Проблемы и перспективы реформирования российского образования

Как уже отмечалось, необходимость и, в определенном смысле, неизбежность реформирования образования является следствием социально-экономических и политических реформ в обществе, в целом.

Некоторые исследователи выделяют циклы образовательных реформ, начало которых обычно совпадает с какими-то значимыми политико-экономическими событиями. Затем следует процесс разработки идеологии реформ, формирование законодательной базы.

Постепенно реформирование переносится с политико-административного уровня – на уровень конкретных решений, требований, условий деятельности. На этом этапе возникает множество практических проблем, решение которых требует коррекции идеологии и практики реформирования.

К сожалению, одной из особенностей реформирования российского образования является постоянное накопление проблем и противоречий в низовых звеньях системы образования без систематического разрешения.

Следствием этого становится процесс контрреформ, когда под влиянием возникших проблем и противоречий, многие решения, принятые на предыдущем этапе отменяются, делаются попытки вернуть систему образования к дореформенному состоянию, что, в конечном счете, приводит к возобновлению нерешенных проблем.

Нынешний цикл реформирования российского образования начался в конце 80-ых – первой половине 90-ых годов в логике политики демократизации общества и государства, ухода от идеологического диктата одной политической силы, перехода от индустриального общества – к постиндустриальному (информационному).

Эти идеи и ценности были закреплены в Законе «Об образовании» (1992), Законе «О высшем и послевузовском образовании», а также – «Национальной доктрине образования Российской Федерации» (2000).

В общеметодологическом плане, реформирование было связано с утверждением следующих ценностей:

  1. Обеспечение свободы выбора для каждого молодого человека, возможностей жизненной и профессиональной самореализации.
  2. Поддержка вхождения новых поколений в глобальный мир, открытое информационное общество. Основными средствами решения этой задачи является придание образованию гуманитарной, развивающей, информационной и коммуникативной направленности.
  3. Социализация подростков и молодежи в рыночной среде, обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку талантливой молодежи вне зависимости от их социального происхождения.
  4. Противодействие негативным социальным процессам, в том числе, криминализации, наркотизации молодежной среды, асоциального поведения, беспризорности и безнадзорности.

Вторая часть нынешнего реформаторского цикла начинается около 2000 года. В этот период в реформировании образования наблюдаются несколько разнонаправленных тенденций.

С одной стороны, продолжается разработка нормативных документов, ориентированных на развитие образования, повышение его доступности, демократичности, вариативности («Федеральная программа развития образования 2001 – 2005», «Федеральная целевая программа развития образования 2006 – 2010», «Наша новая школа»).

С другой стороны, формулируются новые приоритеты реформирования образования – политика модернизации образования («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»), реализация которой связана с повышением требований к качеству образования, ужесточением контрольных процедур (введение ЕГЭ), реструктуризацией бюджетного финансирования (введением «подушевого финансирования», передачей учреждений начального и среднего профессионального образования из государственной собственности – в региональную и муниципальную).

Еще одной тенденцией становится «европеизация» российского образования: в 2003 году Россия вступает в Болонский процесс, призванный создать в Европе единую систему высшего образования

В этой связи, происходит переход от традиционной 5-летней системы подготовки специалистов – к двухуровневому высшему образованию (4 года бакалавриат + 2 года магистратура), по аналогии с западными университетами, в профессиональном образовании начинают разрабатываться системы менеджмента (управления) качеством.

Следует также отметить, что ряд реформ, заявленных в 2000-ые годы, так и не был реализован. В их числе:

  • создание единой системы предшкольного образования, т.е. разработка нормативного содержания, организации и условий для систематической подготовки дошкольников к обучению в школе;
  • переход на 12-летнее среднее образование (напомним, что нынешняя система одиннадцатилетняя);
  • законодательное утверждение государственных образовательных стандартов общего образования (в современных условиях государственные образовательные стандарты утверждаются постановлением Правительства, но не носят характера государственного закона);
  • профилизация старшей школы (осуществление углубленной профессиональной ориентации и подготовки учащихся старших классов к будущему профессиональному образованию и профессиональной деятельности).

Основой для реформирования образования в течение второго десятилетия XXI века является «Стратегия – 2020», в которой сочетаются элементы трех концепций реформирования («сценариев реформ»):

  • стабилизация (завершение и практическая реализация тех процессов, которые уже заявлены в предыдущие десятилетия, но не реализованы, в том числе, стандартизация образования, профилизация и пр.);
  • модернизация (совершенствование материально-технической базы, кадрового и научно-информационного потенциала ныне действующих образовательных учреждений и систем);
  • инновация (развитие альтернативных форм получения образования, в том числе, дистанционного, инклюзивного; создание образовательных практик и учреждений нового типа, структурные изменения системы управления образованием).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)