Просвещение в первой половине XIX века

В 1802 году было учреждено министерство народного просвещения. Всей системой образования ведало Главное управление училищ, созданное в 1803 г. В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений.

Новые принципы в системе образования: бессословность учебных заведений, бесплатность обучения на низших его ступенях, преемственность учебных программ.

Предварительными правилами 1803 г. все учебные заведения были разделены на 4 разряда:

  1. Одноклассные приходские училища, заменившие малые народные училища.
  2. 3/4-классные уездные училища, которые должны были быть в каждом уездном городе.
  3. 7-летние губернские училища, или гимназии (бывшие главные народные училища) в губернских городах.
  4. Университеты.

К началу XIX в. общеобразовательная школа была представлена двухклассными и четырехклассными народными училищами. Все они находились исключительно в городах. Существовали всего три общеобразовательные гимназии – в Москве, Петербурге и Казани.

Действовали также и специальные учебные заведения: солдатские школы, для дворян – кадетские и шляхетские корпуса, для детей духовенства – различного типа духовные училища и семинарии. Высшими учебными заведениями были Московский университет, Горный институт в Петербурге, Московская, Петербургская и Киевская духовные академии.

Потребности экономического развития страны и увеличивавшегося аппарата управления поставили задачу расширения сети как общеобразовательных, так и специальных учебных заведений. В 1802 г. основан Дерптский, в 1803 г. на базе Главной Виленской гимназии Виленский, в 1804-1805 гг. на базе гимназий – Казанский и Харьковский университеты. Основанный в 1804 г. Петербургский педагогический институт в 1819 г. преобразован в университет.

При Николае I был учрежден в Петербурге новый Педагогический институт. В начале XIX в. возникли привилегированные средние учебные заведения гуманитарного направления – лицеи: в 1803 г. Демидовский в Ярославле, в 1811 г. Царскосельский (при Николае I переведен в Петербург и назван Александровским), в 1817 г. Ришельевский в Одессе и в 1820 г. Нежинский (в г. Нежине Черниговской губернии).

При Николае I проведена реорганизация и расширение сети низших и средних учебных заведений, учреждение новых университетов, технических училищ и институтов. Вначале при недостатке преподавательских кадров в университеты приглашались иностранные ученые, преимущественно профессора из немецких университетов. Большинство их были преданны науке, честно служили России, которая для некоторых стала второй родиной.

Они содействовали и подготовке русских кадров преподавателей университетов. Университеты имели четыре отделения (факультета): нравственных и политических наук (правоведение, политическая экономия, философия и богословие), словесное (филология, история, статистика, география), физико-математическое и медицинское.

В Петербургском университете вместо медицинского существовало восточное отделение. При университетах учреждались пансионы для подготовки к поступлению в университет лиц, получивших домашнее образование или же кончивших уездные училища.

Расширялось военное образование, главным образом, в виде закрытых учебных заведений для дворян – кадетских корпусов. В 1832 г. основана Императорская военная академия, готовившая офицеров Генерального штаба, а в 1855 г. Артиллерийская и Инженерная академии.

При Николае I фактически было положено основание специальному среднему и высшему техническому образованию: в 1828 г. открыт Технологический институт, в 1830 г. – Архитектурное училище, а в 1842 г.

Училище гражданских инженеров (в 1842 г. оба они объединились в Строительное училище), в 1835 г. в Москве основан Межевой институт, а в 1842 г. в Белоруссии – Горыгорецкое земледельческое училище, преобразованное в 1854 г. в Земледельческий институт.

В начале XIX в. число учащихся низших и средних учебных заведений составляло 130 тыс. человек, в 30-е годы – 245 тыс., в 1856 г. – 450 тыс. Однако уровень образованности населения еще продолжал оставаться низким. В начале XIX в. один учащийся приходился на 330 жителей, в 30-е годы – на 208, в 1856 г. – на 143 жителей.

Особенно отставала в этом отношении деревня, хотя в 40-е годы стали заводить сельские школы в государственной и удельной деревне, а некоторые богатые помещики устраивали школы в своих имениях.

К 1854 г. в государственной деревне числилось 2565 школ с 113 тыс. учеников, а в удельной – 204 школы с 7,5 тыс. учеников. Данных по помещичьей деревне не имеется. Но и в государственной и удельной деревне грамотных среди крестьян насчитывалось не более 5-7%; судя по описаниям помещичьих имений, составленным помещиками по разосланной в 1858 г. анкете, среди крепостных крестьян грамотность не превышала 1%. Грамотность сводилась к овладению чтением, письмом и четырьмя правилами арифметики.

Интересно
Впрочем, уровень образованности состоятельных слоев населения также оставался еще невысоким. Купцы и мещане часто проходили домашнее обучение – обычно у местного дьячка или приказчика, у которых основными «учебными пособиями» были псалтырь и часослов. Но и среди дворян лишь небольшая часть кончала университеты, лицеи, гимназии, кадетские корпуса.

Большинство довольствовалось домашним образованием, весьма различным по своему уровню. Хотя в военных учебных заведениях учились только дети дворян, и офицерский корпус был преимущественно дворянским, офицеров в армии, имевших специальное военное образование, в годы Крымской войны было не более 15%.

В первые два десятилетия XIX в. заметны успехи в книгоиздательстве и развитии периодической печати. И впоследствии, несмотря на суровые цензурные условия, закрытие властями в конце 30-х годов ряда газет и журналов как «крамольных», книгоиздательство и периодика продолжали развиваться, росли тиражи книг и журналов.

Интересно
С начала XIX в. до 1850 г. количество периодических органов выросло с 44 до 56, названий издаваемых книг – со 143 до 700. Но особенно заметен был рост печати в последнее предреформенное десятилетие (1850-1860 гг.), в течение которого количество периодических изданий возросло до 230, а названий книг – до 2100.

В первой половине XIX в. существенных успехов достигла русская наука: в математике, физике, химии, медицине, агрономии, биологии, астрономии, географии, в области гуманитарных исследований. Наука развивалась не только и даже не столько в стенах Российской академии наук. Важнейшими научными центрами являлись университеты.

Ведущее место в развитии русской науки занимал Московский университет. Здесь преподавали и вели научную работу такие крупные ученые, как основатель первой научной школы зоологов-эволюционистов К.Ф. Рулье, медики Е.И. Дядьковский, И.Е. Грузинов и А.М. Филомафитский, выдающийся геолог Г.Е. Щуровский, агробиолог и физик, «отец русской агрономии» М.Г. Павлов, астроном Д.М. Перевощиков – основатель университетской астрономической обсерватории, филолог и искусствовед Ф.И. Буслаев, историки М.Т. Каченовский, М.П. Погодин, О.М. Бодянский, Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев.

В Петербургском университете работали великий русский математик П.Л. Чебышев, правоведы А.П. Куницын и М.А. Балугьянский (первый ректор университета), ботаник А.Н. Бекетов и его брат, основатель отечественной школы физико-химиков Н.Н. Бекетов, экономисты и статистики К.Ф. Герман и К.И. Арсеньев, историк и этнограф В.И. Ламанский, филолог-славист И.И. Срезневский.

С основанием в 1854 г. факультета восточных языков Петербургский университет стал крупнейшим центром востоковедения.

С Дерптским университетом была связана деятельность известного русского астронома В.Я. Струве и знаменитого хирурга Н.И. Пирогова. Ученые Дерптского университета способствовали организации геолого-ботанических экспедиций для изучения природных богатств России.

Крупным научным центром был Казанский университет. Здесь работали великий русский математик, создатель неевклидовой геометрии Н.И. Лобачевский (ректор университета), выдающиеся ученые-химики Н.Н. Зинин и А.М. Бутлеров, сделавшие важные открытия в области органической химии. Велика была роль Казанского университета в распространении просвещения среди народов Поволжья.

Значительный вклад в развитие русской науки первой половины XIX в. внесли и ученые Российской Академии наук. Академики М.В. Остроградский и В.Я. Буняковский сделали ряд крупных открытий в математической физике и в области интегральных исчислений, В.В. Петров, Э.Х. Ленц и Б.С. Якоби в учении об электричестве, К.М. Бэр – в области эмбриологии, и др.

Важную роль в развитии русской науки и пропаганде научных знаний играли создававшиеся при университетах и Академии наук многочисленные научные общества: Математическое, Минералогическое, Испытателей природы, Любителей российской словесности, Истории древностей российских, Археологическое общество и др. Они объединяли ученых по научным интересам.

Научные общества по гуманитарным дисциплинам привлекали писателей, поэтов, артистов, художников, публицистов и вообще широкий круг образованных людей. Крупное научно-просветительское и общественное значение имели публичные лекции, читавшиеся профессорами университетов по общественным, гуманитарным и естественным наукам и собиравшие обширную аудиторию.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)