Профессиональная компетентность воспитателя

Современная система образования выдвигает необходимость повышения квалификации и профессионального уровня педагога, т.е. его профессиональной компетентности.

В педагогической литературе отсутствует единая точка зрения на содержание понятия «компетентность». Так, А. И. Турчинов понимает под компетентностью наличие профессионального опыта, имеющегося у человека, осуществляющего деятельность в рамках компетенции конкретной должности.

М.А. Чошанов определяет компетентность как специфическое качество, характеризующее совокупность профессиональных знаний и умений, выражающихся в следующем:

  1. знания компетентного педагога постоянно обновляются, являются оперативными и мобильными;
  2. компетентность отображает единство и взаимосвязь содержательного компонента – знаний и процессуального – умений;
  3. компетентность предполагает оптимальность выбора решения ситуаций в деятельности и его аргументации (критическое мышление).

Автор подчеркивает, что компетентность – это не только владение знаниями, но и готовность решать задачи и владение способами их решения. Он представляет компетентность как совокупность трех признаков:

  • мобильность знаний, обладание оперативными и мобильными знаниями;
  • гибкость метода, как умение применять тот или иной метод, наиболее подходящий к данным условиям в данное время;
  • критичность мышления – способность выбирать среди множества решений наиболее оптимальное и аргументировано опровергать ложные.

«Стратегия модернизации российского образования» определяет компетентность как взаимодействие когнитивного и операционально-технологического компонентов – с одной стороны, а с другой единство мотивационного, этического, социального и поведенческого компонентов данного понятия. Кроме того, данное понятие включает в себя знания и умения, систему ценностных ориентаций, привычки и т. д.

Современные исследования обогатили понятие «компетентность», включив в него наличие у специалиста личностного отношения к своей деятельности. Понятие «профессиональная компетентность» так же не имеет единого определения. Так в словаре-справочнике терминов нормативно-технической документации «профессиональная компетентность – обладание совокупностью профессиональных знаний и опыта (компетенций), а также положительного отношения к работе, требуемые для эффективного выполнения рабочих обязанностей в определенной области деятельности».

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом разработана и внедрена общеобразовательная программа дошкольного образования, которая содержит не только обязательную часть, но и часть, формируемую участниками образовательных отношений, а также включает в себя инклюзивное образование и учитывает этнокультурную ситуацию. Реализация этой новой общеобразовательной программы предполагает опору на профессиональную компетенцию воспитателя.

Компетенция (от лат. competentio от competo – добиваюсь, соответствую, подхожу) – личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников).

Компетенцию рассматривают и как базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно-продуктивной деятельности. Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Интересно
Под педагогической компетентностью понимается системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога. Психологический словарь трактует понятие профессиональной компетентности как отношение к успешной профессиональной деятельности, ее значению и определенным специфическим задачам в совокупности со всеми знаниями и навыками, используемыми при ее осуществлении.

Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности. Вот некоторые из них:

Профессиональная направленность. В основе такого качества личности, как профессиональная направленность, лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности.

Именно эти факторы побуждают к стремлению овладеть педагогическими знаниями и постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень.

Эмпатия. Это чувство характеризуется умением сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, зная возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях.

Педагогический такт.

Тактичность – это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила приличия и вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.

Педагогический оптимизм. Основой педагогического оптимизма является вера воспитателя в силы и возможности каждого ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребёнка, воспитатель помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника.

Оптимистически настроенный воспитатель не будет плохо говорить о ребёнке, жаловаться на него родителям. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять, жизнерадостностью, чувством юмора.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения. Стабильно высокий уровень профессиональной компетентности может быть достигнут при условии непрерывного образования. На первый план выступает не формальная принадлежность к профессии, а профессиональная компетентность, то есть соответствие специалиста требованиям профессиональной деятельности.

Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность – одна из характеристик профессиональной компетентности педагога. Большое влияние на формирование профессиональной педагогической компетентности оказывает стаж работы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)