Проблемы и перспективы реформирования российского образования
Как уже отмечалось, необходимость и, в определенном смысле, неизбежность реформирования образования является следствием социально-экономических и политических реформ в обществе, в целом.
Некоторые исследователи выделяют циклы образовательных реформ, начало которых обычно совпадает с какими-то значимыми политико-экономическими событиями. Затем следует процесс разработки идеологии реформ, формирование законодательной базы.
Постепенно реформирование переносится с политико-административного уровня – на уровень конкретных решений, требований, условий деятельности. На этом этапе возникает множество практических проблем, решение которых требует коррекции идеологии и практики реформирования.
Следствием этого становится процесс контрреформ, когда под влиянием возникших проблем и противоречий, многие решения, принятые на предыдущем этапе отменяются, делаются попытки вернуть систему образования к дореформенному состоянию, что, в конечном счете, приводит к возобновлению нерешенных проблем.
Нынешний цикл реформирования российского образования начался в конце 80-ых – первой половине 90-ых годов в логике политики демократизации общества и государства, ухода от идеологического диктата одной политической силы, перехода от индустриального общества – к постиндустриальному (информационному).
Эти идеи и ценности были закреплены в Законе «Об образовании» (1992), Законе «О высшем и послевузовском образовании», а также – «Национальной доктрине образования Российской Федерации» (2000).
В общеметодологическом плане, реформирование было связано с утверждением следующих ценностей:
- Обеспечение свободы выбора для каждого молодого человека, возможностей жизненной и профессиональной самореализации.
- Поддержка вхождения новых поколений в глобальный мир, открытое информационное общество. Основными средствами решения этой задачи является придание образованию гуманитарной, развивающей, информационной и коммуникативной направленности.
- Социализация подростков и молодежи в рыночной среде, обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку талантливой молодежи вне зависимости от их социального происхождения.
- Противодействие негативным социальным процессам, в том числе, криминализации, наркотизации молодежной среды, асоциального поведения, беспризорности и безнадзорности.
Вторая часть нынешнего реформаторского цикла начинается около 2000 года. В этот период в реформировании образования наблюдаются несколько разнонаправленных тенденций.
С одной стороны, продолжается разработка нормативных документов, ориентированных на развитие образования, повышение его доступности, демократичности, вариативности («Федеральная программа развития образования 2001 – 2005», «Федеральная целевая программа развития образования 2006 – 2010», «Наша новая школа»).
С другой стороны, формулируются новые приоритеты реформирования образования – политика модернизации образования («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»), реализация которой связана с повышением требований к качеству образования, ужесточением контрольных процедур (введение ЕГЭ), реструктуризацией бюджетного финансирования (введением «подушевого финансирования», передачей учреждений начального и среднего профессионального образования из государственной собственности – в региональную и муниципальную).
В этой связи, происходит переход от традиционной 5-летней системы подготовки специалистов – к двухуровневому высшему образованию (4 года бакалавриат + 2 года магистратура), по аналогии с западными университетами, в профессиональном образовании начинают разрабатываться системы менеджмента (управления) качеством.
Следует также отметить, что ряд реформ, заявленных в 2000-ые годы, так и не был реализован. В их числе:
- создание единой системы предшкольного образования, т.е. разработка нормативного содержания, организации и условий для систематической подготовки дошкольников к обучению в школе;
- переход на 12-летнее среднее образование (напомним, что нынешняя система одиннадцатилетняя);
- законодательное утверждение государственных образовательных стандартов общего образования (в современных условиях государственные образовательные стандарты утверждаются постановлением Правительства, но не носят характера государственного закона);
- профилизация старшей школы (осуществление углубленной профессиональной ориентации и подготовки учащихся старших классов к будущему профессиональному образованию и профессиональной деятельности).
Основой для реформирования образования в течение второго десятилетия XXI века является «Стратегия – 2020», в которой сочетаются элементы трех концепций реформирования («сценариев реформ»):
- стабилизация (завершение и практическая реализация тех процессов, которые уже заявлены в предыдущие десятилетия, но не реализованы, в том числе, стандартизация образования, профилизация и пр.);
- модернизация (совершенствование материально-технической базы, кадрового и научно-информационного потенциала ныне действующих образовательных учреждений и систем);
- инновация (развитие альтернативных форм получения образования, в том числе, дистанционного, инклюзивного; создание образовательных практик и учреждений нового типа, структурные изменения системы управления образованием).
- Метод портфолио
- Основы педагогического творчества и саморазвития
- Основы исследовательской деятельности
- Основы подготовки научных текстов
- Пути приобретения педагогических знаний
- Требования ФГОС к подготовке бакалавров образования
- Модели целеполагания в педагогическом образовании
- Возрастные аспекты
- Уровни и пути формирования педагогического мастерства
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу