Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания

Согласно ст.29 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” прокурорский надзор распространяется на любую уголовно-процессуальную деятельность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Дознание как самостоятельная форма расследования по делам (глава 32 УПК РФ), по которым производство предварительного следствия не обязательно, не является единственным видом деятельности этих органов.

Помимо надзора за законностью дознания в предмет прокурорского надзора также входит:

  • исполнение законов органами дознания при регистрации, рассмотрении и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях;
  • исполнение законов по делам, по которым предварительное следствие обязательно, когда органы дознания выполняют указанные в ст.157 УПК РФ неотложные следственные действия;
  • исполнение законов при выполнении поручений следователя о производстве следственных и оперативно-розыскных действий и указаний об оказании ими содействия при проведении следователем отдельных следственных действий (п.4 ч.2 ст.38 УПК РФ).

Статья 40 УПК РФ, давая перечень органов дознания, в одних случаях относит к ним определенных должностных лиц – командиров воинских частей и начальников военных учреждений, судебных приставов, капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителей геологоразведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ; а в других – государственные органы, в том числе органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные соответствующими полномочиями, в том числе по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

Прокурорский надзор осуществляется за законностью решений и действий определенных субъектов уголовно-процессуальной деятельности, к которым относятся не только органы дознания в целом, но и лица, осуществляющие дознание, начальники органов дознания – в соответствии с тем, как это предусмотрено конкретными статьями Уголовно-процессуального кодекса РФ.

При расследовании уголовных дел к предмету прокурорского надзора относится прежде всего исполнение закона лицом, производящим дознание и осуществляющим процессуальные действия. На основании ч.3 ст.41 УПК РФ дознаватель по находящимся в его производстве уголовным делам вправе самостоятельно производить предусмотренные УПК РФ следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение. Дознаватель вправе осуществлять и иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Следовательно, в пределах предоставленных ему законом полномочий дознаватель является субъектом уголовно-процессуальной деятельности в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, а законность его деятельности относится к предмету прокурорского надзора. В сферу рассматриваемого направления прокурорского надзора входит деятельность любых органов дознания, независимо от их ведомственной принадлежности.

Процессуальные документы, составленные в пределах его компетенции, не нуждаются в утверждении начальником органа дознания. Законность процессуальных документов лица, производящего дознание, проверяется при осуществлении прокурорского надзора. В приказе № 31 Генеральный прокурор РФ требует обеспечить единый подход к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного следствия и дознания, независимо от их ведомственной принадлежности, что, в свою очередь, предопределяет наличие значительной общности в организации и методике надзорной деятельности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)