Потребности личности

Потребность — это объективно испытываемая субъектом нужда в чем6либо, субъективно являющаяся источником активности, развития личности, социальной общности. Существует большой разброс в понимании сущности потребностей: от биологических до социально-экономических.

Потребность как нужда — это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно существование живых организмов (С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, В. И. Ковалев, В. А. Ядов, Л. И. Божович). Например, Б. С. Братусь считает, что потребность трактуется как требование, нужда, ожидание, стремление к какому:либо недостающему, желаемому предмету, содержание которого может быть самым разным — от необходимости размять энергичным движением затекшее от долгого сидения тело до стремления к познанию и истине.

Потребность как зависимость — это состояние организма, выражающее его зависимость от конкретных условий существования (В. А. Василенко, Б. И. Додонов). Это определение является наиболее распространенным, но существуют и другие.

Потребность как отношение. В этом случае потребность понимается как отношение между субъектом и миром (Д. А. Леонтьев).

Потребность как состояние (И. А. Джидарьян, В. Н. Мясищев, К. Обуховский) — действительно, переживание нужды свидетельствует об изменениях в состоянии организма и личности, потребностное состояние заставляет человека лишь искать причину для страдания.

Потребность как динамическое состояние. К. Левин понимал под потребностью динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого-либо намерения, действия. Анализ приведенных выше определений показывает, что все они содержат в себе факты, которые необходимо учитывать для понимания сути потребностей. Становится очевидным разделение потребностей на потребности организма и личности. При этом потребности личности всегда осознаваемы либо на уровне ощущений (биологические), либо на уровне понимания (социальные). Потребность тесно связана с нуждой. Из потребности личности невозможно исключить потребностное состояние, отражаемое в сознании субъекта и сигнализирующее о необходимости удовлетворения возникшего желания. Само возникновение потребности является механизмом, запускающим активность человека на достижение цели, способной удовлетворить его потребность.

Учитывая все перечисленные выше факторы, наиболее объективным выглядит определение, данное Е. П. Ильиным. Потребность — это переживаемое человеком состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием.

Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Выделяют две основные функции потребностей: сигнальную и побуждающую.

Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил название «опредмечивание потребности». В акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности или опредмеченная потребность. Именно через мотив потребность получает свою конкретизацию, становится понятной субъекту.

Существует огромное количество классификаций потребностей как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Многие философы, в том числе А. Шопенгауэр, К. Ясперс, Э. Фромм и другие, пытались осмыслить природу человеческих потребностей. Потребности в выживании, самосохранении, продлении рода хотя и свойственны человеку и, несомненно, являются важнейшими для него, но при этом их нельзя назвать специфически человеческими. Э. Фромм, специально изучая эту проблему, оставил нам некую схему истинно человеческих потребностей. Основой классификации для этого ученого (которого вполне можно отнести не только к крупнейшим философам нашего времени, но и к психологам) явилось утраченное единство с природой. По мнению Фромма, на протяжении длительной истории человечества разум, воля, эмоции людей не могли получить адекватного выявления. Общество не содействовало реализации глубинных естественных потребностей, а, напротив, стесняло их или направляло в искусственное русло, создавая основы культуры, общественной этики.

В качестве первой Фромм называет потребность в общении, в межиндивидуальных узлах. Изолированный, искусственно выброшенный из общества человек десоциализируется, утрачивает культурные стандарты. Идеальной формой, в которой названная потребность получает полное раскрытие, является любовь. В любви человек обнаруживает могучий душевный потенциал, растворяя себя в другом и тем самым выделяя собственную сущность.

Вторая потребность, описанная Э. Фроммом, — потребность в творчестве как глубинной интенции человека. В отличие от пассивного приспособления, присущего животному миру, люди стремятся преобразовать мир. Однако это невозможно без тяготения к трансценденции, поиска идеального. Без внутренней готовности к возвышенному, к романтическому порыву личность не может подняться над повседневной прозой жизни. Данная потребность продиктована наличием творческих сил в каждом индивиде, среди которых особое место занимает воображение, эмоциональность. В акте творчества человек соединяет себя с миром, разрывает рамки пассивности своего существования, входит в царство свободы.

Третьей в перечислении Фромма является потребность в ощущении глубоких корней, гарантирующих прочность и безопасность бытия. Она обеспечивается не только и не столько материнской и отцовской любовью, это ощущение собственных родовых корней. Нужно знать всех своих предков, каждый должен стремиться осознать себя звеном в определенной стабильной цепи рода человеческого. Фромм определяет такие формы в качестве корневых, психологически прочных связей. От материнской любви исходит всепрощение, милосердие, любовь. От отцовской — различные формы авторитарного сознания: рассудочность, стремление установить иерархические отношения главенства и подчиненности.

Четвертая глубинная потребность — стремление к уподоблению, поиск объекта поклонения. Индивид, заброшенный в мир таинственных вещей и явлений, оказывается просто не в состоянии самостоятельно осознать назначение и смысл окружающего бытия. Он нуждается в системе ориентации, которая дала бы ему возможность отождествить себя с неким признанным образцом.

Пятая потребность заключается в стремлении к познанию, к освоению мира. Одно из глубоких интимных влечений личности — желание распознать логику окружающего мира, удовлетворить свое стремление к пониманию внутреннего смысла субъектов и объектов.

Таким образом, Э. Фромм выделяет пять основных человеческих потребностей. Но все сходятся на том, что здоровые стремления, правильно удовлетворяемые, важны и необходимы для умственного и душевного здоровья. Напротив, нездоровые, нереальные и неправильно выполняемые стремления могут привести к большим психологическим затруднениям.

Среди «истинно психологических» классификаций наиболее известной является иерархия потребностей по Маслоу. Чаще всего «пирамиду потребностей» представляют в виде пяти основных потребностей: в ее основании — физиологические, затем — потребности в безопасности, следующий уровень — аффилятивные, далее — потребности в уважении и самоуважении и, наконец, потребность в самоактуализации. Самой важной является потребность в самоактуализации, но ее удовлетворение невозможно, пока не удовлетворены предыдущие потребности, удовлетворение каждой потребности возможно лишь после удовлетворения предыдущей.

В дальнейшем многие психологи пересмотрели сущность его классификации. Например, экзистенциалисты, в частности В. Франкл, считают, что вся наша деятельность опосредована прежде всего стремлением к самоактуализации, стремлением к лучшему, а не базовыми потребностями по Маслоу. К примеру, если мы испытываем порыв к творчеству, то забываем о пище и безопасности.

Польский психолог Казимеж Обуховский в своей монографии «Галактика потребностей», изучив и проанализировав многие известные концепции потребностей, предлагает свою классификацию. В ней все потребности прежде всего делятся на всеобщие и индивидуальные.

Всеобщие потребности делятся, в свою очередь, на категории:

  1. физиологические (физическое существование индивида);
  2. потребности в ориентации (интеллектуальное познавание мира, общение, определение смысла своей жизни);
  3. сексуальные (естественные, но необязательные: инстинкт продолжения рода);
  4. потребность в психической дистанции (это венец потребностей, удовлетворение ее является окончательным условием развития личности, продолжающегося в течение всей жизни человека. Она является основой психической свободы).

Индивидуальные потребности специфичны для определенной личности. Сюда относятся потребности: зависимости, патологические, отличия. Традиционно большинством психологов выделяется два основных вида потребностей: биологические и социальные. Заслуживает внимания концепция потребностей Сальваторе Мадди, который выделяет третью группу потребностей — психологические и включает в нее потребности в суждении, воображении и символизации. Мадди описывает два типа развития личности в зависимости от того, какие потребности выходят у личности на первый план. В одном случае у человека безраздельно доминируют биологические и социальные потребности, а психологические очень слабы. Этот путь развития личности Мадди называет конформистским. При другом — индивидуалистском — пути развития личности главенствующее положение занимают психологические потребности, и это играет ключевую роль в изменении всей логики поведения в тех или иных условиях. Человек становиться человеком: выходит за пределы биологических нужд, преодолевает ситуативность своего поведения именно благодаря этим психологическим потребностям. Личность приобретает возможность создавать картину желательного мира.

В. Франкл тоже выделяет третью группу потребностей — экзистенциальные, потребность в смысле жизни. По его мнению, стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни — врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности. Характеризуя стремление, порождаемое смыслом, и противопоставляя его влечениям, порождаемым потребностями, автор тем самым выносит стремление к смыслу в отдельную возвышающуюся над потребностями категорию. Наш отечественный психолог, профессор СПбГУ В. Н. Куницына, также отдельно рассматривает потребность в смысле жизни, выделяя ее как особое психическое состояние индивида, как ощущаемые или осознаваемые им «напряжение», «неудовлетворение», как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности.

Существует иерархия потребностей, предложенная В. А. Ядовым. Его классификация осуществляется по принципу предметной направленности человеческих потребностей как потребностей физического и социального существования. На этом основании выделяются:

  • потребности психофизиологические, витальные;
  • потребности в ближайшем семейном окружении;
  • потребности включения в многочисленные малые группы и коллективы;
  • потребности включения в целостную социальную группу.

Исходя из вышесказанного, на вопрос, можно ли отнести потребности к свойствам, качествам личности, можно с уверенностью ответитьда, но не все. К личности относятся такие потребности, как экзистенциальные, потребности в общении, самоактуализации. Понятие потребности тесно связано с понятием мотива личности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)