, результатами клинического, электрофизиологического, пе­диатрического, неврологического, генетического обследования; сведения об успеваемости и поведении в школе, о социальных и воспитательных условиях в семье и т.п.);
  • выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений;
  • выбор методов исследования;
  • их использование;
  • формулировка заключения с обязательным прогнозом дальнейшего раз­вития ребенка в двух направлениях – при проведении своевременной коррек­ционной работы и без нее;
  • разработка программы, рекомендаций психокоррекционной или разви­вающей работы;
  • осуществление программы, рекомендаций;
  • контроль за выполнением программы.

Центральное место в психодиагностике занимает психологический диа­гноз, который не только отражает результаты психологического обследования, но и предполагает соотнесение их с состоянием зрительных возможностей ре­бенка, с его возрастными, социальными особенностями, учет зоны ближайшего развития.

Диагноз должен основываться на критическом и осторожном истолковании данных, полученных при обследовании и из других источников. Важно, во-пер­вых, правильно выделить психологическую проблему, точно поставив вопрос; во-вторых, получить необходимую информацию от врачей, родителей, учителей, воспитателей, детей; в-третьих, проанализировать полученную инфор­мацию; в-четвертых, сформулировать вывод, который должен иметь практиче­скую цель, а также содержать анализ единичного случая.
Следует помнить о психологической этике и поэтому тщательно продумы­вать, кому и в какой форме можно сообщать о диагнозе и прогнозе психическо­го и личностного развития ребенка.

Психокоррекция и работа по развитию способностей включает в себя, во-первых, реализацию психолого-педагогической программы по исправлению недостатков в развитии психических процессов и личностных качеств детей (учащихся), имеющих неполноценное зрение, и, во-вторых, реализацию программы развития выявленных у них способностей.
Рекомендации, которые предлагаются школьным психологом учителям, воспитателям, родителям, самим детям, должны быть конкретными и понятны­ми для них.

Психологическая профилактическая работа – это вид деятельности школьного психолога, в настоящее время еще малоразработанный, хотя по значимости она должна занимать не последнее место. Здесь следует отметить основную сложность этой работы (из практики психологической службы в массовой школе) – неготовность педагогического коллектива и родителей к по­ниманию ее значимости и необходимости.

Поэтому в психопрофилактике ини­циатива должна исходить полностью от самого психолога, который на основе своих знаний, наблюдений предполагает, что можно изменить, о чем можно предупредить, чтобы создать благоприятные условия для обучения и воспитания учащихся, имеющих нарушение зрения.

Здесь он хозяин положения, в обя­занности которого входят:

  • контроль за соблюдением в школе психологических условий учебно-вос­питательного процесса, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности учащихся, имеющих недостатки развития на каждом возрастном этапе (предупреждение психологической, учебной перегрузки, неадекватной самооценки учащихся, повышения тревожности и т.д.);
  • создание благоприятного психологического климата в школе (за счет до­брожелательных отношений в педагогическом коллективе, доброжелательности педагогов с учащимися, родителей с детьми, учащихся между собой);
  • предупреждение о возникновении возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

Переходные периоды являются наиболее ответственными этапами возрастного развития, на кото­рых, как отмечал Л.С.Выготский, дети становятся трудновоспитуемыми в связи с тем, что изменение педагогической системы, применяемой к ним, не поспева­ет за быстрыми изменениями их личности.

Поэтому к началу нового периода у детей должны быть сформулированы все основные психологические характе­ристики, свойственные возрасту предшествующего периода. Особое внимание психологу необходимо обратить на период поступления детей в школу, когда происходит наиболее резкая смена основных видов деятельности.

Не менее важным является и другой возрастной этап – переход из началь­ной школы в среднюю, когда от одного учителя дети попадают к нескольким, с разными требованиями, усложняется содержание учебного материала, требу­ется большая самостоятельность и т.д.
Этот период считается сензитивным для развития специальных способно­ стей и самосознания школьников.

Сложные проблемы жизненного самоопределения возникают у учащихся старших классов – в поисках правильного жизненного пути, в выборе профес­ сии и т.д.

Критические точки – смены возрастных периодов – тифло-психологу посто­янно придется держать в поле зрения и вокруг них строить основную профилак­тическую работу.
Охватить во всех аспектах эти проблемы одному психологу не под силу даже при условии систематической помощи со стороны методиста-дефектоло­ га. К решению этих проблем, а главное – их предупреждению, следует привле­кать не только педагогический коллектив, но и родителей.

Одним из перспективных средств профилактической работы школьного психолога может быть создание школьного психолого-педагогического консили­ума, сосредоточение его усилий на коллективных обсуждениях мнений учителей класса об учащихся. Главное внимание при этом следует обратить на коллективную разработку программы индивидуального подхода к ученикам и классу в целом.

Основная задача психолога в педагогическом консилиуме – оказать помощь педагогическому коллективу, с разных сторон оценить особенности психического развития учащегося с учетом его зрительных возможностей, основных личностных качеств, отметить сложность и неоднозначность проявлений его поведения, отношений, особенности познавательных и других интересов, эмоционального настроя. Главное при этом – указать оптимистическую перспективу его дальнейшего развития и наметить реальную программу работы с ним.

Готовясь к проведению консилиума, тифлопсихолог планирует решить следующие задачи:

  • охарактеризовать ученика с разных сторон, подчеркнуть в обязательном порядке его положительные, сильные стороны. Основываясь на данных психо­ диагностики, наблюдений, бесед, предъявить доказательные гипотезы о причи­ нах происхождения и существования познавательных и личностных проблем его развития;
  • довести до понимания каждого учителя, воспитателя все то, что сообщает психолог об ученике;
  • достичь понимания всем педагогическим коллективом сути психологических и личностных проблем каждого ученика школы.

При выполнении всех этих задач психолого-педагогический консилиум по­может развитию не только учащихся, но и учителей, и воспитателей. Психологическое консультирование является существенным направлени­ ем работы школьного психолога. Консультации проводятся как для учителей, воспитателей, так и для родителей и учащихся. В зависимости от проблем они могут быть индивидуальными и групповыми.

Психологическое консультирова­ние по своим задачам сходно с психопрофилактической работой, но между ними есть и существенное различие: в отличие от психопрофилактики, которая предупреждает возникновение проблемы, психологическое консультирование происходит по поводу уже возникшей проблемы. Задача психолога – оказать помощь в ее решении.

Трудность в этом случае заключается в определении истинной проблемы и установлении причин, породивших ее. Психолог уточняет наличие проблемы, осмысляет ее и находит средства для ее решения. Психологический смысл консультации заключается в такой помощи обратившемуся, которая дает ему самому возможность решить возникшую проблему, накопить опыт для решения аналогичных проблем и в будущем.

Таким образом, консультация – один из важнейших видов работы школьного психолога. Специфика психологического консультирования состоит в том, что во время его проведения рассматриваются вопросы, относящиеся к реше­нию главной задачи психологической службы в школе, – максимально содей­твовать познавательному и личностному развитию каждого ученика. Админи­страция школы, учителя, воспитатели, родители, другие люди получают консультации только в случаях, относящихся к ребенку-школьнику. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами учащихся, а не отдельно от них.

Психологическое просвещение тесно связано как с психопрофилактикой, так и с психологическим консультированием. В психологическом просвещении в значительной степени нуждаются учителя, воспитатели, родители и учащиеся, у которых существует огромный дефицит психологических знаний и навы­ков.

В процессе психологического просвещения тифлопсихологу необходимо:

  • знакомить учителей, воспитателей и родителей с основами детской, педагогической и специальной психологии, с исследованиями по тифлопсихологии; учащихся – с основами самовоспитания;
  • популяризировать результаты новейших психологических и тифлопсихологических исследований;
  • формировать потребность в психологических знаниях, желание использо­вать их в работе с детьми или в интересах собственного развития.

Форма работы может быть разной – лекции, беседы, семинары, выставки и т.п. Следует отметить, что всю эту работу необязательно проводить школьному психологу лично. Можно приглашать специалистов.

Важно, чтобы содержание всех этих форм работы наглядно показывало непосредственное отношение психологических знаний к решению конкретных проблем обучения и воспитания учащихся данной школы. Рассмотренные выше виды работ школьного психолога на практике суще­ствуют только в единстве и взаимосвязи.

Таким образом, специфика работы тифлопсихолога в школах для детей с недостатками зрения состоит:

  • в комплексном глубоко профессиональном изучении школьников на основе медицинских данных, характеризующих первичные нарушения здоровья детей;
  • в выявлении психологической готовности детей к обучению при приеме в школу;
  • в определении индивидуальных возможностей каждого ученика, в соответствии с которыми проводится комплектование классов;
  • в определении сенсорной основы обучения ребенка;
  • в профилактике отклонений психического развития учащихся, предупреждающей появление и углубление вторичных дефектов;
  • в формировании социальной готовности и зрелости, в создании системы специфических знаний и умений, необходимых для вхождения в мир зрячих;
  • в преодолении комплексов и переживаний, связанных с дефектом;
  • в помощи учащимся в поисках выбора правильного жизненного пути и в формировании уровня притязаний, соответствующего возможностям;
  • в разработке и адаптации тестов для психолого-педагогического обследования детей с нарушением зрения;
  • в психологическом просвещении и помощи педагогическому коллективу и родителям, а также самим учащимся.

Эффективность работы школьного психолога определяется прежде всего мерой обеспечения основных психологических условий, способствующих раз витию учащихся. К таким условиям относятся:

  • коррекция отклонений в психическом и личностном развитии детей;
    оптимальная по возможности реализация в работе педагогического кол­лектива с учащимися возрастных возможностей и резервов развития (сензитив­ности того или иного возрастного периода, зоны ближайшего развития и др.);
  • развитие в учебно-коррекционно-воспитательном процессе индивиду­альных особенностей учащихся внутри каждого возрастного периода: интере­сов, склонностей, способностей, самосознания (самооценка, половое сознание и пр.), направленности, ценностной ориентации, жизненных планов;
  •  организация в школе благоприятного психологического климата, прояв­ляющегося лучше всего в продуктивном общении, взаимодействии ребенка и взрослых (учителя, воспитатели, родители и др.), ребенка и детского коллекти­ва, ближайшего окружения сверстников.

Выбор методов и методик обследования является одной из ответственных и сложных частей диагностико-коррекционной работы психолога. Специальный ма­териал для психологического обследования детей, имеющих те или иные недо­статки развития, разработан еще недостаточно. Психологу самому придется выби­рать из известных стандартных методик нужные ему, учитывая при этом разнооб­разие особенностей развития детей в условиях, например, отсутствия зрительной информации (при полной потере зрения) или ее неполноценности (при частичной потере зрения), т.е. в условиях зрительной недостаточности.

Поэтому наглядно-образный материал для обследования детей с наруше­нием зрения необходимо адаптировать, учитывая особенности зрительного восприятия слабовидящих детей. Изображения предметов на рисунках должны быть четкими, без лишних деталей, в основных тонах, без светотеней, разме­ром не менее 90 х 100 мм. Контраст изображений должен находиться в преде­лах до 60–80 % для большинства слабовидящих.

Исключение составляют дети, имеющие тяжелые заболевания органа зрения (центральная дистрофия сетчатки, частичная атрофия зрительного нерва), для которых предпочтительнее давать изображения с отрицательным контрастом – темные фигуры на светлом фоне. При обследовании слепых детей наглядный материал предъявляется в виде рельефных изображений предметов, муляжей, макетов. Такой наглядный материал в большем или меньшем количестве имеется в школах для слепых детей.

Карточки с математическим, грамматическим и другим материалом для слабовидящих детей должны быть выполнены увеличенным шрифтом, контрастно и четко. Материал для слепых должен быть выполнен по Брайлю.

Вербальный (словесный) материал для обследования может предъявляться без адаптации. При выборе методов обследования следует иметь в виду, что только разнообразие методов может дать нам в той мере полную и точную картину индивидуальных особенностей детей, в какой это необходимо для выявления их психологических особенностей, для составления программы коррекции и развития.

Помимо всестороннего и глубокого обследования детей (школьников), имеющих нарушения развития, психологу в ряде случаев требуется в данный момент получить некоторую информацию о ребенке (по запросу или по личной инициативе). Для этого можно использовать экспресс-методики, так называе­мые скрининговые пробы, которые не требуют громоздкой процедуры обра­ботки данных. Экспресс-методики в большой степени основаны на качествен­ном анализе высказываний и продуктов деятельности, способов выполнения различного вида заданий.

Психологу не следует забывать, что для более глубокого, полного и точного определения причин того или иного психического явления или отклонения в протекании процесса он должен уметь соединить воедино собственные впечат­ления при обследовании ребенка с полученным в результате тестовых и других методик заключением.

Как отмечал Л.С.Выготский (1983), установление при­чин, симптомов автоматически никогда не приводит к диагнозу, и исследователь никогда не должен допускать экономию времени за счет размышлений, за счет творческого истолкования симптомов. Вся профессиональная деятельность психолога должна проводиться в со­ответствии с главным этическим принципом «Не навреди!».

Цели, задачи и содержание работы психолога-педагога в специальных коррекционных школах определяются концептуальными положениями, ее органи­зацией в соответствии со спецификой школы, а также имеющимися теоретическими и методическими подходами психологической службы в школах общего назначения и их практической реализацией на протяжении последних десяти лет.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)