Воспитание морально-волевых и психологических качеств сотрудников органов внутренних дел в процессе физической подготовки

В процессе физической подготовки воспитание морально-волевых и психологических качеств сотрудников осуществляется в соответствии с общими принципами и методами воспитания.

Однако специфичность физической подготовки обусловливает и некоторые особенности воспитания этих качеств в процессе физического совершенствования сотрудников:

  • положительное воздействие руководителя и коллектива;
  • образцовая организация и методика обучения.

Практика и результаты научных исследований свидетельствует о том, что в процессе физической подготовки можно эффективно воспитывать у сотрудников психологические качества, и, в первую очередь, волевые качества личности: целеустремленность, смелость и решительность, инициативу и находчивость, настойчивость и упорство, выдержку и самообладание.

В связи с этим основными путями воспитания психологических качеств в процессе физической подготовки являются:

  • использование наиболее эффективных средств, направленных на воспитание определенных психологических качеств;
  • применение специальных методических приемов.

Смелость и решительность – это способность своевременно и без колебаний принимать обдуманные решения, уверенно и энергично реализовать их, проявляя при этом готовность сознательно идти на риск в условиях непосредственной опасности. Инициатива и находчивость – это способность по личному почину, самостоятельно и активно действовать для решения поставленной задачи, проявляя при этом сообразительность и творчество.

Настойчивость и упорство – это способность длительно и упорно, не снижая активности и энергии, вести борьбу за выполнение поставленной задачи, преодолевая возникающие трудности. Выдержка и самообладание – это способность сохранять ясность мыслей и разумно управлять своими чувствами и действиями в условиях значительного утомления, эмоционального возбуждения, максимального напряжения, возникновения неожиданных препятствий и неудач.

В процессе физической подготовки, как показывают специальные исследования, могут эффективно воспитываться также эмоциональная настойчивость, способность к широкому распределению, быстрому переключению внимания и другие психологические качества сотрудников. Успешность воспитания психологических качеств сотрудников зависит, прежде всего, от умелого сочетания и использования всех методов воспитания (убеждение, пример, упражнение, высокая требовательность, поощрение). При этом особенно важную роль играет метод упражнения.

Большое значение в воспитании психологических качеств имеют специальные методические приемы, которые, в зависимости от конкретной направленности, можно разделить на три группы. Первую группу составляют приемы, направленные преимущественно на создание условий для проявления сотрудниками психологических качеств. Вторую группу составляют методические приемы, направленные преимущественно на побуждение сотрудников к преодолению трудностей путем создания у них сознательно-активного отношения к поставленным задачам. Третью группу составляют методические приемы, направленные преимущественно на обеспечение успеха при обучении упражнениям, связанным с проявлением тех или иных психологических качеств.

Это достигается:

  • постепенным наращиванием специфической трудности упражнений, сочетаемой в ряде случаев со значительным усложнением условий их выполнения;
  • повторением упражнений в разнообразных условиях, в частности, в более трудных, чем это предусмотрено нормативами;
  • использованием специальных приемов преодоления стойких отрицательных проявлений психологических качеств и влияния неудач при выполнении упражнений.

Все перечисленные методические приемы используются комплексно, в соответствии с конкретными особенностями содержания, задач обучения и воспитания, а также с учетом подготовленности занимающихся. Физическая подготовка направлена на обеспечение высокого уровня развития не только физической, но и морально-психологической подготовленности сотрудников. Поэтому в процессе физического совершенствования личного состава задачи обучения и воспитания должны быть тесно взаимосвязаны, а пути, средства и методы их решения органически дополнять друг друга. Все это предъявляет высокие требования к педагогическому мастерству сотрудников, особенно специалистов в области физической подготовки и спорта.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)