Профессионально-прикладная физическая подготовка в органах внутренних дел

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности. Требования к физической подготовке сотрудников различных подразделений органов внутренних дел отличаются в зависимости от особенностей двигательного режима их оперативно-служебной деятельности.

Интересно
Каждая профессия диктует свой уровень развития физических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Поэтому, если вы готовитесь к профессии сотрудника МВД, важно понимать, что оперативному работнику нужна профессионально-прикладная физическая подготовка одного содержания, а будущему следователю – другого. Эти отличия находят свое выражение в цели и задачах ППФП как самостоятельного раздела учебной дисциплины «Физическая подготовка».

Цель ППФП – формирование физической готовности у курсантов и сотрудников органов внутренних дел к успешной профессиональной деятельности.

Задачи ППФП курсантов и слушателей определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и заключаются в том, чтобы:

  • осваивать необходимые прикладные знания;
  • формировать прикладные умения и навыки;
  • воспитывать прикладные морально-волевые и физические качества;
  • воспитывать прикладные специальные качества.

Остановимся подробнее на смысловом содержании перечисленных задач. Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью, их можно получить в процессе физического воспитания, на лекциях по учебной дисциплине «Физическая подготовка», во время кратких методических бесед и установок на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях, путем самостоятельного изучения литературы.

Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов работ, способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач (ускоренное передвижение, плавание, ходьба на лыжах, гребля, стрельба, управление автомототранспортом, езда на мотоцикле и др.). Естественно, что этими умениями и навыками лучше владеет человек, занимающийся прикладными видами спорта, служебно-прикладным многоборьем, туризмом, автомотоспортом, стрелковым спортом, водными и другими видами спорта и т. д.

Прикладные морально-волевые и физические качества – это обширный перечень необходимых для каждой профессиональной группы прикладных качеств, которые можно формировать на занятиях различными видами спорта. Физические качества – быстрота, сила, выносливость, ловкость и подвижность в суставах (гибкость) необходимы во многих видах профессиональной деятельности, где специалистам для качественного выполнения работы требуется или повышенная общая выносливость, или быстрота, или сила отдельных групп мышц, или ловкость. Например, для сотрудников патрульно-постовой службы, помимо перечисленных физических качеств, требуется преимущественное развитие силы, выносливости и т. д. Заблаговременное акцентированное развитие этих физических качеств в процессе учебно-тренировочных занятий до профессионально требуемого уровня и является одной из задач ППФП.

Прикладные морально-волевые качества и свойства личности, необходимые будущему специалисту, могут формироваться как на учебно-тренировочных занятиях, так и самостоятельно. Нельзя сделать человека смелым, мужественным, отважным с помощью одних разговоров. Его обязательно надо ставить в условия, когда требуется проявить эти качества. Именно на спортивных тренировках, при регулярных самостоятельных занятиях физической подготовкой могут быть созданы условия, при которых проявляются такие волевые качества, как настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самодисциплина.

Направленным подбором упражнений, выбором видов спорта, спортивных игр можно акцентировано воздействовать на человека, способствуя формированию конкретных психических качеств и свойств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности. Многие спортивные и особенно игровые моменты, такие как внезапность, неожиданность действий, быстротечность тактических замыслов и решений, могут моделировать возможные жизненные ситуации в коллективе при выполнении служебно-профессиональных задач.

Интересно
Воспитанные в процессе спортивной деятельности чувство коллективизма, выдержка, самообладание, уважение к соперникам, трудолюбие, самодисциплина, умение ориентироваться в сложных, быстро изменяющихся ситуациях переносятся в повседневную жизнь, накладывают отпечаток на профессиональную деятельность.

Сознательное преодоление трудностей в процессе регулярных занятий физической культурой и спортом, борьба с нарастающим утомлением, ощущениями боли и страха воспитывают волю, самодисциплину, уверенность в себе, в своих силах. Прикладные специальные качества – это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и жары, укачивания в автомобиле, на море, в воздухе, недостаточного парциального давления кислорода в горах и др. Такие способности можно развивать путем закаливания, дозированной тепловой тренировки, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат (кувырки, упражнения и действия на спортивных конструкциях), укреплением мышц брюшного пресса, упражнениями на выносливость, при которых возникает двигательная гипоксия и т. д.

Развитие специальных качеств в процессе профессионально-прикладной подготовки может происходить как с помощью специально подобранных упражнений, так и при регулярных занятиях соответствующим видом прикладного спорта. Отдельно необходимо обратить внимание на особенности неспецифической адаптации, которая предшествует специфической. В общем смысле под адаптацией подразумевают происходящий в организме человека приспособительный процесс к воздействию непривычных для него факторов (по характеру, силе, длительности и т. д.).

Неспецифическая адаптация характеризуется как стресс и заключается в неспецифических изменениях общего характера, что позволяет повысить общую сопротивляемость к воздействию многих факторов (температурные перепады, инфекции, физические и психические нагрузки, радиация и т. п.). Любые занятия физической культурой и спортом запускают механизмы неспецифической адаптации.

Дальнейшая узкая специализация в том или ином виде деятельности (спортивной или профессиональной) ведет к специфической адаптации, т. е. приспособлению к действию определенного фактора и, соответственно, развитию специальных (профессиональных) качеств. Таким образом, результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)