Проектирование организационной структуры управления предпринимательскими организациями

Процесс управления предпринимательской деятельностью определяется действующей организационной структурой управления компании, которая определяет цикл управления.

Формирование организационной структуры управления (ОСУ) связано с созданием отделов и служб, определением сфер управления, распределением прав и обязанностей.

Построение системы организации обычно основано на некой теории организации, в соответствии с которой предпринимательская структура считается адекватной поставленным целям. Достижение целей организации осуществляется с помощью хозяйственного механизма управления.

Основной характеристикой организации является установленный состав подразделений, иерархия должностей, совокупность должностных инструкций, внутриорганизационных положений.

ОСУ бизнес-структуры обладает рядом особенностей, в том числе:

  • наличие в управлении лица, принимающего решения;
  • многоцелевой характер действий организации (многокритериальность);
  • сложную систему взаимодействия между отдельными специалистами и их группами.

Существуют три подхода к проектированию организации управления бизнес-структурой.

Первый подход, классический, рассматривает организацию с механистических позиций. Структура организации считается заданной, если участники рассматриваются как одноцелевые пассивные элементы, строго выполняющие свои функции. Они работают в соответствии с предписанным алгоритмом действий, например в рамках должностных инструкций. В рамках классического подхода формируется бюрократическая модель организации. В качестве формального аппарата при разработке моделей систем управления применяются классические математические модели, законы элементарной физики и механики, что определяет и название самого подхода — механистический.

Второй подход, используемый для проектирования организаций, называют поведенческим. Основной вопрос здесь — поведение работников, взаимоотношения между членами организации и реакции элементов организации на различные стимулы. Такой подход позволяет учитывать и анализировать действия неформальных структур. Методология поведенческого подхода основана на групповой динамике. Применяемый аппарат — математическая и экономическая статистика.

Третий подход к проектированию ОСУ — системно-ориентированный, или ситуационный, в его рамках разрабатывается большое число методов и теорий, направленных на изучение различных сторон функционирования организации. Методология этого подхода основана на разработке системы формальных моделей, описывающих отдельные аспекты функционирования организации, и последующем анализе поведения этих моделей, например экспертными методами.

Это вызвано тем, что описания такого элемента организации, как человек, каким-либо формальным аппаратом не существует. Однако в большинстве моделей участник организации и его активная роль в функционировании этой организации учитываются на первом же этапе разработки модели — при определении исходной информации (критериев и ограничений, набора показателей функционирования).

При системно-ориентированном, ситуационном, подходе все методы организации управления можно условно разделить на две группы. К первой относится группа методов, описывающая поведение системы при выполнении какой-либо функции управления — прогнозирования, реинжиниринга, планирования, контроллинга. Сюда же относятся оптимизационные методы исследования операций — задачи распределения, размещения, управления запасами и т.д. К этой же группе относятся модели, разрабатываемые для анализа и совершенствования ОСУ, в которых учитывается иерархический принцип построения структур, процессы координации, декомпозиции, агрегирования.

Вторая группа методов организации управления основана на анализе процедуры принятия решений предпринимателями-ме- неджерами. При ситуационном подходе принятие стратегических и тактических (оперативных) решений составляет основу функционирования организации.

Интересно
Среди основных компонентов проектирования любой ОСУ важное место занимает принцип выделения в функциях организации основных видов управленческой деятельности.Подразделения и службы ОСУ могут быть образованы в соответствии с: типом выполняемых функций; характером производимой продукции и услуг; типом производственного процесса; территориальными признаками; характером потребителей; видами проектов.

Формирование подразделений по видам функций является наиболее широко распространенной формой группировки видов деятельности: подразделения, разделенные по видам продукции (услуг), имеют место в бизнес-структурах, выпускающих несколько видов продукции или предоставляющих несколько видов услуг.

Группировка подразделений по видам процессов осуществляется в тех случаях, когда это позволяет максимально использовать производственное оборудование и высококвалифицированные кадры.

Подразделения образуются по территориальному признаку в бизнес-структурах, работающих для обширных территорий.

Подразделения создаются по характеру потребителей, когда компании работают с группами потребителей, разделенными по различным признакам (возраст, пол, уровень доходов). Подразделения и службы ОСУ создаются также по типу выполняемых проектов; в этих случаях формируются специализированные бригады (группы) менеджеров.

Классический и поведенческий подходы к формированию ОСУ опираются на схемы процедур, показанные на рис. 5.2.

Потребность в координации деятельности различных подразделений организации требует создания системы управления, имеющей разные уровни подчинения — высшего, среднего и нижнего.

Задачами предпринимателей, обычно они являются менеджерами высшего уровня управления, являются: разработка стратегии организации (на срок свыше одного года), текущих (годовых) бизнес-планов, на основе которых определяются научно-техническая политика, бюджетное управление, учетная политика, перспективы развития.

Менеджеры среднего звена разрабатывают более детальные бизнес-планы, определяют потребности в конкретного вида ресурсах; они осуществляют контроль за их наличием, согласуют производственную программу между подразделениями, составляют графики и стандарты оперативного управления.

Менеджеры низшего звена занимаются решением оперативных вопросов, связанных с обеспечением выполнения плана-графика производства и продаж продукции, заложенных в бизнес-плане.

В зависимости от числа уровней управления ОСУ компании может быть вертикальной, когда число уровней управления большое, и горизонтальной, если число уровней управления не превышает двух-трех. Каждый уровень управления имеет свою сферу (зону) управления.

При проектировании ОСУ необходимо определить:

  • сколько подчиненных будет у каждого менеджера;
  • какая структура управления будет преобладающей— вертикальная или горизонтальная.

В отличие от моделей механистического типа в поведенческих и системно-ориентированных моделях при формировании ОСУ углубленно прорабатываются социально-психологические аспекты организационного поведения, связанные с формированием «организационной модели» и созданием социальных механизмов лидерства. Ориентация на такие модели обусловлена динамичными изменениями, происходящими во внешней и внутренней среде организаций, использованием информационных технологий для автоматизации производства и управления, а также развитием Интернета.

Построение гибких и динамичных ОСУ обеспечивает быструю реакцию бизнес-структуры на различные изменения внутренних и внешних условий. Органическая система управления имеет следующие преимущества: большую гибкость, особенно в учете и оценке хозяйственных рисков; меньшую привязку к правилам и нормам; групповую (бригадную) организацию труда персонала; механизм принятия решения, базирующийся не на авторитете (власти), правилах или традициях, а на доверии, убеждении, опоре на цели организации; творческий подход к работе персонала, основанный на связи результатов деятельности каждого работника с миссией организации; постоянную готовность к прогрессивным изменениям в организации и технологии.

Несмотря на очевидные преимущества органических систем управления, переход к ним сдерживается, поскольку для этого необходимы:

  • дополнительное обучение и переподготовка персонала с целью повышения профессиональной и универсальной подготовки кадров (с учетом глубокой специализации ранее подготовленных кадров отсутствие специальной профессиональной подготовки менеджеров является в настоящее время сдерживающим фактором);
  • повышение уровня информированности персонала;
  • ликвидация функциональной обособленности отдельных подразделений и служб и формирование у них общих интересов и целевых установок; радикальная переориентация взаимоотношений как с партнерами, так и конкурентами;
  • формирование концепций групповой формы организации управления (матричной, целевой, программной).

Для проектирования гибких систем управления используют методику реинжиниринга. Задачей реинжиниринга является такая реконструкция управления, которая позволяет наилучшим способом удовлетворить требования миссии компании. При этом происходит радикальное изменение хозяйственных и финансовых процессов, в результате чего значительно улучшаются показатели деятельности предпринимательской структуры.

Реинжиниринг включает обратный (ретроспективный) инжиниринг и прямой инжиниринг.

На этапе ретроспективного инжиниринга предприниматели и менеджеры с участием разработчиков информационных систем создают детальное описание действующей организации, идентифицируют и документируют ее основные хозяйственные процессы (бизнес-процессы).

Прямой инжиниринг включает проектирование новых или совершенствование существующих бизнес-процессов; определение способов использования информационных технологий, изменений в работе персонала; изменение различных видов работ, системы мотивации; разработку поддерживающих систем (информационных, ресурсных) и т.д.

Появление новых ОСУ связано не с разработкой оригинальной схемы, а обусловлено отношениями между работниками при объединении усилий в направлении желаемой цели, состоянием предпринимательской структуры, что показано на рис. 5.3.

Принимая решения о переходе к конкретной организационно-управленческой форме предпринимательской деятельности, необходимо учитывать характеристики поведения предприятий в рыночной экономике, приведенные в табл. 5.3.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)